Российско-Германская рабочая группа по профессиональному образованию

Деятельность группы

Российско-Германская рабочая группа по профессиональному образованию действует с 2010 года. С этого же времени в ее работе участвуют представители Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

В ноябре 2012 года между нашими странами был подписан Меморандум о намерениях Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования и научных исследований Федеративной Республики Германия по сотрудничеству в сфере профессионального образования и повышения квалификации.

С этого времени координацию работы Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию осуществляет Центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС. В состав рабочей группы входят представители Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства образования и научных исследований Федеративной Республики Германия; Федерального института профессионального образования Германии, Российско-Германской внешнеторговой палаты в Москве, Института Гете, Посольства Германии в России, Посольства России в Германии, Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), Национального агентства развития квалификаций (НАРК).

Деятельность Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию направлена на развитие взаимопонимания экспертного сообщества систем профессионального образования, обмен позитивным опытом, оказывая тем самым поддержку общественному и экономическому развитию в обеих странах.

Среди основных направлений деятельности - организация стажировок по изучению немецкой дуальной системы для представителей субъектов Российской Федерации, совместные исследования и разработки в области стандартизации и образовательных программ профессионального образования, развитие системы повышения квалификации педагогических кадров, института наставничества на производстве, организации процедур оценки квалификаций.

В тесном сотрудничестве экспертов Федерального института профессионального образования Германии и Федерального института развития образования России был подготовлен ряд публикаций, среди которых русско-немецкий словарь-справочник «Дуальная система обучения» (2014), Методические рекомендации по использованию регламента обучения по специальностям и профессиям по направлению «Промышленный механик» (2015), учебное пособие «Методика профессионального обучения» (2016-17).

В ближайших планах (2019 г.) – подготовка совместного Российско-Германского Руководства о сотрудничестве в сфере профессионального образования, Методические рекомендации по использованию регламента обучения по специальностям и профессиям в сфере металлообработки.

Дуальная система

Дуальная система обучения – самая распространенная, популярная в обществе, среди молодежи траектория профессионального образования ФРГ.
Более 50% выпускников средних школ Германии, по данным национального доклада страны о развитии профессионального образования за 2012 год, выбирают именно эту траекторию. Система подразумевает сочетание практического обучения по профессии на предприятии с теоретическим в профессионально-техническом училище.
Особый интерес к дуальной системе обучения в современной России неслучаен. Профессиональное образование никогда не мыслилось без взаимосвязи с производственной сферой, без определенным образом организованной практики.

Читать далее справочник "Дуальная система"...

Для мастеров и наставников

Учебное пособие

Методика профессионального обучения : учебное пособие для мастеров производственного обучения и наставников на производстве / отв. ред. В. И. Блинов. — М. : Издательство Юрайт, 2017.

В учебном пособии рассматриваются основы педагогической деятельности в системе современного профессионального образования: роль мастера производственного обучения образовательной организации и наставника на производстве, проектирование, организация и ведение профессионального обучения, контроль, оценка процесса и результатов освоения профессиональной деятельности, документирование деятельности мастера производственного обучения и наставника на производстве.
Содержание учебника подготовлено с учетом требований профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н), а также с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1085 от 01.10.2015).
Для мастеров производственного обучения и наставников на производстве, а также работников системы дополнительного профессионального образования, реализующих программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки для мастеров производственного обучения, наставников на производстве.

Опыт экспериментальных площадок

Результаты деятельности экспериментальных площадок в регионах России в 2018 году
Результаты деятельности экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС в регионах России (Республика Татарстан, Ивановская, Иркутская, Свердловская области) в 2018 году позволяют дополнить тему деятельности наставников на производстве и их профессионального развития. Опыт объединения малых и средних предприятий для подготовки наставников представлен в рамках деятельности экспериментальной площадки в Свердловской области на примере Ассоциации Уральской пищевой промышленности.

22.05.2018 - в Иваново прошел круглый стол "Практико-ориентированное обучение: проблемы и перспективы", посвященный обсуждению работы сетевой экспериментальной площадки ФИРО "Развитие форм обучения на рабочем месте при внедрении практико-ориентированной...
Круглый стол с участием представителей Департамента образования Ивановской области, Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» г. Москва, руководителей, преподавателей, мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций.

