Новости

Евгений Малеванов для VTimes: Мой образовательный результат больше зависит от меня самого, чем от окружающих обстоятельств.

Год, преподавший уроки
Гаджет и уверенность в себе – два фактора успешной учебы

Массовый переход на дистант заставил систему образования включить предельную скорость. В тренде — цифровизация и развитие искусственного интеллекта, а 2021 г. объявлен Годом науки и технологий. С чем входят в него школы и вузы?

Новости в мире образования напоминали сводки с полей гражданской информационной войны. Безальтернативный кандидат на звание главного события ушедшего года — дистанционка. Школьники уловили выгоду свободного посещения занятий, родителям пришлось усилить контроль за детьми. СМИ тиражировали истории про заброшенный коровник в Башкирии, в котором деревенские дети ловили интернет, про омского студента-тиктокера, искавшего интернет на березе. В Волгограде Арсен Мелконян кастетом решил конфликтную ситуацию: перепалка из-за объемов домашки в родительском чате перетекла в убийство.

Владимир Кудрявцев, профессор МГППУ:

— С преимуществом образовательного онлайн-формата я столкнулся более 20 лет назад в Финляндии. Это была маленькая социальная революция. Неспешные финны рванули вперед всего Старого света и даже Нового. Они ввели онлайн-обучение в тюрьмах. Люди покидали места заключения с чистой совестью и высшим образованием. Мы же за год смешанного обучения сумели возвести в образовании цифровую тюрьму — из штампов нашего мышления. Дистант не поставил ни одной особой проблемы, а лишь заострил те, которые придают образованию современный смысл.

Онлайн-формат обнажил противоречия инфраструктурного свойства.

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»:

— Когда архаичная школа явилась родителям во всей нелицеприятности, разразилась истерия. Под конец года мы наблюдали протестные ковидно-диссидентские движения, подхваченные коммунистами, леворадикальными политическими силами. Это результат коммерческой пропаганды архаичных способов преподавания, которая велась последние пять лет. Потому что бумажные учебники продавать выгодно, поставлять компьютеры в классы вместо персональных гаджетов — выгодно, учебно-предметная структура уроков — дешево и сердито.

Решение организационных вопросов можно считать одной из тенденций ушедшего года.

Предновогоднее поручение премьер-министра: усовершенствовать к марту систему оплаты учительского труда и установить зарплату с учетом МРОТ не ниже прожиточного минимума. С марта в школах пилотных регионов появятся советники по воспитательной работе, им положена надбавка в 15 000 рублей. Претерпит изменения система аттестации учителей: планируется ввести новые квалификационные категории «учитель-методист» и «учитель-наставник».

Александра Семенова, продюсер Конкурса инноваций в образовании:

— Важный тренд — трансформация учителя. На словах Минпросвещение хочет видеть в нем тьютора, навигатора индивидуального образовательного опыта ученика. Приблизиться к этому смогут единицы. Необходима экосистема поддержки педагогов и родителей: выгорание теперь не столько офисная, сколько школьная тема.

Итоговая аттестация учеников станет менее строгой. Для получения аттестата о среднем общем образовании выпускникам, которые не планируют поступать в вузы, вместо ЕГЭ нужно будет сдать государственный выпускной экзамен по русскому языку и математике. Тем, кто собирается в вуз, достаточно будет сдать ЕГЭ по русскому, чтобы получить аттестат.

Непрерывная готовность

Новое в этом году — хорошо забытое старое. Как, например, междисциплинарность, бывшая модной в университетской среде на пике перестройки, а позже критикуемая за распыление компетенций. Термин омолодился: перебрался из вузов в школу.

Тарас Пащенко, зав. лабораторией проектирования содержания образования Института образования Высшей школы экономики:

— Нет смысла говорить об ориентации на профессию в школе. Пока сегодняшний первоклассник выйдет на рынок труда, пройдет 15–16 лет. Необходимо развивать универсальные навыки.

Готовность к непрерывному обучению тоже будет в цене. Из-за тренда на переквалификацию и быстрый вход в профессию крайне полезными навыками станут адаптивность и гибкость. Самыми востребованными профессиями в 2021 г. будут врачи, фармацевты, IT-специалисты, продавцы, водители, курьеры, комплектовщики, сборщики и логисты, сказано в исследовании о состоянии рынка труда в январе — ноябре 2020 г. В этом свете навык «переобуться в прыжке» — способ выжить.

Билет во взрослую жизнь

Минобрнауки объявило о возможности формирования цифрового профиля студента для выдачи электронного диплома. Возвращается обязательная предзащита кандидатских диссертаций по окончании аспирантуры — дань традиции, отмененной в 2013 г. Премьер Мишустин поручил до 15 февраля проработать вопрос снижения оплаты за обучение в вузах, которые преимущественно работают в онлайн-режиме.

