Научно-исследовательский центр стратегии, проектирования и правового обеспечения

 

Руководитель – Радионова Ольга Радиславовна
Адрес: ул. Черняховского, д.9, стр.1, офис 40
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Основной профиль научных интересов Центра

Проведение научных исследований и проектных разработок по различным направлениям реализации государственной образовательной политики Российской Федерации на основе достижений  отечественной и зарубежной науки и практики.


Основные направления деятельности Центра

  • стратегическое планирование, разработка методологических и научно-практических подходов к реализации актуальных направлений образовательной политики в системе общего образования Российской Федерации;
  • разработка стратегически важных документов и материалов (федеральных государственных стандартов, концепций, моделей и пр.) федерального уровня  в области общего образования Российской Федерации;
  • осуществление научно-исследовательской, информационно-консультационной, экспертно-аналитической, организационно-методической деятельности в области развития непрерывного образования в Российской Федерации;
  • изучение, анализ, обобщение и трансляция с учетом актуальных направлений развития информационной политики и культуры передового отечественного и зарубежного опыта по образованию и воспитанию детей, подростков, молодежи в современном образовательном пространстве;
  • организация международного сотрудничества в области развития общего образования детей, подростков и молодежи;
  • разработка, апробация и внедрение (в том числе, в рамках инновационной и экспериментальной деятельности) практико-ориентированных подходов, программ,  технологий и др. в области обучения, воспитания и развития детей и подростков, а также их профессионального  самоопределения;
  • организация и проведение научно-практических мероприятий регионального, всероссийского и международного уровней в целях реализации государственно образовательной политики Российской Федерации;
  • оказание научно-методической, информационной и консультационной поддержки  министерствам и ведомствам, органам управления образования регионального и муниципального уровня, исследовательским и иным организациям, образовательным организациям системы общего образования  по реализации основных направлений развития, обучения и воспитания детей и подростков в современном образовательном пространстве, в том числе в информационной среде;
  • разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования управленческих и педагогических кадров;
  • разработка инструментария и проведение мониторинговых исследований и опросов в области обучения и воспитания детей и подростков в системе российского образования;
  • представление хода и результатов научно-практической деятельности (в том числе, в интересах и по заказам органов государственной власти) в СМИ, публикациях, а также в рамках различных мероприятий регионального, всероссийского и международного уровней.

Основные виды деятельности центра 

Научно-исследовательская деятельность:

2021 год

  • Исследование научно-методических подходов к разработке программ социализации детей и подростков в современном информационном пространстве.

2020 год

  • Разработка системы персонифицированного сопровождения учителей в рамках национальной системы профессионального роста педагогических работников.
  • Методы оценки качества публичных информационных ресурсов общеобразовательных организаций.

2019 год

  • Анализ реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях и предложения по его совершенствованию.
  • Научно-методическое обеспечение профессионального самоопределения школьников на основе выявления, поддержки и развития ценностно-смысловой сферы детей и подростков, в том числе лиц с особыми потребностями.
  • Социокультурная модернизация и развитие образования в России: методология, инструментарий, механизмы и опыт реализации.
  • Разработка и апробация компетентностной модели системы профессионального и личностного роста управленческих  педагогических кадров по областям компетенций,  направленным на продвижение информационной политики. 

2018 год

  • Проведение анализа потребностей родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, связанных с вопросами развития, воспитания и образования детей и разработка методических рекомендаций для организации психолого-педагогической, методической и информационной поддержки родителей детей дошкольного возраста.

Проектная деятельность:

2021 год

  • Оказание услуг по разработке целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций (далее – Модель аттестации) (по заказу Минпросвещения России, Договор с Академией Минпросвещения России).

2020 год

  • Выявление и описание лучших практик совершенствования деятельности образовательных организаций для устойчивого улучшения образовательных результатов обучающихся.

Аналитические материалы в интересах и по заказам органов государственной власти:

2020 год

  • «Карантин: опасный и безопасный». Цикл материалов: Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии.
  • «Заглядывая в будущее, мир после коронавируса».­ Цикл материалов: Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии.
  • «О некоторых антропологических последствиях пандемии. Пасхальный выпуск, «мокрые рынки», невидимые жертвы и проблемы насилия». Цикл материалов: Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии.
  • «Может ли политический лидер выйти за пределы культурной матрицы?». Цикл материалов: Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии.
  • Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии. «Антропологические последствия пандемии».
  • Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии. «От корона-кризиса – к корона-экзиту: поиски новой нормальности».
  • Эффективность использования официального сайта школы в информировании родителей и обучающихся об организации дистанционного обучения в период режима самоизоляции в городах с большим населением и наиболее высокими показателями самоизоляции в связи с пандемией COVID-19

