Научно-исследовательский центр стратегии, проектирования и правового обеспечения

 

Руководитель – Радионова Ольга Радиславовна
Адрес: Москва, ул.3-я Кабельная, д.1, стр.1
Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Основной профиль научных интересов Центра

Проведение научных исследований и проектных разработок по различным направлениям реализации государственной образовательной политики Российской Федерации на основе достижений  отечественной и зарубежной науки и практики.


Основные направления деятельности Центра

  • стратегическое планирование, разработка методологических и научно-практических подходов к реализации актуальных направлений образовательной политики в системе общего образования Российской Федерации;
  • разработка стратегически важных документов и материалов (федеральных государственных стандартов, концепций, моделей и пр.) федерального уровня  в области общего образования Российской Федерации;
  • осуществление научно-исследовательской, информационно-консультационной, экспертно-аналитической, организационно-методической деятельности в области развития непрерывного образования в Российской Федерации;
  • изучение, анализ, обобщение и трансляция с учетом актуальных направлений развития информационной политики и культуры передового отечественного и зарубежного опыта по образованию и воспитанию детей, подростков, молодежи в современном образовательном пространстве;
  • организация международного сотрудничества в области развития общего образования детей, подростков и молодежи;
  • разработка, апробация и внедрение (в том числе, в рамках инновационной и экспериментальной деятельности) практико-ориентированных подходов, программ,  технологий и др. в области обучения, воспитания и развития детей и подростков, а также их профессионального  самоопределения;
  • организация и проведение научно-практических мероприятий регионального, всероссийского и международного уровней в целях реализации государственно образовательной политики Российской Федерации;
  • оказание научно-методической, информационной и консультационной поддержки  министерствам и ведомствам, органам управления образования регионального и муниципального уровня, исследовательским и иным организациям, образовательным организациям системы общего образования  по реализации основных направлений развития, обучения и воспитания детей и подростков в современном образовательном пространстве, в том числе в информационной среде;
  • разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования управленческих и педагогических кадров;
  • разработка инструментария и проведение мониторинговых исследований и опросов в области обучения и воспитания детей и подростков в системе российского образования;
  • представление хода и результатов научно-практической деятельности (в том числе, в интересах и по заказам органов государственной власти) в СМИ, публикациях, а также в рамках различных мероприятий регионального, всероссийского и международного уровней.

Основные виды деятельности центра 

Научно-исследовательская деятельность:

2022 год

  • Анализ подходов к реализации воспитательной политики в образовательных организациях системы общего образования
  • Анализ практик управления в системе общего образования и СПО при внедрении цифровой образовательной среды.

2021 год

  • Исследование научно-методических подходов к разработке программ социализации детей и подростков в современном информационном пространстве.

2020 год

  • Разработка системы персонифицированного сопровождения учителей в рамках национальной системы профессионального роста педагогических работников.
  • Методы оценки качества публичных информационных ресурсов общеобразовательных организаций.

2019 год

  • Анализ реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях и предложения по его совершенствованию.
  • Научно-методическое обеспечение профессионального самоопределения школьников на основе выявления, поддержки и развития ценностно-смысловой сферы детей и подростков, в том числе лиц с особыми потребностями.
  • Социокультурная модернизация и развитие образования в России: методология, инструментарий, механизмы и опыт реализации.
  • Разработка и апробация компетентностной модели системы профессионального и личностного роста управленческих  педагогических кадров по областям компетенций,  направленным на продвижение информационной политики. 

2018 год

  • Проведение анализа потребностей родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, связанных с вопросами развития, воспитания и образования детей и разработка методических рекомендаций для организации психолого-педагогической, методической и информационной поддержки родителей детей дошкольного возраста.

Проектная деятельность:

2021 год

  • Оказание услуг по разработке целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций (далее – Модель аттестации) (по заказу Минпросвещения России, Договор с Академией Минпросвещения России).

2020 год

  • Выявление и описание лучших практик совершенствования деятельности образовательных организаций для устойчивого улучшения образовательных результатов обучающихся.

Основные результаты деятельности центра

Основные результаты деятельности Центра за 2021 г.

Основные результаты деятельности Центра за 2020 г.

Аналитические материалы в интересах и по заказам органов государственной власти:

2020 год

  • «Карантин: опасный и безопасный». Цикл материалов: Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии.
  • «Заглядывая в будущее, мир после коронавируса».­ Цикл материалов: Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии.
  • «О некоторых антропологических последствиях пандемии. Пасхальный выпуск, «мокрые рынки», невидимые жертвы и проблемы насилия». Цикл материалов: Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии.
  • «Может ли политический лидер выйти за пределы культурной матрицы?». Цикл материалов: Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии.
  • Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии. «Антропологические последствия пандемии».
  • Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии. «От корона-кризиса – к корона-экзиту: поиски новой нормальности».
  • Эффективность использования официального сайта школы в информировании родителей и обучающихся об организации дистанционного обучения в период режима самоизоляции в городах с большим населением и наиболее высокими показателями самоизоляции в связи с пандемией COVID-19

