Пленарное заседание
29-30 апреля 2019 года в г. Ярославле прошел VIII Международный Форум «Евразийский образовательный диалог», организованный Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Правительством Ярославской области. Участниками Форума стали более 1000 человек, в том числе сотрудники органов власти, около 400 представителей 49 регионов страны, а также педагоги, ученые и эксперты из Австрии, Польши, Франции, Голландии, Китая, стран СНГ.
Работа Форума проходила в рамках трех конференций: «Формирование новых образовательных практик в системе общего и дополнительного образования», «Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новых образовательных практик», «Новая дидактика педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации».
Открывая пленарное заседание первой конференции «Формирование новых образовательных практик в системе общего и дополнительного образования» директором ФИРО РАНХиГС Максимом Дулиновым был представлен обзор основных направлений нацпроекта и рассмотрены некоторые инструменты, заложенные в федеральных проектах.
В докладе «Нацпроект «Образование» - не для школы, а для жизни» особое внимание было уделено основным целям и инструментам нацпроекта «Образование». «В целях Нацпроекта заложено вхождение в 10-ку ведущих стран мира по уровню общего образования. Но когда мы говорим про международные исследования и рейтинги мы всегда должны понимать – а для чего они делаются? Насколько цели тех или иных рейтингов совпадают с целями развития нашей системы образования. Для того, чтобы осознано двигаться вперед, необходим общественный консенсус в понимании того - что мы измеряем и чего хотим достигнуть», - считает Максим Дулинов.
Вторая цель нацпроекта «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности» имеет два индикатора достижения – охват детей программами дополнительного образования и процент вовлеченных в общественные объединения и волонтёрство. По словам Максима Дулинова это выводит на новый уровень требования к системе дополнительного образования и системе волонтерской деятельности. Применительно к основной теме пленарного заседания в докладе был дан обзор основных инфраструктурных и содержательных направлений нацпроекта, которые помогут сформировать новые образовательные практики.
Основные образовательные объекты, которые появятся в результате реализации федеральных проектов – это 85 Сириусов, 245 Кванторимов, 85 центров профмастерства, 85 центров аккредитации, 340 it-cube, 100 ЦОПП, 350 региональных модельных центров, 340 мобильных кванториумов 16 000 центров цифрового и гуманитарного профилей, 100 центров ДО в вузах – таким образом государством реализован комплексный подход к изменениям в инфраструктуре образования. «Следует отметить, что вся инфраструктура нацпроекта «Образование» создается за счет федерального бюджета, но потом содержится за счет региональных средств, что составит сотни миллионов рублей для каждого региона. И чтобы эта инфраструктура превратилась в полноценную образовательную среду – ее нужно наполнить новыми смыслами и изменение содержания образования, формирование новых образовательных практик, внедрение современных форм работы – задача педагогического сообщества и институтов развития образования и повышения квалификации, которые должны найти своё место в этой масштабной работе», - заключил Максим Дулинов.
О новом проекте «Школа возможностей» и программе по развитию личностного потенциала фонда «Вклад в будущее» рассказал Александр Моисеев, ведущий научный сотрудник МГПУ в докладе «На пути к Школе возможностей». Комплексная работа со школьной командой в целом, а не только с учителями – такова стратегия работы проекта. «От управленцев зависит – будет ли что-то внедряться в конкретной школе или нет. Как создать в школе личностно развивающую образовательную среду? Решением этого вопроса под руководством тренеров занималось 25 управленческих школьных команд из двух пилотных регионов проекта – Ярославской и Костромской областей». Дальнейшее включение регионов в проект продолжится.
Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Институт образования НИУ ВШЭ в своем выступлении «Навыки 21 века в современной образовательной повестке» обратила внимание участников конференции на основные задачи, решение которых необходимо для того, чтобы навыки 21 века вошли в систему образования. «Остаются три главных вызова или барьера, которые надо преодолеть: необходимо интегрировать навыки в образовательные стандарты и программы; нужно формировать/развивать навыки с помощью соответствующих им педагогических стратегий; производить оценку этих навыков», - отметила спикер.
На пленарном заседании конференции также выступили Светлана Алехина, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ с докладом «Стратегия перемен инклюзивного образования», Александр Попов, главный научный сотрудник центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС с докладом «Дидактика (3.0) открытого образования и новые антропопрактики современности», Марина Мирошкина, зав. лабораторией Института изучения детства, семьи и воспитания с докладом «Воспитание "цифрового" поколения: условия, противоречия, подходы».