Разработка и апробация модели непрерывного образования руководителей и педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования (на примере организаций СПО нефтегазохимического профиля)
На базе ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» («КНИТУ»). 2017 г.

Развитие системы практико-ориентированной профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов железнодорожного направления в среднем профессиональном образовании
Сетевая экспериментальная площадка на базе ГАУДПО Иркутской области «Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования» включает в себя также ГБПОУ Иркутской области «Зиминский железнодорожный техникум» и ГБПОУ Иркутской области  «Иркутский техникум транспорта и строительства». 2017 г.

Развитие форм обучения на рабочем месте при внедрении практико-ориентированной модели СПО
Cетевая экспериментальная площадка на базе ОГБПОУ «Ивановский колледж сферы услуг» включает в себя ОГБПОУ «Вичугский многопрофильный колледж», ОГБПОУ «Тейковский многопрофильный колледж» и ФКПОУ «Ивановский радиотехнический техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. 2017 г.

Формирование системы наставничества на производстве в условиях развития практико-ориентированного (в том числе дуального) профессионального образования (на примере подготовки кадров для предприятий Свердловской области)
На базе ГАПОУ Свердловской области «Екатеринбургский экономико-технологический колледж». 2017 г.

 

Вопрос-ответ

Ответы на часто задаваемые вопросы по теме «Внедрение моделей практико-ориентированной подготовки специалистов в СПО»

Какие существуют модели практико-ориентированной подготовки специалистов в СПО?
Отвечая на данный вопрос, условимся, что будем в этом контексте понимать под моделью представление некоторого реального процесса. В нашем случае – образовательного процесса. В этом смысле, модель одна – практико-ориентированного профессионального образования, которое обеспечивает:
- доступность производственной практики на рабочем месте;
- отработка во время практики всех видов работ, необходимых для квалификации;
- создание условий (образовательной среды) для мотивации студента к профессиональной деятельности, приобщение его к корпоративной культуре;
- качество работы выпускника соответствует требованиям работодателя, позволяет частично окупить затраты работодателя на обучение, а выпускнику - трудоустроиться по профессии, специальности.

Иногда говорят о моделях (во множественном числе), подразумевая на самом деле различия в используемых формах обучения. Помимо форм обучения (дуальная, целевая), обеспечивающих подготовку кадров для крупных предприятий, крупного бизнеса, важно обратить внимание на возможности вовлечения среднего и малого бизнеса в подготовку кадров. В сфере услуг, гостиничного сервиса, туризма, социальной сферы, как правило, нет «крупных» и финансово состоятельных работодателей. Они неохотно предоставляют места для прохождения практики, но спрос на выпускников по профессиям и специальностям этого сектора достаточно велик. В этом случае выходом становится создание «кампуса» профессиональной образовательной организации или ресурсного центра.

Специально оборудованные рабочие места в учебных фирмах, учебных ресторанах, гостиницах, парикмахерских, создание образовательных центров с включением в них дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и т.п. становятся эффективным способом достижения поставленной цели.


Практико-ориентированная модель – это альтернатива базовому профессиональному образованию «внутри» профессиональной образовательной организации, так как требует передачи полномочий в образовательном процессе другим организациям, в том числе, организациям работодателей. Эта модель обязательно носит сетевой характер.

Ранее (см. ответы на часто задаваемые вопросы, опубликованные в 2016 году; http://prof-mayak.ru/training_center/faq/ ) мы уже отмечали, что различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации. В узком смысле, дуальное обучение – это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя.

Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации. В широком смысле, дуальное образование – это инфраструктурная региональная модель, работающая в логике практико-ориентированной
модели профессионального образования.


Наиболее успешными становятся российские региональные системы, в которых определена организация-координатор взаимодействия, выстроен механизм участия каждой профессиональной образовательной организации в подготовке кадров для определенного развитого в регионе экономического сектора. Опыт кластерной системы с отраслевыми советами является наиболее успешным в этом отношении. При этом в работе конкретных образовательных организаций могут использоваться разные формы практического обучения, обучения на рабочем месте.


Есть ли какие-либо законодательные изменения в отношении сетевой формы реализации образовательных программ с участием работодателей?
Приказом Минобрнауки России от 10.02.2017 № 124 определен порядок перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования. Формируются региональные площадки сетевого взаимодействия на базе межрегиональных
центров компетенций (МЦК).

