Конференции и семинары

Вторая Всероссийская научно-практическая конференция "Цифровая дидактика профессионального образования и обучения"

18 марта 2020 года в ФИРО РАНХиГС обсудили потенциал цифровых технологий, доступных в условиях перехода на онлайн-образование, в том числе в ходе принятия мер по предотвращению распространения короновируса.

 

Трансляция:


О мероприятии

Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения» в интернет-пространстве объединила ведущих российских ученых – специалистов в сфере профессионального и электронного образования; представителей экспериментальных площадок, руководителей, педагогов, методистов профессионального образования и, конечно, разработчиков цифровых образовательных продуктов и средств.

Организаторами мероприятия стали Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС и Ассоциация образовательных организаций, научных работников и педагогов профессионального образования «Академия профессионального образования».

В рамках конференции обсудили комплекс актуальных вопросов, связанных с цифровизацией российской системы профессионального образования. В частности, цифровую трансформацию профессионального образования необходимо осмыслить в контексте Федеральных и Национальных программ и проектов, требований цифровой экономики. Перед экспертным сообществом стоят проблемы разработки, использования и оценки качества онлайн-курсов в системе профессионального образования.

На повестке дня также вопрос обеспечения мотивационно-психологической и содержательно-деятельностной готовности преподавателей и студентов системы СПО к работе в условиях цифровой трансформации образовательного процесса.

Участники рассказали о дефицитах, возможностях и тенденциях развития рынка цифровых образовательных продуктов. Был представлен опыт использования цифровых средств в контексте совершенствования учебно-производственного процесса профессиональных образовательных организаций.

Особое внимание было уделено нормативно-правовым и нормативно-финансовым проблемам внедрения онлайн-обучения в образовательный процесс СПО.

Программа

Дата и время проведения:

18 марта 2020 г., 9.00-16.00 по московскому времени

На конференции ведётся видеозапись, которая по факту готовности будет размещена на сайте.

 

Организаторы конференции:

Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС

Ассоциация образовательных организаций, научный работников и педагогов профессионального образования «Академия профессионального образования»

Участники конференции:

  • Ведущие российские ученые – специалисты в сфере профессионального и электронного образования
  • Экспериментальные площадки, работающие по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования»
  • Руководители, педагоги, методисты профессионального образования
  • Разработчики цифровых образовательных продуктов и средств.

 

9.45 - 10.00 – Проверка подключения

 

10.00 – 12.30 – ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

 

10:00-10:10

Приветственное слово

Дулинов Максим Викторович, директор Федерального института образования РАНХиГС

 

10:10-10:30

Цифровая трансформация профессионального образования в Республике Беларусь

Голубовский Валерий Николаевич, ректор Республиканского института профессионального образования Республики Беларусь, к.п.н., доцент (Минск)

 

10:30-10:45

Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: от проектирования к внедрению

Блинов Владимир Игоревич, директор НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, д.п.н., профессор (Москва)

 

10:45-11:00

Оценка качества онлайн-курсов и технологических продуктов в образовании

Платонов Валерий Николаевич, Председатель оргкомитета конкурса EdCrunch Award-GESA Russia, к.ф.-м.н. (Москва)

 

11:00-11:15

Цифровая среда обучения - новый объект деятельности современного педагога

Носкова Татьяна Николаевна, зав. кафедрой цифрового образования РГПУ им. А. И. Герцена, профессор, д.п.н., к.т.н. (Санкт-Петербург)

 

11:15-11:30

Формирование цифровой образовательной среды профессионального образования. Основные задачи, архитектура, опыт внедрения

Щербаков Сергей Геннадьевич, генеральный директор ИЦ "Академия" (Москва)

 

11:30-11:45

Цифровизация профессионального образования. Размышления по итогам первых шагов

Сергеев Игорь Станиславович, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС, д.п.н. (Москва)

 

