Исследования

Исследование научно-методических подходов к разработке программ социализации детей и подростков в современном информационном пространстве

Выполняемое исследование.

Полное название:

«Исследование научно-методических подходов к разработке программ социализации детей и подростков в современном информационном пространстве»

Руководитель работ:

Алиева Эвелина Факировна, и.о. директора, канд. пед. наук

Сроки выполнения:

01.01.2021-31.12.2021

Актуальность исследования:

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания подрастающего поколения является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Воспитание детей и подростков в семье и образовательной организации рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года).
В настоящее время продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей и подростков в системе образования оказываются во многом не реализованными:
- низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям;
- несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей и подростков новым рискам, связанным с развитием сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту…
В этой связи особое внимание должно быть уделено:
- внедрению эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей и подростков;
- созданию социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации подрастающего поколения и интегрирующей воспитательные возможности всех социальных институтов;
- созданию системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей, обеспечения психологического сопровождения развития детей и подростков в условиях семьи и образовательного учреждения; в том числе по воспитанию детей и подростков, имеющих психолого-педагогические проблемы;
- проведению исследований психологического благополучия детей и подростков в современном образовательном пространстве и в социальных сетях для разработки научно-методических подходов к повышению личностной устойчивости к конфликтам и профилактике социально-опасного поведения, в том числе в социальных сетях и развитию умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
- популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения, а также формированию у детей и подростков позитивных жизненных ориентиров и планов и др. (Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»).

Основная цель исследования:

На основании научно-методических подходов разработать программные и методические материалы для специалистов системы общего образования и органов управления образованием по социализации детей и подростков в современном информационном пространстве, а также  психолого-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих детей и подростков с психолого-педагогическими проблемами.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
  1. Обоснование научно-методических подходов к разработке программ социализации детей и подростков в информационном обществе.
  2. Разработка и апробация программ социализации детей и подростков в современном информационном обществе, направленных на повышение личностной устойчивости к конфликтам и профилактике социально-опасного поведения, в том числе в социальных сетях.
  3. Разработка методических рекомендаций по использованию программ социализации детей и подростков в современном информационном обществе.
  4. Анализ исследований психологического благополучия детей и подростков в современном образовательном пространстве и в социальных сетях.
  5. Разработка банка методик по выявлению субъективного благополучия детей и подростков с учетом возрастных особенностей и ступени образования.
  6. Анализ механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам семей, воспитывающих детей и подростков, имеющих психолого-педагогические проблемы.
  7. Разработка и апробация системы оценивания субъективного благополучия семей российских школьников на разных ступенях общего образования на основе выделения социально-психологических факторов семейной и школьной среды.
  8. Разработка методических рекомендаций для представителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации по организации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей и подростков, имеющих психолого-педагогические проблемы.