Однако до конца не проработан вопрос о сетевом взаимодействии профессиональной образовательной организацией и организаций работодателя. Данный вопрос обсуждается Советом по профессиональному образованию Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. В частности, есть предложение привести пункт 7 «г» Положения о лицензировании образовательной деятельности в соответствие с частью 1 статьи 15 ФЗ «Об образовании в РФ» (в соответствии с пунктом 7 «г» Положения о лицензировании образовательной деятельности предприятию для организации практического обучения в сетевой форме необходимо получить лицензию на образовательную деятельность. Это противоречит части 1 статьи 15 ФЗ «Об образовании в РФ», допускающей использование в рамках сетевой реализации образовательных программ ресурсов не только нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, но и при необходимости - иных организаций).

В 2015-16 годах была информация о том, что Агентством стратегических инициатив прорабатывается вопрос внесения изменений в статью 264 Налогового кодекса Российской Федерации. Есть ли какие-либо новости о продвижении данного вопроса?
31 октября 2016 года законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности. 21 ноября 2016 года документ был подписан председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым и направлен на рассмотрение в Госдуму. С 1 января 2018 года Федеральным законом от 18.07.2017 N 169-ФЗ подпункт 23 пункта 1 статьи 264 излагается в новой редакции. С принятием поправок расходы на образование будут считаться производственными затратами и перестанут облагаться налогом на прибыль.

Налоговые органы будут признавать эти расходы при условии, если хотя бы один из учащихся после завершения образовательной программы заключит трудовой договор с предприятием на срок не менее одного года. С текстом поправок можно ознакомиться по ссылке...

Возможно ли использовать дуальную форму обучения при реализации образовательных программ по педагогическим направлениям подготовки?
Несомненно, можно. Дуальная форма - форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя. Организация работодателя в данном случае – общеобразовательные школы и дошкольные образовательные учреждения. Выстроить образовательный процесс в педагогическом колледже возможно таким образом, чтобы уже с 1-2 курса студенты проходили практику рассредоточено (чередуя занятия в колледжей с выполнением видов работ практики в школах и детских садах). Разумеется, необходимо обеспечить методическое сопровождение студентов со стороны педагогов колледжа и организаций, предоставляющих места практики.


Что такое график перемещения студентов? Как организовать обучение студентов по индивидуальному учебному плану?
Эти вопросы взаимосвязаны и ответ начнем со второго вопроса. Индивидуальный учебный план (ИУП) обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Практико-ориентированное профессиональное образование подразумевает создание условий, обеспечивающих каждому студенту возможность выполнить все виды работ всех видов практик и пройти теоретическое обучение, необходимое для выполнения этих работ в полном объеме. Это всегда очная форма обучения. Правила работы с ИУП определяются Положением об индивидуальном учебном плане студентов.

Очевидно, что соответствующие пункты должны быть внесены в Положение о практике. ИУП подразумевает, что мастер производственного обучения или наставник на производстве работает с каждым студентом индивидуально. Группа студентов не может одновременно работать на конкретном рабочем месте, часто логика подготовки требует освоения разных видов работ на разных рабочих местах. Таким образом, у каждого студента формируется свой график работы на определенном рабочем месте и выполнения связанных с этим рабочим местом работ. Общая программа производственной практики будет пройдена каждым студентом в разном порядке (последовательность цехов, отделов, видов работ и т.д.). Именно
этот порядок определяет график перемещения студентов.
Подробнее см. Методика профессионального обучения : учебное пособие / В. И. Блинов [и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — (Серия :Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-05089-9.