Научный опыт Центра (приоритетные  направления работы с 2009 по 2017 гг.):

2017 год

  • Разработка программ проектирования развивающей среды современной школы как ресурса обеспечения доверия, толерантности, безопасности, психологического комфорта и формирования гражданской идентичности личности.
  • Мониторинг комплексных парциальных и/или авторских образовательных программ дошкольного образования, используемых при реализации/разработке образовательной программы организации, осуществляющей обучение (по каждой дошкольной образовательной организации региона).
  • Разработка комплекта методик оценки психологической готовности обучающихся к выбору профессии и прогноза профессиональной успешности.
  • Мониторинг реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в субъектах Российской Федерации и содержания основных образовательных программ дошкольного образования, проведение Всероссийского совещания «Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы.
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей из группы риска: несовершеннолетних, воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности, в том числе, подростков с девиантным поведением.

2016 год

  • Разработка алгоритма и программы создания, функционирования и сопровождения в субъектах Российской Федерации служб (центров) психолого-педагогической, диагностической, консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет.
  • Проведение Всероссийского педагогического марафона (конференции, вебинары для педагогов) по вопросам организации проектно-исследовательской деятельности школьников, профессиональной ориентации (инженерно-технический профиль, сельскохозяйственный профиль), реализации программ воспитания и социализации в соответствии с ФГОС.
  • Подготовка и проведение мероприятий научно-практической конференции, посвященной продвижению достижений российской педагогической науки за рубежом, приуроченной к 120-летию Л.С. Выготского, в странах Европы.

2015 год

  • Разработка методических материалов по реализации в образовательных учреждениях комплекса мер по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде.
  • Разработка научно-методических подходов к внедрению моделей взаимодействия школ и ВУЗов, ориентированных на развитие и поддержку одаренных детей.
  • Разработка процессных моделей научно-методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Разработка процессных  моделей научно-методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Организационно-методическое сопровождение разработки и общественного обсуждения характеристик квалификации "Специалист в области воспитания (деятельность по специально-педагогическому сопровождению обучающихся)" и развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей с целью развития кадрового потенциала в части воспитательной компетентности.

2014 год

  • Проведение мониторинга и подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части уточнения категорий детей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, содержания понятий насилия и жестокого обращения с детьми (п.3 Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы).
  • Анализ уровня цифровой компетентности учителей и школьников как фактора информационной безопасности детства в сети Интернет.
  • Модернизация и внедрение современной системы оценки и повышения качества дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в рамках поддержки программ развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования.
  • Разработка нормативно - правового и научно - методического обеспечения введения и реализации модели сопровождения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Создание комплекса методических материалов по развитию дополнительного образования детей в части формирования условий для научно-технического творчества детей и подростков.
  • Разработка методических материалов по реализации в образовательных учреждениях комплекса мер по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде.
  • Разработка модели методической поддержки образовательных организаций, реализующих проекты обновления содержания и технологий образования.
  • Разработка модели нормативной правовой и методической поддержки образовательных организаций, реализующих проекты обновления содержания и технологий дошкольного образования в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Доработка Концепции развития дополнительного образования детей с учетом наработанного опыта в части инновационного развития и социализации детей в системе дополнительного образования.

2013 год

  • Апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, включая разработку учебно-методического обеспечения его введения.
  • Разработка и апробация социальных и психолого-педагогических технологий усвоения детьми и подростками культурных традиций народов России.
  • Разработка научно-методических основ портала образовательных инициатив как ресурса социально-педагогической поддержки региональных программ развития образования.
  • Разработка и апробация программ повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающих возможность удовлетворения выбора (профориентации) выпускниками 9 классов, проживающими в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, профилей обучения.
  • Разработка структуры и содержания мероприятий и обеспечивающих их программно-целевых инструментов после завершения Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы с учетом экспертной оценки проводимых мероприятий в сфере образования.

2012 год

  • Разработка модельной методики нормативного подушевого финансирования затрат на педагогическое сопровождение образования талантливых детей в системе общего образования.

2011 год

  • Разработка программ и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования в целях достижения стратегических ориентиров Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в части государственно-общественного управления образованием.
  • Организационно-техническое и экспертно-аналитическое обеспечение реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011 – 2015 годы».

2010 год

  • Разработка системы требований к психолого-педагогическому, кадровому и ресурсному обеспечению и программы проектирования современной школы как ресурса обеспечения толерантности, доверия и психологического комфорта.

2009 год

  • Разработка практических рекомендаций по реализации социокультурных программ формирования гражданской идентичности личности в современной России.
  • Разработка методологии проектирования современной школы как ресурса обеспечения толерантности, доверия и психологического комфорта.