Участие в работе конференции приняли руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, руководители образовательных организаций и методических служб, специалисты в области повышения квалификации, педагоги, эксперты в области образовательной политики.
Секции
29 апреля 2019 г. в Ярославле в рамках международного форума «Евразийский образовательный диалог» состоялось пленарное заседание "Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новых образовательных практик", в котором принял участие директор Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов. В своём выступлении он подчеркнул влияние новых технологий на образование: "Возникающие цифровые технологии должны трансформировать педагогические технологии и вслед за этим весь образовательный процесс. Именно цифровые технологии позволят нам достичь утопическую в прошлом идею школы полного усвоения знаний учащимися".
30 апреля в рамках Форума прошел круглый стол "Цифровизация образовательного процесса в среднем профессиональном образовании", организатором которого выступил ФИРО РАНХиГС. В работе круглого стола приняли участие представители образовательных организаций, которые внедряли цифровые продукты ведущих отечественных компаний, и рассказали о достигнутых эффектах и дальнейших планах работы. В работе круглого стола приняли участие А.Н. Козлов, директор ГБПОУ Свердловской области «Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова», А.А. Летуновский, зам. директора по учебной работе ГБПОУ МО «Щёлковский колледж», Г.Л. Шаматонова, директор научной библиотеки Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.
Круглый стол модерировали директор ФИРО Максим Дулинов и директор Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Владимир Блинов. В своём выступлении В.И. Блинов отметил, что на сегодняшний день образовательные организации берут те цифровые продукты, которые есть на рынке и в лучшем случае адаптируют их под свои нужды. При этом разработчики программных продуктов, тренажёров, оборудования не всегда глубоко погружены в вопросы образовательного процесса и не всегда понимают реальные потребности.
«Задача ФИРО совместно с экспериментальными площадками состоит в том, чтобы создать некую платформу, на которой педагоги могли бы совместно с разработчиками создавать цифровые продукты для системы образования», - заключил спикер.
В этот же день состоялось заседание секции «Эффективные технологии формирования у школьников компетенций XXI века». Модераторами были ведущие специалисты системы управления и содержания общего образования (Марина Пинская,ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, Александр Моисеев,ведущий научный сотрудник МГПУ и Альбина Кораблева, руководитель центра сопровождения проектов ИРО Ярославской области).
К обсуждению были предложены следующие темы:
- Компетентностный подход: вызов времени или хорошо забытое старое?
- Какие проблемы, риски ограничения возникают при формировании обучающихся компетентностей?
- Экскурсия в школу через 3 года: как создать личностно-развивающую образовательную среду в реалиях современного российского образования?
По мере обсуждения каждой из тем проходили журналистские опросы. В роли журналистов выступали учащиеся старших классов из пресс -центра г. Ярославля. Директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО Наталья Тарасова в своем выступлении обозначила ряд проблем, существующих в системе общего образования:
- определение результатов образования не в терминах осваиваемого материала, а в терминах готовности учащихся различных ступеней школьного образования решать задачи из реальной жизни;
- уход от рейтингования школ и учителей на основе ВПР и выпускных экзаменов;
- возрастающая роль формирующего оценивания, а также новые принципы обучения: через исследование, адаптивное, тематическое;
- ориентация системы оценки на поддержку качества обучения и формирование интеллектуальных умений, «навыков 21 века», а не на контроль предметных результатов, а также о соответствующей трансформации содержания измерительных материалов.
Галина Резапкина, старший научный сотрудник Центра стратегии, проектирования и правового обеспечения образовательных систем ФИРОв своем выступлении отметила, что в основе компетентностного подхода лежит концепция технократического воспитания, не обеспечивающая ни личностного, ни интеллектуального развития человека. По мнению эксперта, сами по себе компетенции нейтральны, и только направленность личности, мотивы деятельности и жизненные ценности задают вектор их приложения. «Одно из направлений экспериментальной работы ФИРО по теме «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональное самоопределения школьников» - научно-методическое обеспечение профессионального самоопределения школьников на основе выявления, поддержки и развития ценностно-смысловой сферы детей и подростков – без этого развитие любых компетенций не только бесполезно, но и опасно», - заключила Галина Резапкина.
В рамках секции были представлены проекты школ Ярославской и Калужской области по разработке в общеобразовательных организациях личностно-развивающей образовательной среды. Проведены были несколько Форсайт уроков как для учащихся, так и для всех присутствующих.