Часто говорится, что в образовательном процессе должны использоваться реальные рабочие задания. Это касается программы производственной практики или в теоретической части обучения тоже есть возможность использовать такие задания? Каким образом?
В методике профессионального обучения различают упражнения для закрепления, проверки правильности выполнения и комплексных работ или последовательного выполнения обучающимися реального производственного задания. Метод упражнений используется на всех этапах обучения — освоение, совершенствование умений. Важное значение имеет
последовательность и систематичность в подборе тематики упражнений и подготовка рабочего места. Подбор работ для упражнений должен соответствовать следующим требованиям:
• работы соответствуют целям (результатам) обучения;
• они типичны для профессии, специальности;
• они разнообразны: способствуют применению умений, знаний, развитию компетенций в различных условиях;
• работы направлены на совершенствование умений, знаний, компетенций, помогают осваивать новые методы деятельности, передовые технологии;
• время выполнения работ постепенно приближается к реальному, требующемуся в профессиональной деятельности.
В теории и методике профессионального образования и обучения существуют понятия «карта-задание», «письменный инструктаж», «инструкционная карта», «производственная карта». Они использовались в профессиональном образовании и обучении в 1970—1980-х гг., используются и в современной практике многих профессиональных образовательных организаций и отделов технического обучения, учебных центров предприятий. Карты-задания могут использоваться на разных этапах обучения: при объяснении нового, при закреплении материала, для домашнего задания, проведения контрольных самостоятельных работ. Инструкционная карта описывает алгоритм выполнения трудовой операции, действия. Производственная дает полное представление о том, как выполняется целая ступень работы. На первых порах студенты могут работать с учебными инструкционными картами. Они предусматривают наиболее полную расшифровку всех элементов работы студента. Карты включают алгоритм действий, указания по их выполнению, перечень необходимых инструментов и материалов, чертежи, эскизы или размеры, требования к контролю своих действий во время работы, критерии оценки продукта деятельности. По сути, это и есть текст задания, которое может получить студент во время промежуточной или итоговой аттестации с заданными показателями и критериями оценки.
Подробнее см. Методика профессионального обучения : учебное пособие / В. И. Блинов [и др.] ; под общ. ред. В. И. Блинова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — (Серия :Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-05089-9.

Какие критерии отбора наставников существуют на предприятии и каким образом наставники мотивируются к работе со студентами?
Как показывает практика, предприятия испытывают трудности в выборе методик отбора наставников, их обучения основам психологии, педагогики и андрагогики. Персоналу предприятий сложно ориентироваться в требованиях ФГОС СПО в части разработки учебно-методических комплексов для практического обучения, оценочных средств. В этом случае кадровый потенциал профессиональных образовательных организаций в лице преподавателей, методистов, руководителей структурных подразделений может оказать помощь предприятиям в формировании системы наставничества. Примером такой деятельности является деятельность ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж».
Подробнее с опытом работы колледжа можно познакомиться в публикации Формирование системы наставничества для предприятий Ассоциации «Уралпищепром / В. В. Вертиль, Е.Н. Байдало // Под общ. ред. В.И. Кондрух, Екатеринбург: Редакционно-издательский отдел ГАПОУ СО «ЕЭТК», издание третье, дополненное, 2017.

Промышленный механик

Промышленный механик

Методические рекомендации по использованию регламента обучения по специальностям и профессиям в сфере металлообработки

Данная публикация – результат совместной работы экспертов Федерального института профессионального образования Германии (BIBB) и Федерального института развития образования России (ФИРО) в рамках деятельности Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию. Перевод был подготовлен в качестве методической помощи российским регионам-участникам проекта Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» и проекта Российско-Германской внешнеторговой палаты в Москве (АНК) при поддержке Министерства образования и научных исследований Германии VETnet.

Выбор темы публикации – методические рекомендации BIBB к регламенту профессий «Промышленный механик» – не случаен. Этот регламент содержит требования к ряду профессий и специальностей в сфере машиностроения и металлообработки, наиболее часто являющихся предметом деятельности российских регионов в рамках проектов АСИ и АНК.

Редакция перевода осуществлялась экспертами ФИРО в целях максимальной адаптации текста к понятийной системе профессионального образования современной России. Однако абсолютных аналогий в терминах и понятиях в силу объективных причин быть не может, поэтому необходимо остановиться на некоторых особенностях. Прежде всего, это понятие профессии. Аналогом немецого понятия могут быть российские «профессия квалифицированных рабочих, служащих» и «специальность среднего профессионального образования». В названии профессии используется существительное, обозначающее человека, работника (в технической сфере довольно часто «механик»). Имеется в виду, что человек, получивший квалификацию, например, промышленного механика, готов выполнять не только работы на станках, но и вести технологические процессы. В этом смысле его квалификация сопоставима с российским пониманием квалификации специалиста среднего звена.

Читать полностью...