Исследования

Анализ практик управления в системе общего образования и среднего профессионального образования (СПО) в условиях цифровой образовательной среды

Обновлено: 05.03.2022, 16:38

Полное название:

«Анализ практик управления в системе общего образования и среднего профессионального образования (СПО) в условиях цифровой образовательной среды»

Руководитель работ:

Алиева Эвелина Факировна, и.о. директора, канд. пед. наук

Сроки выполнения:

01.01.2022-31.12.2022

Актуальность исследования:

Нелинейность и неопределенность социально-экономических процессов во всем мире, обострившиеся в условиях полного локдауна, предопределили как стремительную цифровизацию российского общества, так и острую потребность в мгновенном реагировании на вызовы современности. Система образования, как источник совершенствования и перспективного развития не только социально-экономического состояния общества, но и человеческого капитала, должна гибко и адекватно адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Современная ситуация детерминирует актуализацию цели российского образования, делая акцент на необходимости развития у обучающихся таких компетенций и навыков, которые позволили бы им в настоящем и будущем эффективно реализовать личностный потенциал, живя в постоянно изменяющихся условиях. Именно этим и обуславливается не только необходимость в совершенствовании профессиональной компетентности педагогов системы образования, но и в совершенствовании управленческих компетенций представителей административно-управленческих команд образовательных организаций. На сегодняшний день в педагогической науке и образовательной практике появляются и реализуются теоретические модели управленческих команд современной школы (Чернобай Е.В., Рытов А.И., Губанова Е.В. и др.). Однако сама система сопровождения управленческих команд, осуществляющих деятельность в сфере образования, еще не сложилась. Нормативно-правовые основания, обеспечивающие функционирование современной системы российского образования, определяют необходимость практической реализации его ключевых задач. Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р утверждены (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 г. № 2580-р) обуславливают необходимость разработки системы сопровождения управленческих команд, направленной на выявление и минимизацию дефицитов не только управленческих компетенций представителей административно-управленческих команд образовательных организаций, но и административно-управленческих команд муниципального уровня. Национальный проект «Образование» в рамках федерального проекта «Современная школа» (Паспорт федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 17 декабря 2020 года № 14) одной из важных задач определяет обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников. В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» осуществляется деятельность по обеспечению образовательных организаций современным оборудованием, развитию цифровых сервисов, наполнению их содержательным образовательным контентом. Функционирование единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров через создание и обеспечение функционирования в субъектах Российской Федерации Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников предполагает «создание единого научно-методического пространства в сфере повышения квалификации, профессиональной переподготовки и непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования» (Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06 августа 2020 года № Р-76 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников»). Вышеизложенные основания актуализируют потребность в разработке модели научно-методического сопровождения управленческих команд (от руководителей общеобразовательных организаций и руководителей СПО до руководителей муниципальных и региональных уровней управления образованием), осуществляющих деятельность в сфере образования в условиях внедрения цифровой образовательной среды.

Основная цель исследования:

Исследование существующих подходов к научно-методическому сопровождению управленческих команд системы образования в условиях внедрения цифровой образовательной среды.

Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  1. Анализ существующих научно-методических подходов к выявлению профессиональных дефицитов управленческих кадров системы образования в России и за рубежом.
  2. Исследование на основе опросных данных уровня компетентности управленческих кадров системы образования Российской Федерации в решении задач внедрения цифровой образовательной среды в образовательных организациях.
  3. Анализ методологических принципов построения моделей сопровождения управленческих команд системы образования.
  4. Теоретическое обоснование модели научно-методического сопровождения управленческих команд системы образования в условиях внедрения цифровой образовательной среды, включающей, в том числе: методику и диагностический инструментарий выявления и минимизации профессиональных дефицитов управленческих кадров системы образования в условиях внедрения цифровой образовательной среды; методы оценки эффективности модели научно-методического сопровождения управленческих команд системы образования; методические рекомендации для региональных органов управления образованием по использованию модели научно-методического сопровождения управленческих команд системы образования в условиях внедрения цифровой образовательной среды.
  5. Пилотное исследование эффективности модели научно-методического сопровождения управленческих команд системы образования в условиях внедрения цифровой образовательной среды.