11:45-12:00

Цифровая трансформация профессионально-педагогического образования: опыт РГППУ

Ломовцева Наталья Викторовна, директор Института непрерывного образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, к.п.н., доцент (Екатеринбург)

 

12:00-12:15

Нормативно-правовые и финансовые аспекты цифровой трансформации профессионального образования: опыт КНИТУ

Зимина Ирина Владимировна, декан факультета СПО Казанского национального исследовательского технологического университета (Казань)

 

12:15-12:30

Резерв. При наличии времени заслушиваются выступления секционной части

 

 

12.30 – 13.30 – Перерыв

 

13.30 – 16.00 – СЕКЦИОННОЕ ЗАСЕДАНИЕ

 

ВЫСТУПЛЕНИЯ ОНЛАЙН

Все презентации будут размещены на сайте.

 

13:30 – 13:38

Опыт внедрения мультимедийного контента в практику реализации образовательных программ колледжа

Калинин Александр Сергеевич, директор Волгоградского социально-педагогического колледжа, старший научный сотрудник ВНОЦ РАО ВГСПУ (Волгоград)

13:38 – 13:46

Трансформация образовательного процесса колледжа в методологическом поле цифровой дидактики

Ананьина Юлия Владимировна, зам. директора, Перевозский строительный колледж (Нижегородская область)

13:46  - 13:54

Опыт разработки, реализации и оценки качества онлайн-курсов в системе профессионального образования

Шумилова Ольга Николаевна, зав. кафедрой «Гуманитарные науки», Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, к.п.н. (Нижегородская область)

13:54 – 14:02

Практика разработки программы профессионального модуля «Изготовление прототипов» в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций края

Черная Ксения Евгеньевна, старший методист отдела разработок и экспертизы образовательных программ, Хабаровский краевой институт развития образования (Хабаровск)

14:02 – 14:10

Внедрение элементов онлайн-обучения в образовательный процесс как первый этап развития ЭИОС колледжа

Ходоровская Анна Леонардовна, начальник отдела внедрения ИС, Колледж управления и экономики "Александровский лицей" (Санкт-Петербург)

14:10 – 14:18

Организация взаимопроверки работ обучающихся в LMS Moodle

Насыров Наиль Фаизович, методист, Радиотехнический колледж (Санкт-Петербург)

14:18 – 14:26

Организация деятельности авторских коллективов по разработке учебных онлайн курсов для СПО

Долгова Татьяна Валерьевна, гл. методист отдела дополнительного профессионального образования, к.э.н. компании «Мобильное Электронное Образование» (Москва)

14:26 – 14:34

Психолого-педагогические условия взаимоподдержки сотрудников образовательной организации в процессе освоения освоении цифровых технологий

Пряжников Николай Сергеевич, профессор Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, д.п.н., профессор (Москва)

14:34 – 14:42

Разработка и внедрение элементов непрерывного образования технических специалистов топливно-энергетического комплекса

Калашников Павел Кириллович, доцент кафедры автоматизации проектирования сооружений нефтяной и газовой промышленности РГУ (НИУ) нефти и газа имени И. М. Губкина (Москва)

14:42 – 14:50

Цифровая трансформация высшего и профессионального образования: международные тренды

 

Неборский Егор Валентинович, зам. директора по научно-исследовательской работе, Институт «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета, д.п.н., доцент (Москва) 

14:50 – 14:58

Практические подходы к цифровой дидактике в педагогическом образовании

Воробьева Наталья Александровна, заместитель директора Института СПО им. К.Д. Ушинского МГПУ, к.п.н., доцент (Москва)

14:58 – 15:06

Опыт работы МГОК по созданию цифровых ресурсов для студентов технических специальностей

Акопян Светлана Владимировна, зав. учебной частью, Московский государственный образовательный комплекс (Москва)

15:06 – 15:14

Внедрение технологий электронного обучения в образовательный процесс колледжа

Кирсанов Егор Евгеньевич, руководитель службы информационного сопровождения образовательной деятельности, Тольяттинский социально- экономический колледж, (Самарская область)

15:14 – 15:22

Экосистема цифрового образовательного процесса: условия и инструменты развития

Сумина Татьяна Григорьевна, доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет, к.п.н., доцент (Екатеринбург)

15:22 – 15:30

Возможности адаптивного тестирования на платформе «Юрайт» для среднего профессионального образования

Сафонов Александр Андреевич, главный редактор по контенту, Издательство Юрайт, к.и.н. (Москва)

15:30 – 15:38

Новые образовательные технологии и внедрение их в учебный процесс (на примере создания электронной очереди)

Ставицкий Илья Владимирович, преподаватель, Лемешко Андрей Юрьевич, студент, Западный комплекс непрерывного образования (Москва)

15:38 – 15:46

Цифровые платформенные решения как драйвер развития системы СПО в соответствии с потребностями региональных инвестиционных проектов и рынков труда

Данилова Лада Сергеевна, зам. руководителя образовательных программ, ООО Компания "Ай Пи Ар Медиа" (Москва)

15:46 – 15:54

Цифровизация управленческих процессов колледжа. Приемная кампания

Соколов Сергей Николаевич, руководитель проекта, ООО «Протон-лаб» (Москва)

15:54 – 16:02

Роль электронной библиотечной системы в решении задач цифровой трансформации образовательного процесса в учебном заведении на примере ЭБС BOOK.ru

Светлова Елена Борисовна, директор по продаже цифровых продуктов издательской группы «КНОРУС» (Москва)

 

Построение индивидуальных образовательных траекторий в LMS Moodle: фреймворки компетенций.

Быстрова Лилия Борисовна, директор Иркутского гидрометеорологического техникума (Иркутск)

 

Разработка комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональных навыков и компетенций в цифровой среде профессионального образования

Шаталов Олег Александрович, директор Белгородского индустриального колледжа (Белгород)

 

Концепция построения online -курса на примере правовых дисциплин

Полетаева Екатерина Олеговна, преподаватель, Нижнетагильский торгово-экономический колледж (Свердловская область)

 

Построение мотивирующей модели обучения, основанной на качественном содержании и цифровой системе оценки уровня знаний и умений обучающихся

Безносова Ольга Юрьевна, старший методист, Кудрявцева Марина Анатольевна, старший методист, Иркутский авиационный техникум (Иркутск)

 

Подготовка педагога к реализации электронного обучения: от идеи к воплощению

Сидоренко Оксана Сергеевна, зав. региональным ресурсным центром «ИКТ в образовании» Забайкальского края, Читинский педагогический колледж (Чита)

 

Разработка индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом интеграции в образовательный процесс онлайн-обучения

Дьячкова Светлана Петровна, методист, руководитель ЭП, Нижнетагильский торгово-экономический колледж (Свердловская область)

 

Непрерывное профессиональное развитие сотрудников колледжа в условиях цифровой образовательной среды

Солоневичева Мария Николаевна, методист, зав. информационным центром, Педагогический колледж № 4 (Санкт-Петербург)

 

Практические онлайн-инструменты в аудиторной работе преподавателя

 

Платонов Валерий Николаевич, Председатель оргкомитета конкурса EdCrunch Award-GESA Russia, к.ф.-м.н. (Москва)

 

Цифровые инструменты сопровождения профессионального самоопределения студентов: совместный проект РГУ Нефти и газа, ФИРО и АПО

Родичев Николай Фёдорович, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС, к.п.н. (Москва)

 

ВИДЕОВЫСТУПЛЕНИЯ

Будут доступны на сайте

 

Карьерный трек & Цифра. Ожидания и реальность

Галкина Евгения Сергеевна, директор Регионального центра трудовых ресурсов Самарской области (Самара)

https://drive.google.com/drive/folders/1TWi76WHVY0Rh4Ood-kgxP80UArtr4NWd

 

Формирование готовности студентов к онлайн-обучению по общеобразовательным дисциплинам на основе интерактивного контента цифровой платформы МЭО

Сухорукова Марина Анатольевна, преподаватель, Селецкая Олеся Сергеевна, преподаватель, Байкальский многопрофильный колледж (Улан-Удэ)

https://cloud.mail.ru/stock/eUzLWpCqQ4yjVn1E9heMuTiR

 

«Хакатон» как организация командного взаимодействия участников образовательного процесса СПО в условиях его цифровизации, видеовыступление

Савеличева Ольга Владимировна, зам. директора, Петрова Наталья Владимировна, преподаватель Ангарского промышленно-экономического техникума (Иркутская область)

https://yadi.sk/d/5JCtpx-5dKPXkQ

 

Формирование контента электронных образовательных ресурсов для профессиональных дисциплин, видеовыступление

Котова Екатерина Николаевна, преподаватель, председатель предметно-цикловой комиссии «Информатика и вычислительная техника», Братский политехнический колледж (Иркутская область)

https://drive.google.com/open?id=1vk1Pd2SYyfLd2OjW7hjVJhDKvZonPQ_o

 

Цифровая модель рынка труда, видеовыступление

Смирнов Антон Юрьевич, ведущий разработчик Образовательного проекта НАВИГАТУМ, ООО «Кинокомпания Парамульт» (Краснодар)

https://www.dropbox.com/s/yivq5mf2ge52gye/Навигатум%2C%20Смирнов%2C%20Цифровая%20модель%20рынка%20труда%2C%2018%20марта%202020%20года.mp4?dl=0

 

 

Презентации

 

Построение цифровой образовательной среды профессионального образования региона. Архитектура информационно-образовательных платформ и технология внедрения (ООО «Академия-Медиа»)

Акопян С.В. Опыт работы МГОК по созданию цифровых ресурсов для студентов технических специальностей

Ананьина Ю.В. Трансформация образовательного процесса колледжа в методологическом поле цифровой дидактики

Безносова О.Ю, Кудрявцева М.А. Построение мотивирующей модели обучения, основанной на качественном содержании и цифровой системе оценки уровня знаний и умений обучающихся

Быстрова Л.Б. Построение индивидуальных образовательных траекторий в LMS Moodle: фреймворки компетенций

Блинов В.И. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: от проектирования к внедрению

Данилова Л.С. Цифровые платформенные решения как драйвер развития системы СПО в соответствии с потребностями региональных инвестиционных проектов и рынков труда

Долгова Т.В. Методика разработки учебных онлайн-курсов в ООО «Мобильное Электронное Образование»

Дьячкова С.П. Разработка индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом интеграции в образовательный процесс онлайн-обучения

Светлова Е.Б. Роль электронной библиотечной системы в решении задач цифровой трансформации образовательного процесса в учебном заведении на примере ЭБС BOOK.ru

Голубовский В.Н. Цифровая трансформация профессионального образования в Республике Беларусь

Черная К.Е. Практика разработки программы профессионального модуля «Изготовление прототипов» в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций края

Ходоровская А.Л. Внедрение элементов онлайн-обучения в образовательный процесс как первый этап развития ЭИОС колледжа

Калашников П.К. Разработка и внедрение элементов непрерывного образования технических специалистов топливно-энергетического комплекса

Калинин А.С. Мультимедийный контент в практике реализации образовательных прорамм в Волгоградском социально-педагогическом колледже

Кирсанов Е.В. Внедрение технологий электронного обучения в образовательный процесс колледжа

Зимина И.В. Нормативно-правовые и финансовые аспекты цифровой трансформации профессионального образования: опыт КНИТУ

Ломовцева Н.В. Цифровая трансформация профессионально-педагогического образования: опыт РГППУ

Насыров Н.Ф. Организация взаимопроверки работ обучающихся в LMS Moodle

Неборский Е.В. Цифровая трансформация высшего и профессионального образования: международные тренды

Носкова Т.Н. Цифровая среда обучения - новый объект деятельности современного педагога

Платонов В.Н. Оценка качества онлайн-курсов и технологический продуктов в образовании

Платонов В.Н. Практические онлайн-инструменты в аудиторной работе преподавателя

Полетаева Е.О. Концепция построения online -курса на примере правовых дисциплин

Пряжников Н.С. Психолого-педагогические условия взаимоподдержки сотрудников образовательной организации в процессе освоения освоении цифровых технологий

Родичев Н.Ф. Цифровые инструменты сопровождения профессионального самоопределения студентов: совместный проект РГУ Нефти и газа, ФИРО и АПО

Сергеев И.С. Цифровизация профессионального образования. Размышления по итогам первых шагов

Шаталов О.А. Разработка комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональных навыков и компетенций в цифровой среде профессионального образования

Шумилова О.Н. Опыт разработки, реализации и оценки качества онлайн-курсов в системе профессионального образования

Сидоренко О.С. Подготовка педагога к реализации электронного обучения: от идеи к воплощению

Соколов С.Н. Цифровизация управленческих процессов колледжа. Приемная кампания

Солоневичева М.Н. Непрерывное профессиональное развитие сотрудников колледжа в условиях цифровой образовательной среды

Ставицкий И.В. Новые образовательные технологии и внедрение их в учебный процесс (на примере создания электронной очереди)

Сухорукова М.А. Формирование готовности студентов к онлайн-обучению по общеобразовательным дисциплинам на основе интерактивного контента цифровой платформы МЭО

Сумина Т.Г. Экосистема цифрового образовательного процесса: условия и инструменты развития

Сафонов А.А. Возможности адаптивного тестирования на платформе «Юрайт» для среднего профессионального образования

Воробьева Н.А. Практические подходы к цифровой дидактике в педагогическом образовании

 

Дополнительные презентации:

Галкина Е.С. Карьерный трек & Цифра. Ожидания и реальность

Сухорукова М.А., Селецкая О.С. Формирование готовности студентов к онлайн-обучению по общеобразовательным дисциплинам на основе интерактивного контента цифровой платформы МЭО

Савеличева О.В., Петрова Н.В. «Хакатон» как организация командного взаимодействия участников образовательного процесса СПО в условиях его цифровизации

Котова Е.Н. Формирование контента электронных образовательных ресурсов для профессиональных дисциплин

Смирнов А.Ю. Цифровая модель рынка труда

 

Зарубежный опыт

Об опыте Германии и Швейцарии в сфере цифровизации профессионального образования

Рейтер К. Влияние Четвертой индустриальной революции и цифровизации на профессиональное образование в Германии/ Consequences of Industry 4.0 an of digitilisation for vocational education and training in Germany

 

 

В Швейцарии с 2016 года развиваются онлайн платформы, созданные с целью поддержки образовательного процесса в школах, профтехучилищах (аналоги российских техникумов и колледжей), вузах, а также за пределами их стен – для самообразования и реализации принципа «образование/обучение в течение всей жизни».

Одна из таких платформ – IVIDEO EDUCATION. Она позволяет создавать интерактивные видео ролики под запланированные дидактические цели.

Цифровые технологии, использующиеся на платформе, предоставляют множество интерактивных возможностей: тексты, документы, ссылки и многое другое – можно использовать в образовательном процессе и самообразовании. Есть возможность разделить видео на части и анализировать их. Есть время обдумать увиденное.

Есть возможность, обучаясь, в реальном времени размещать свои материалы в облаке платформы, комментировать и отвечать на комментарии.

Платформа предоставляет и инструмент для самооценки: возможность выполнять задания и сразу же проверять себя, получать моментальную обратную связь о своих успехах в обучении.

Создать интерактивный видео ролик достаточно просто. Вы можете использовать смартфон, домашнюю видеокамеру, планшет, чтобы снять ролик о том или ином действии на рабочем месте. Или использовать индивидуальную веб-камеру (например, закрепленную на голове человека), чтобы снять видео прямо в процессе работы в реальном времени.

Сюжетами роликов могут реальные рабочие ситуации или смоделированные, симуляционные. Чтобы обработать снятое видео, вы можете загрузить его на специальный сайт онлайн платформы и обработать с использованием различных программ. Такие видео можно демонстрировать даже без подключения к Интернету. Платформа позволяет трансформировать видео в подходящем для записи и демонстрации формате.

Готовое видео можно разместить на специализированном ресурсе платформы и предоставить доступ либо ограниченному числу пользователей (например, учебной группе), либо всем.

Это означает, что вы можете выбрать и использовать видео других авторов, адаптируя его под свои нужды.

Видео ролики платформы IVIDEO можно использовать на личных гаджетах дома или на работе, и, конечно, в учебных классах.

При организации обучения в группах такие видео могут стать импульсом к обсуждению или направить его в определенное русло.

 

Еще одна онлайн платформа создана в Швейцарии специально для нужд дуального профессионального образования. Она называется REALTO.

В современности образовательный процесс включает в себя все сферы деятельности человека и не ограничивается только учебными классами. Особенно это касается дуального обучения, где в образовательном процессе должны быть тесно связаны опыт на рабочем месте и занятия в образовательной организации.

На рабочем месте студенты могут получить богатый опыт, но им некогда отрефлексировать его.  В образовательной организации они получают обширный и значимый теоретический материал, но он часто никак не связан с их ежедневной практикой.

Используя комбинацию гаджетов и образовательной среды дистанционного обучения (онлайн), авторы платформы создали систему для преодоления границ между теорией и практикой и повышения синергетического эффекта двух мест обучения.

Так как назначение платформы – обеспечить мост между тем, что студенты изучают в образовательной организации, и тем, что они осваивают на рабочем месте, онлайн платформу назвали в честь известного в Швейцарии моста – REALTO.

С этой платформой студент может задокументировать, отрефлексировать и самостоятельно оценить свою профессиональную практику. Организатор обучения на производстве может оценить успехи по дневнику обучения студента (аналог дневника производственной практики в России), следить за развитием компетенций обучающегося без отрыва от своей работы. Преподаватель (мастер производственного обучения) в образовательной организации может спроектировать процесс обучения во взаимосвязи с реальными задачами профессиональной деятельности. Наставник на производстве (непосредственно на рабочем месте) может скоординировать свою деятельность с деятельностью организатора обучения на производстве и преподавателя, чем обеспечивается единство требований для студента.

Онлайн платформа позволяет объединить опыт студентов, который они получают в двух местах обучения, и синхронизировать теорию и практику в образовательном процессе. Помогает создать условия для того, чтобы студенты стали гибкими профессионалами в быстро меняющихся условиях на рабочих местах.

Онлайн платформа REALTO родилась на основе научного исследования, инициированного лидер-компанией DUAL-T, внедрялась в практику в сотрудничестве с компаниями-лидерами из нескольких профессиональных сфер. В настоящее время она финансируется Государственным секретариатом образования, науки и инноваций Швейцарии (аналог российского министерства) и скоро будет доступна для обучения по всем имеющим интерес в стране профессиям.

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте:

Карточка мероприятия:

Уважаемые коллеги, по многочисленным просьбам мы реализовали возможность получения сертификатов участниками мероприятий ФИРО.
Для оформления сертификата необходимо прислать сообщение по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или заполнить нужное поле в форме заявки на участие в мероприятии. Для получения сертификата вам будет предложено пройти небольшое тестирование по теме мероприятия.

Время проведения: 09.00-16.00 (МСК)
Дата мероприятия: 18.03.2020

Место проведения: г. Москва, ул. Черняховского д.9 стр. 1

Стоимость участия: БЕСПЛАТНО

Выдаваемый документ: Сертификат по результатам тестирования. Услуга платная: электронный вариант - 400 руб. Печатный вариант с доставкой - 750 руб.