Исследования

Анализ концептуальных подходов ... по областям компетенций, направленным на продвижение информационной открытости образовательных организаций

Выполненное исследование;
Руководитель работ: Алиева Эвелина Факировна, заместитель директора, канд. пед. наук;
Сроки выполнения: 2018 г.
Актуальность исследования:
Информационная открытость образовательных организаций представляет собой ответ на вызов современных тенденций развития образования в информационно-сетевую эпоху. Требование к информационной открытости образовательных организаций закреплено законодательно (ст. 29 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»).
Представительство образовательных организаций в сети Интернет стало за последнее десятилетие свершившимся фактом. Таким образом, можно констатировать, что первоначальная задача создания официальных сайтов образовательных организаций в сети «Интернет» как открытых общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности образовательной организации, и обеспечения доступа к этим ресурсам выполнена в масштабах всей страны.
В процессе реализации такой широкомасштабной задачи накоплен значительный опыт, разработаны различные подходы и решения как на уровнях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, так и в самих образовательных организациях.
Вместе с тем, в процессе решения задачи информационной открытости образовательных организаций наметился ряд негативных тенденций, требующих акцентуации внимания не только на их причинах, но и на возможных последствиях.
Одной из таких тенденций является сведе́ние руководством ОО задач функционирования информационных ресурсов только лишь к преимущественно одностороннему информированию участников образовательных отношений и отношений в сфере образования по вопросам деятельности ОО, закрепленных в государственных требованиях к официальным сайтам образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Данная тенденция усугубляется тем, что в практике многих образовательных организаций за пределами внимания руководства ОО находятся вопросы освещения и представления в сети «Интернет» разнообразной палитры образовательной, педагогической и совместной управленческой деятельности ОО, не относящейся к нормативно требуемому контенту, но при этом формирующей специфику, «индивидуальное лицо» каждой образовательной организации.
Сведение возможностей информационной открытости лишь к выполнению требований по нормативно заданному контенту приводит к еще одной негативной тенденции, подменяющей актуально возрастающую потребность в социальном диалоге между участниками образовательных отношений и отношений в сфере образования на одностороннее информирование без получения обратной связи и возможности совместного обсуждения и выработки совместных конструктивных решений по различным вопросам деятельности ОО.
Обе эти тенденции указывают на то, что, несмотря на значительный опыт решения задач информационной открытости, в практике образовательных организаций системы дошкольного и общего образования ощущается острый недостаток целостной, осмысленной и разработанной информационной политики как одного из ведущих направлений деятельности образовательных организаций, обеспечивающего реализацию задач государственной политики в сфере образования и образовательной политики ОО через информирование, мотивирование и взаимодействие участников образовательных отношений и отношений в сфере образования.
Можно со всей уверенностью сказать, что отсутствие осмысленной и разработанной информационной политики и недостаточное внимание руководства ОО к вопросам информационной культуры явно отражается на имидже образовательных организаций, который формируется социумом и представлен в сети «Интернет» мнениями родителей, обучающихся и педагогов.
Разработка и реализация задач информационной политики образовательных организаций не будет полноценной, целостной и ценностной, если в основу ее не будут положены ценностно-смысловые аспекты формирования не только собственно информационной культуры, но и взращивания социокультурной информационной среды взаимодействия участников образовательных отношений.
Решение задач продвижения информационной политики и расширения информационной открытости образовательных организаций является одной из новых областей компетенций современного руководителя общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей и подростков.

Полное название: "Анализ концептуальных подходов и разработка методологических и технологических основ компетентностной модели системы повышения квалификации и переподготовки управленческих и педагогических кадров по областям компетенций, направленным на продвижение информационной политики и расширение информационной открытости образовательных организаций"


Основная цель исследования:
Разработка методологических и технологических основ компетентностной модели системы повышения квалификации и переподготовки управленческих и педагогических кадров по областям компетенций, направленным на продвижение информационной политики образовательных организаций
Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:

  1. Проведен проблемно-ориентированный анализ реализации задач информационной открытости и эффективности информационной политики образовательных организаций и подготовлен Аналитический доклад «Проблемно-ориентированный анализ реализации задач информационной открытости и эффективности информационной политики образовательных организаций (на основе анализа информационных ресурсов образовательных организаций 5 субъектов РФ).
  2. Проанализированы концептуальные подходы в решении задач информационной политики и расширения информационной открытости образовательных организаций и подготовлены аналитические материалы, включающие: концептуальные подходы к решению задач информационной политики и расширению информационной открытости образовательных организаций и представлены аналитические материалы, включающие исследование информационной открытости образовательных организаций, информационная политика и информационная культура образовательных организаций: от методологии – к современной проблематике.
  3. Представлены методологические обоснования целостной системы взаимодействия информационной политики и информационной культуры, которые обеспечивают информационную открытость образовательных организаций, на основе которых разработаны концептуальные подходы к формированию информационной политики, обеспечивающей реализацию образовательными организациями задач государственной политики в сфере образования через информирование, мотивирование и взаимодействие участников отношений в сфере образования.
  4. Обоснованы технологические подходы к решению задачи представления вариативных возможностей расширения информационной открытости образовательных организаций и развития социального диалога участников отношений в сфере образования.
  5. Представлены научно-методические обоснования компетентностной модели обучающих программ для системы повышения квалификации и переподготовки управленческих и педагогических кадров по областям компетенций, связанным с формированием информационной политики и расширением возможностей информационной открытости образовательных организаций.
  6. Проведено 19 семинаров по тематике информационной политики и 6 обучающих вебинаров по освоению компетенций в области расширения информационной открытости в 4-х субъектах РФ (Московская область, Челябинская область, Севастополь, Республика Крым) за данный период.
  7. Опубликована статья в журнале «Среднее профессиональное образование», № 2, 2018, стр.3-8.
    «Творческая лаборатория как средство развития инновационной компетентности педагогов» (И.П. Пастухова, Н.В.Тарасова) в рамках Госзадания 29.12572.2018/12.1 по теме «Анализ концептуальных подходов и разработка методологических и технологических основ компетентностной модели системы повышения квалификации и переподготовки управленческих и педагогических кадров по областям компетенций, направленным на продвижение информационной политики и расширение информационной открытости образовательных организаций».