Для ректоров 2021 год открывает новые горизонты соперничества. Завершился проект «5–100». За семь лет он не достиг цели: ни один из российских вузов, поддержанных посредством проекта, не вошел в сотню лучших университетов мира. На смену приходит Программа стратегического академического лидерства. К 2030 г. Россия должна войти в десяток ведущих стран по научным исследованиям и разработкам, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования. За 2021–2024 гг. на грантовые субсидии планируется потратить 196 млрд руб.

Многие продолжают считать, что патриотического запала достаточно, чтобы вывести Россию на должную орбиту.

Владимир Зернов, ректор Российского нового университета:

— Массовый переход на дистанционные формы обучения должен помочь России вернуть себе позиции, которые она занимала в Евразии, — драйвера развития как Европы, так и Азии. В мире очень много русскоговорящих людей, и сейчас Россия может активно нарастить экспорт образования. Но сделать это получится только в том случае, если наш образовательный контент будет качественнее, чем у конкурентов.

Подготовка к восстановлению международного академического статуса совпала с всплеском патриотизма в Госдуме.

Поправки в закон «Об образовании», которые предписывают заниматься просветительской деятельностью по согласованию с органами власти, а также поправки, которые приравнивают к «иноагентам» россиян, получающих финансирование из-за рубежа, имели резонанс. На этом фоне почти незамеченным прошел законопроект о создании федеральной территории «Сириус». Новый статус обрел сочинский округ, где расположен образовательный центр, открытый в 2014 году на базе олимпийских объектов. Инновационный, научный, образовательный и туристический центр «Сириус» будет иметь самостоятельные органы публичной власти, экономическую самостоятельность, собственный бюджет и имущество.

Это первая реализация поправки в Конституции о создании федеральных территорий.

Мы почти научились жить

Обзавелись гаджетами, взяли курс на онлайн-обучение. Активизировали развитие образовательного контента, мастер-классов, стримов. Привыкаем коллективно дискутировать в виртуальном пространстве. С цифровизацией дети получили не только видеоуроки и электронный дневник с уменьшением количества бумажных учебников, но и утрату навыков письма, снижение социальных навыков, компьютерную и игровую зависимость. Прогрессируют выгорание и дефицит учителей. Перспективы представляются куда более радужными, если осознать, что мы вплотную приблизились к использованию искусственного интеллекта (ИИ).

Пандемия ускорила разработку и внедрение ИИ в образовании. Неясно, что это — афера века или надежда человечества, но уровень хайпа и скорость прогресса головокружительны.

Сферы применения ИИ в образовании на основе самообучающихся нейронных сетей и обработки больших данных:

  • proctoring (контроль при тестировании);
  • оценка качества знаний;
  • повышение производительности учителей;
  • виртуальные помощники;
  • персонализированное обучение;
  • адаптивное обучение (отслеживание успехов и корректировка курса для каждого, динамическая перестройка индивидуальной образовательной траектории по мере развития учащегося);
  • модерация группового обучения.

При помощи ИИ уже можно изучать иностранный с Duolingo, математику с Thinkster, STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) с Querium, адаптивное обучение от Alta и ALEKS выявляет и заполняет пробелы в знаниях.

В России тоже имеются онлайн-курсы с адаптивными технологиями: платформа Stepik, курс для развития логического мышления в игровой форме logiclike, проект самоподготовки к ЕГЭ Еxamer. Особенно много обучающих систем на основе ИИ в коммерческих проектах в сфере HR. Заметны Сompetentum, Ispring, Е-mba, для автоматизации HR процессов Websoft. Есть попытки внедрения ИИ при обучении программированию, маркетингу, дизайну и управлению (Geekbrains, Netology), языкам (Skyeng, Lingualeo).

Будет расти роль внутренней мотивации

Евгений Малеванов, и. о. директора ФИРО РАНХиГС:

— В завершившемся году все получили новый опыт. Государство училось управлять сферой образования в условиях пандемии. Педагоги учились учить и воспитывать. Родители учились работать дома, обмениваясь опытом преодоления неуспешности со своими детьми. И уже очень давно учеба не была настолько связана с социально-экономическими и технологическими условиями домохозяйств. Все вместе учились жить в новых условиях. Были потери и находки. У каждого в своей пропорции.

Нужно все это переждать или привыкать жить по-новому? С этой мыслью многие встречали Новый год.

Было очень много ограничений, запретов, регламентов, указаний, поручений, заданий. Это свойственно экстремальной ситуации. Но любая экстремальная ситуация не может восприниматься человеком долго. Он привыкает ко всему. Будет снижаться роль внешней мотивации и возрастать роль мотивации внутренней. В учебе, в работе, в самых разных социальных отношениях.

Я бы предложил такой девиз наступившего года: «Мой образовательный результат больше зависит от меня самого, чем от окружающих обстоятельств».

 

Автор: Елена Комарова

Фото: Annie Spratt / unsplash.com

Источник: VTimes

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: