Веб-мероприятия

Онлайн-семинар "Персонализация сопровождения педагогической деятельности субъектов образования как условие цифровой трансформации общего образования"

22 апреля 2021 года в Федеральном институте развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФИРО РАНХиГС) состоялся научно-практический семинар «Персонализация сопровождения педагогической деятельности субъектов образования как условие цифровой трансформации общего образования».

 

О мероприятии

Цель семинара: практическое воплощение моделей наставничества и индивидуальных  программ развития для персонифицированной поддержки профессионального роста педагога в условиях дистанционного/смешанного обучения.  

Организатор семинара: Научно-исследовательский центр социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС

Целевая аудитория: руководители и педагоги организаций общего и дополнительного образования, сотрудники центров непрерывного повышения профессионального мастерства и организаций дополнительного профессионального образования, сотрудники республиканских институтов развития образования, экспериментальные площадки  ФИРО РАНХиГС.

Тематика вопросов для обсуждения:

  • Сопровождение процессов расширения сферы применения цифровых образовательных ресурсов в учебной и внеурочной работе.
  • Изменение методик и технологий обучения и оценивания его результатов в условиях реализации дистанционного/смешанного обучения цифровой трансформации общего образования.
  • Активизация процесса вовлечения родителей в образовательный процесс в условиях реализации дистанционного/смешанного обучения и цифровой трансформации общего образования.
  • Проблемы и затруднения руководящих и педагогических кадров школы в процессе реализации дистанционного/смешанного обучения и цифровой трансформации общего образования.

 

Презентации

Гринь А.В. КАК СОЗДАТЬ ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИАФИЛЬМ
Димитриева С.Н. Николаева Е. А. Подводные камни дистанционного обучения
Коробова Т.М. Модели наставничества и методики подготовки наставников
Кузнецова М.В. Инструменты выстраивания смешанных траекторий обучения с использованием дистанционных и очных форм
Куликова С.А. Роль муниципальной методической службы в системе наставничества молодых педагогов
Левченко Е.Г., Матц Е.В. Методическое сопровождение педагогов и реализация программы наставничества
Пастухова И.П. Операциональная рамка трудовой функции учителя
Репина О.К. Цифровые ресурсы в системе повышения квалификации педагогов
Рябова Г.И. Дидактические возможности педагогических технологий
Сивакова Н.Н. РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ
Старовойтова О.Р. Возможности внеурочной деятельности с использованием цифровых ресурсов
Устюжанина Н.Д. Проблемы и затруднения молодого педагога...
Яковлева Е.В. МОУ Сопровождение процесса использования цифровых  ресурсов в воспитательной работе

Программа семинара

Программа семинара:

 

Программа  научно-практического семинара «Персонализация сопровождения педагогической деятельности субъектов образования как условие цифровой трансформации общего образования» 22 апреля 2021 г. в формате онлайн

п/п

Тема выступления

ФИО выступающего 

 

Вступительное слово

Тарасова Наталья Владимировна, к.п.н., доцент
директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, г. Москва

1

Смешанное образование: из офлайна в онлайн и обратно

Тарасова Наталья Владимировна, к.п.н., доцент
директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, г. Москва

2

Цифровые ресурсы в системе повышения квалификации педагогов: сложившиеся практики и эксперименты

Репина Ольга Константиновна, к. психол. н., директор Центра компетенций АНО ДПО «Академия менеджмента», Республика Татарстан

3

Роль муниципальной методической службы в системе наставничества молодых педагогов

Куликова Светлана Александровна, к.п.н., доцент, директор МБУ ДПО Методический центр Пушкинского городского округа, Московская область

4

Расширение сферы применения цифровых ресурсов в формировании системы непрерывного профессионального роста педагога 

Сивакова Наталья Николаевна координатор сетевой ФЭП Ставропольского края,

Измайлова Татьяна Викторовна, директор МБОУ СОШ № 43 г. Ставрополя

5

Дидактические возможности педагогических технологий в условиях реализации электронного обучения на примере урока «Открытия новых знаний»

Рябова Галина Ивановна, директор МБОУ СОШ № 11 г. Невинномысска имени кавалера ордена Мужества Э.В. Скрипника, Ставропольский край

6

Методическое сопровождение педагогов и реализация программы наставничества в условиях дистанционного взаимодействия

Левченко Елена Геннадьевна, к.псих.н., директор,

Матц Елена Владимировна, зам. директора по НМР, учитель информатики МБОУ «СОШ №26» г. Братск, Иркутская область

7

Подводные камни дистанционного обучения (из опыта учителей английского языка)

Николаева Елена Алексеевна, учитель английского языка,

Димитриева Светлана Николаевна, учитель английского языка МАОУ «СОШ№1» г. Чебоксары, Чувашская Республика

8

 Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка средствами цифровых образовательных ресурсов

Кузьмина Людмила Александровна,

МБОУ СОШ №40 г. Сатка Челябинской области

 

Свободная дискуссия

 

9

Инструменты выстраивания смешанных траекторий обучения с использованием дистанционных и очных форм.

Кузнецова Марина Викторовна, учитель информатики МБОУ СОШ № 18 г. Ставрополя, Ставропольский край

10

Как создать виртуальный диафильм на уроке литературного чтения в 1 классе

Гринь Анна Васильевна, учитель начальных классов МАОУ лицея №5 г. Ставрополя, Ставропольский край

11

 Проблемы и затруднения молодого педагога в процессе реализации дистанционного обучения

Устюжанина Наталия Дмитриевна, учитель начальных классов МБОУ Щёлковский лицей №7 городского округа Щёлково, Московская область

12

Модели наставничества и методики подготовки наставников в православной классической гимназии АНОО «Гимназия «Ковчег»

Коробова Татьяна Михайловна, к.п.н., заместитель директора по учебно-методической работе, АНОО «Гимназия «Ковчег» городского округа Щёлково, Московская область

13

Сопровождение процесса использования цифровых ресурсов в воспитательной работе и в дополнительном образовании

Яковлева Елена Вячеславовна, директор МОУ Дергаевская СОШ №23 Раменского городского округа, Московская область

14

Возможности внеурочной деятельности с использованием цифровых ресурсов в повышении уровня гражданской активности обучающихся

Старовойтова Ольга Рафаельевна, к.п.н., научный консультант Фонда поддержки образования, г. Санкт-Петербург

15

Операциональная рамка трудовой функции учителя «Организация учебного процесса в условиях смешанного обучения»

Пастухова Ирина Павловна, к.п.н., доцент, зам. директора Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, г. Москва

 

Ответы на вопросы участников семинара

 

 

Подведение итогов семинара

Тарасова Наталья Владимировна, к.п.н., доцент,  
директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, г. Москва

Пастухова Ирина Павловна, к.п.н., доцент, зам. директора Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, г. Москва

 

 

Пострелиз

Онлайн-семинар «Персонализация сопровождения педагогической деятельности субъектов образования как условие цифровой трансформации общего образования» состоялся в Федеральном институте развития образования (ФИРО) Президентской академии.

Своими соображениями о перспективах цифровой трансформации в российской школе поделилась директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова. 

Система образования неизбежно будет меняться, мы к этому постепенно идем, цифровая дидактика ищет дорогу в школьный класс. Между тем сегодняшний день показывает: школа вернулась в традиционный формат и продолжает в нем работать. Что меняется в роли учителя с приходом цифровизации; в каких единицах будет измеряться результативность цифровой образовательной среды, апробация которой идет на площадках 10 субъектов федерации? Эти вопросы ждут своих ответов, не оставляя времени на промедление, отметила спикер.  

Начиная с 2016 года, в США разрабатывались различные подходы к пониманию формата смешанного обучения, предполагающего личностно ориентированное, персонализированное и компетентностно ориентированное обучение. «Эти концепции фактически разделяют и в НИУ «Высшая школа экономики», и в системе эстонского образования, демонстрирующего очень успешные результаты в исследовании PISA, и в Московском городском педагогическом университете... В условиях форс-мажора 2020 года в большинстве стран ЕС взяли за основу американские наработки», – рассказала она.

По данным анонимного онлайн-исследования, оценивая по 5-балльной системе свое умение применять цифровые технологии в практике дистанционного (смешанного) обучения, около половины педагогов поставили себе оценку «хорошо», а 17% – «отлично». Суммируя, можно сделать вывод: около 70% учителей полагают свои знания в этой области крепкими, исключающими препятствия и затруднения. Но ответы респондентов на вопросы о сущности, принципах и методиках смешанного обучения (СО) и дистанционного обучения (ДО), показали, что «участники опроса склонны либо занижать, либо завышать свою самооценку». Только 46% подтвердили компетентность в данной области.

«Львиная доля опрошенных отрицают концептуальную модель смешанного формата обучения. Более того, из всей совокупности респондентов только 13% показали устойчивость в своих самооценках, готовности применять эти знания на школьных уроках в дальнейшем. Большая часть педагогов фактически признали, что в отсутствии форс-мажора пользоваться этими инструментами не будут», – сообщила Наталья Тарасова.   

Представляя опыт использования онлайн-сервисов в системе повышения квалификации преподавателей школы и дошкольных организаций, директор Центра компетенций АНО ДПО «Академия менеджмента» (Республика Татарстан) Ольга Репина сообщила, что она и ее коллеги видят свою задачу в том, чтобы помочь педагогам развить свои деловые компетенции с одной целью – чтобы профессия приносила им радость. Новый формат взаимодействия помогает в работе и со школьниками, и с родителями. «В течение некоторого времени мы хранили материалы в личных кабинетах на платформе Google, а в этом году предложили поработать с google-диском. Педагоги успешно осваивают новый ресурс и содержащиеся на нем дополнительные возможности», – подчеркнула эксперт.

«Академия менеджмента» совместно с Университетом талантов, начиная с 2016 года, проводит «Конкурс наставников» в цифровом формате. Этот режим позволяет оперативно дать/получить обратную связь в любой момент трансляции творческого состязания, предложить рекомендации участникам по совершенствованию наставнических компетенций.

Директор МБУ ДПО «Методический центр Пушкинского городского округа Московской области» Светлана Куликова рассказала о деятельности муниципальной методической службы в системе наставничества молодых педагогов.  

Не секрет, что выпускники педагогических вузов приходят в школу, как правило, без опыта работы, причем их бросают сразу в бой, оставляя зачастую без поддержки, внимания, помощи в профессиональном становлении, адаптации, взрослении. С каждым годом молодых учителей в школах становится все больше. На первый план выступает задача их закрепления, предотвращения утечки ценных кадров из образовательных организаций.

«Наши методисты очень тесно взаимодействуют с районными методическими объединениями (в нашем округе их 23) по всем общеобразовательным предметам. В рамках Форума для молодых педагогов обычно приглашаем начинающего коллегу, который столкнулся с проблемами, близкими аудитории, проводим квесты, тренинги», – перечислила участник онлайн-семинара.

«В этом году для молодых педагогов были запущены педагогические лаборатории – практико-ориентированные мастер-классы, семинары на темы, взятые из их анкет: как работать с детьми с ОВЗ, разрешать конфликтные ситуации в классе», – поделилась спикер.

По мнению директора МБОУ СОШ № 11 имени кавалера ордена Мужества Э.В. Скрипника (г. Невинномысск, Ставропольский край) Галины Рябовой, методика преподавания в условиях электронного обучения осмыслена не в полной мере, в основном она обсуждается на уровне высшей школы и в научных сферах. «В помощь разработчикам дистанционного урока мы предложили алгоритм открытия нового знания. В частности, анонсирующий и мотивирующий урок, для которых учитель самостоятельно продумывает применение электронных технологий», – отметила она.

«Исследование специфики профессионального выгорания педагогического коллектива нашей школы показало наличие выгорания у 71% педагогов, а наличие неоправданных фобий,  сопровождающихся низкими результатами работы, – у 42% коллектива. Такие результаты характерны для многих образовательных организаций в нашем городе», – рассказала директор СОШ №26 г. Братска (Иркутская область) Елена Левченко. По ее словам, для достижения более высокого качества образования важно выявить профессиональные затруднения учителей разных возрастных когорт и оказать им адресную методическую помощь. «Проектирование методической работы ведется с учетом различных типов наставничества: коллективного (группового, командного), индивидуального и других», – сообщила она.

Этапы разработки внутришкольной системы по повышению гражданской активности учащихся обозначила в своей презентации научный консультант Фонда поддержки образования (ГБОУ СОШ № 372, г. Санкт-Петербург) Ольга Старовойтова. В орбиту внеурочной деятельности включены дети 2-х – 11-х классов. Для них организованы такие внеурочные мероприятия, как «Мы дети страны, победившей фашизм», «Жить – здорово!», «Я в мире и мир во мне», «Месячные чтения». В школе создан Совет обучающихся, который перерос в школьный парламент; служба медиации, состоящая в основном из ребят, а также психолога. Активизировался молодежный пресс-центр, стала востребованной школьная газета «Искра», а результаты итогового анкетирования школьников обнаружили позитивную динамику.  

В спорах о будущем цифровой трансформации педагогам важно получить ответ на три ключевых вопроса: 1) кого мы сопровождаем, 2) в чем сопровождаем, 3) с помощью чего. «А для этого необходимо четко операционализировать либо деятельность, либо компетенции педагога, либо конструкты, с которыми он имеет дело. Если учитель имеет четкую операционализированную карту того, что должен содержать традиционный и что – электронный урок, то я как руководитель, как методист, как родитель, как ребенок, могу отследить и оценить, насколько это было действительно интересно, эффективно, актуально», – подчеркнула заместитель директора НИЦ социализации и персонализации образования ФИРО РАНХиГС Ирина Пастухова.

Источник РАНХиГС 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте:

Карточка мероприятия:

Уважаемые участники мероприятий ФИРО РАНХиГС!
Обращаем Ваше внимание, регистрация закрывается за сутки до начала мероприятия. Пожалуйста, регистрируйтесь заблаговременно. Накануне мероприятия на электронную почту, указанную при регистрации, Вы получите письмо-напоминание и ссылку на подключение и/или просмотр трансляции.

Время проведения: 14.00-16.00 (МСК)
Дата мероприятия: 22.04.2021

Место проведения: г. Москва, ул. Черняховского, д. 9, с.1

Стоимость участия: БЕСПЛАТНО