Научный опыт Центра (приоритетные  направления работы с 2009 по 2017 гг.):

2017 год

  • Разработка программ проектирования развивающей среды современной школы как ресурса обеспечения доверия, толерантности, безопасности, психологического комфорта и формирования гражданской идентичности личности.
  • Мониторинг комплексных парциальных и/или авторских образовательных программ дошкольного образования, используемых при реализации/разработке образовательной программы организации, осуществляющей обучение (по каждой дошкольной образовательной организации региона).
  • Разработка комплекта методик оценки психологической готовности обучающихся к выбору профессии и прогноза профессиональной успешности.
  • Мониторинг реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в субъектах Российской Федерации и содержания основных образовательных программ дошкольного образования, проведение Всероссийского совещания «Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы.
  • Психолого-педагогическое сопровождение детей из группы риска: несовершеннолетних, воспитываемых в семьях родственников лиц, участвовавших в террористической и экстремистской деятельности, в том числе, подростков с девиантным поведением.

2016 год

  • Разработка алгоритма и программы создания, функционирования и сопровождения в субъектах Российской Федерации служб (центров) психолого-педагогической, диагностической, консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет.
  • Проведение Всероссийского педагогического марафона (конференции, вебинары для педагогов) по вопросам организации проектно-исследовательской деятельности школьников, профессиональной ориентации (инженерно-технический профиль, сельскохозяйственный профиль), реализации программ воспитания и социализации в соответствии с ФГОС.
  • Подготовка и проведение мероприятий научно-практической конференции, посвященной продвижению достижений российской педагогической науки за рубежом, приуроченной к 120-летию Л.С. Выготского, в странах Европы.

2015 год

  • Разработка методических материалов по реализации в образовательных учреждениях комплекса мер по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде.
  • Разработка научно-методических подходов к внедрению моделей взаимодействия школ и ВУЗов, ориентированных на развитие и поддержку одаренных детей.
  • Разработка процессных моделей научно-методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Разработка процессных  моделей научно-методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Организационно-методическое сопровождение разработки и общественного обсуждения характеристик квалификации "Специалист в области воспитания (деятельность по специально-педагогическому сопровождению обучающихся)" и развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей с целью развития кадрового потенциала в части воспитательной компетентности.

2014 год

  • Проведение мониторинга и подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части уточнения категорий детей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, содержания понятий насилия и жестокого обращения с детьми (п.3 Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы).
  • Анализ уровня цифровой компетентности учителей и школьников как фактора информационной безопасности детства в сети Интернет.
  • Модернизация и внедрение современной системы оценки и повышения качества дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в рамках поддержки программ развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования.
  • Разработка нормативно - правового и научно - методического обеспечения введения и реализации модели сопровождения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Создание комплекса методических материалов по развитию дополнительного образования детей в части формирования условий для научно-технического творчества детей и подростков.
  • Разработка методических материалов по реализации в образовательных учреждениях комплекса мер по противодействию распространению экстремизма в молодежной среде.
  • Разработка модели методической поддержки образовательных организаций, реализующих проекты обновления содержания и технологий образования.
  • Разработка модели нормативной правовой и методической поддержки образовательных организаций, реализующих проекты обновления содержания и технологий дошкольного образования в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Доработка Концепции развития дополнительного образования детей с учетом наработанного опыта в части инновационного развития и социализации детей в системе дополнительного образования.

2013 год

  • Апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, включая разработку учебно-методического обеспечения его введения.
  • Разработка и апробация социальных и психолого-педагогических технологий усвоения детьми и подростками культурных традиций народов России.
  • Разработка научно-методических основ портала образовательных инициатив как ресурса социально-педагогической поддержки региональных программ развития образования.
  • Разработка и апробация программ повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающих возможность удовлетворения выбора (профориентации) выпускниками 9 классов, проживающими в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, профилей обучения.
  • Разработка структуры и содержания мероприятий и обеспечивающих их программно-целевых инструментов после завершения Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы с учетом экспертной оценки проводимых мероприятий в сфере образования.

2012 год

  • Разработка модельной методики нормативного подушевого финансирования затрат на педагогическое сопровождение образования талантливых детей в системе общего образования.

2011 год

  • Разработка программ и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования в целях достижения стратегических ориентиров Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в части государственно-общественного управления образованием.
  • Организационно-техническое и экспертно-аналитическое обеспечение реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011 – 2015 годы».

2010 год

  • Разработка системы требований к психолого-педагогическому, кадровому и ресурсному обеспечению и программы проектирования современной школы как ресурса обеспечения толерантности, доверия и психологического комфорта.

2009 год

  • Разработка практических рекомендаций по реализации социокультурных программ формирования гражданской идентичности личности в современной России.
  • Разработка методологии проектирования современной школы как ресурса обеспечения толерантности, доверия и психологического комфорта.