30 апреля 2019 г. в Институте развития образования Ярославской области прошло секционное заседание по теме «Актуальные вопросы совершенствования профессионального мастерства руководителей образовательных организаций». В рамках секции были представлены два доклада – Айрата Сатдыкова, заместителя директора Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО, который представил проект профессионального стандарта «Руководитель профессиональной образовательной организации» и Марины Ивановой, председателя МГО профсоюза Образования, выступление которой было посвящено аттестации руководящих кадров в системе образования города Москвы как инструмент профессионального развития.
В ходе дискуссии докладчики и участники обсудили возможные сферы применения профессионального стандарта Руководителя ПОО, его использование его в качестве нормативной базы для будущей аттестации руководящих работников системы СПО. Обсуждая представленную модель аттестации руководителей образовательных организаций г. Москвы, эксперты круглого стола согласились, что она может служить важным методическим и организационным подспорьем для региональных органов исполнительной власти при совершенствовании локальных систем аттестации.
В этот же день в ЯГПУ им К.Д.Ушинского состоялся ряд секционных заседаний. Одно из заседаний было посвящено теме «Перспективные образовательные технологии в системе педагогического образования». Модераторы секции – Байбородова Л.В. (директор института педагогики и психологии ЯГПУ им К.Д.Ушинского) и Тамарская Н.В.(профессор кафедры социальных наук, педагогики и права Калининградского государственного технического университета) обозначили основные вопросы для обсуждения, касающиеся сути педагогических технологий, особенностей их использования в условиях педагогического образования, в том числе,при подготовке будущих педагогов.
В работе секции приняла участие Ольга Радионова, директор научно-исследовательского центра стратегии проектирования и правового обеспечения ФИРО, представившая опыт работы экспериментальных площадок ФИРО по созданию педагогических технологий, особенностям их апробации, а также специфике внедрения в практику образовательных организаций дошкольного и начального уровней общего образования. Особое внимание было уделено результатам социологического опроса руководителей и специалистов дошкольных образовательных организаций по выявлению дефицитов в программно-методическом обеспечении деятельности по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста, а также организации преемственности детского сада и начальной школы по реализации задач ФГОС ДО и ФГОС НОО в этом направлении. В этой связи был представлен опыт деятельности двух экспериментальных площадок ФИРО (ЧДОУ «Центра ДИВО» г. Нижний Новгород и МБОУ «Средней школы № 2» г. Кольчугино Владимирской области) по созданию условий для профессионального, творческого и личностного роста педагогов в рамках реализации задач экспериментальной работы.
Особый акцент был сделан на роли научных руководителей экспериментальных площадок в реализации5-ти этапной системы «Роста педагогов» - участников экспериментальной работы по созданию педагогических технологий воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в духе толерантного общения, в том числе с использованием ИКТ-технологий. Благодаря предложенной системе, специалистыобразовательных организацийпроходят путь от обычных слушателей обучающего тренинга до соавторов по разработке методических и дидактических материаловк педагогической технологии.
В рамках дискуссии «Направления модернизации содержания педагогического образования» результаты исследования представила ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра стратегии проектирования и правового обеспечения ФИРО Эльвира Ванданова. В своем докладе «Этнорегиональные особенности социокультурной модернизации в образовании» эксперт отметила важность понимания социокультурной модернизация образования как одного из ресурсов для улучшения качества жизни людей. Была подчеркнута необходимость различения ситуационной составляющей социокультурных рисков в регионах России в зависимости от темпоральных характеристик ситуации их развития.
В общественно-историческом процессе развития общества ключевая роль, наряду с экономической модернизацией отводится модернизации образования. Сегодня говоря об образовании, отмечено докладчиком, мы имеем много версий того, каким должен быть его результат, список того, что можно назвать результатом образования открыт и его можно дополнять, содержательно он включает и знаниевый компонент и компетентностный. Вместе с тем, резюмировала Эльвира Ванданова, все согласны с тем, что образование – это ключ к ответам вызовов современности и культуры.
Подводя итоги обсуждения, в том числе по вопросу «Как соотносятся модернизация целей, средств, результатов образования и его содержание на уровне предметного знания?» модераторы данной дискуссии Н.В. Чекалева, директор института инновационного и инклюзивного образования ОмГПУ, и Ю.Н.Слепко, декан педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского подчеркнули важность поиска путей междисциплинарного диалога для учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе.