Новости

Мониторинг информационного пространства по вопросам общего образования

Автор: Корнилова Елена Валентиновна, ведущий аналитик Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС

Мониторинг информационного пространства по вопросам общего образования предполагает обозначение актуальных тем, которые появляются на различных этапах формирования и внедрения новых форм обучения, а также выявление реакции участников образовательного процесса. В дальнейшем планируется проследить смену векторов в информационном поле, а также проанализировать трудности и успехи образования в условиях тотальной изоляции.

Новостная отраслевая повестка апреля определялась двумя важными событиями: 6 апреля после удлиненных каникул началась четвертая учебная четверть; 7 апреля Министр просвещения С.С. Кравцов заявил о проведении ЕГЭ в текущем году и открытии нового образовательного ресурса, особенно востребованного в регионах, не располагающих широкополосным доступом к Интернету. Министерство просвещения договорилось с телевизионными компаниями о размещении на их каналах образовательного контента.

8 апреля Министерство просвещения подготовило и направило в регионы рекомендации, содержащие исчерпывающий список мер для обеспечения образовательного процесса в стране при любых сценариях развития эпидемиологической ситуации. Конкретные меры каждый регион определит самостоятельно, исходя из ситуации на местах, согласовав свои действия с Правительством Российской Федерации.

Рекомендации подготовлены при участии экспертного сообщества и нацелены на защиту здоровья населения и сохранность основ единого образовательного пространства на всей территории России.

Система дошкольного образования продолжит обеспечивать уход и присмотр за детьми. В детских садах Министерство рекомендует в условиях стабильной санитарно-эпидемиологической ситуации обеспечить работу групп с соблюдением всех профилактических мер. В случае возникновения неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации регион должен обеспечить работу дежурных групп численностью не более 12 человек с соблюдением мер профилактики.

Работа школ также будет выстраиваться исходя из конкретной эпидемиологической ситуации. Там, где ситуация благоприятная, школы смогут вернуться к работе в штатном режиме с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и предотвращения распространения коронавирусной инфекции. Среди подобных требований:
              - сокращение количества учащихся, находящихся в помещении, при помощи деления класса на группы;
              - корректировка учебных планов и рабочих программ по предметам, сокращение учебного времени;
              - акцент на освоении нового учебного материала.

Там, где ситуация будет требовать изоляционных мер (домашней самоизоляции), регионам рекомендовано обеспечить образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с графиками учебного процесса и индивидуальными учебными планами. При этом регионы имеют возможность принять следующие меры:
              - продолжить учебную деятельность согласно прежнему календарному графику, полностью переведя ее на дистанционный формат, с учетом необходимых мер охраны здоровья детей и допустимых нагрузок при использовании онлайн-технологий;
              - изменить календарный график или завершить учебный год для 1-8-х классов по результатам завершенных четвертей (триместров) с учетом результатов всероссийских проверочных работ (ВПР), проведенных в дистанционном формате. При необходимости рассмотреть перенос части общеобразовательной программы текущего учебного года на следующий учебный год.

Также регионам предписано обеспечить очное проведение аттестации в 9-м классе (ОГЭ) по двум предметам и полноценную реализацию образовательных программ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и федеральных телевизионных каналов для старшеклассников (10–11-х классов). Старшие классы должны получить все необходимые знания для успешного освоения школьной программы и подготовки к ЕГЭ.

Активизировалась работа горячей линии Министерства просвещения. Хотя она действовала с первых дней объявленного режима изоляции, на этой неделе сведений о ней в СМИ стало больше, и она чаще упоминалась как официальными лицами (которые призывали звонить на нее всех участников образовательного процесса в случае возникновения вопросов и проблем), так журналистами и экспертами. Заместитель министра В.Басюк заявил, что вышеуказанные рекомендации для образовательных организаций Минпросвещения России выпустило как раз на основе проанализированных данных, поступивших на горячую линию.

Минобороны России объявило, что не будут призывать тех выпускников школ, которые еще не сдали ЕГЭ. Несмотря на официальное сообщение, количество опасений по этому вопросу не уменьшилось.

Педагогические вузы были переданы в ведение Министерства просвещения, что породило поток аналитических публикаций о невысоком уровне педагогического образования в  Российской Федерации.

Отмечаются технические сбои, неготовность учеников, родителей и учителей к самодисциплине в рамках перехода на дистанционное обучение. «Учительская газета» отмечает и необходимость психологической адаптации к такой форме обучения: «Учителя, ученики и родители должны быть готовы к дистанционному обучению психологически. Но в условиях необходимости принятия оперативных решений по защите здоровья детей проводить такую работу было некогда».

В блогосфере начали появляться сообщения о деятельности репетиторов; интерес к ним растет, поскольку в своей работе они широко используют дистанционные модели преподавания и имеют в этом большой опыт; в глазах потребителей соответствующих образовательных услуг репетиторы существенно выигрывают перед школьными учителями. Отработанные методики и программа преподавания выгодно отличают дополнительные занятия с репетиторами от многих обязательных. Репетиторы отмечают увеличившийся поток заявок и рост своих гонораров.

К концу недели стало появляться все больше официальных сообщений органов государственной власти о том, что кризис, связанный с техническими сбоями в сфере дистанционного обучения, якобы в большинстве случаев преодолен. В блогах студентов, школьников и преподавателей все больше вопросов, “зачем идет этот взаимный обман”. Реализуется не больше 10-15% запланированной программы. Все ждут, когда снимут карантин.

Наибольшие проблемы фиксируются в преподавании естественнонаучных дисциплин и предметов, связанных с отработкой навыков: изобразительное искусство, физическая культура, музыка, технология. Естественные науки предполагают лабораторные работы, опыты, эксперименты, которые невозможно проводить в домашних условиях. Все преподавание свелось к теории. Наименьшее количество проблем в преподавании гуманитарных наук: история, иностранный язык, русский язык. Большое количество образовательных онлайн-платформ, разработанных, например, для обучения иностранным языкам, позволяют учителю эффективно сформировать учебный материал,  сделав уроки интересными и познавательными.

В большинстве сообщений отмечается, что уроки превратились в самостоятельную работу обучающихся: учителя дают задания, ученики их выполняют и по электронной почте отправляют на проверку. Это приводит к большой нагрузке на неподготовленных родителей, вынужденных контролировать их выполнение. Дети также устали от дистанционного обучения: убегают из дома, не включают компьютер, не выполняют задания.

Регионы делятся опытом преодоления цифрового неравенства: раздаются школьные компьютеры, покупаются планшеты, в здании школы оставляют индивидуальные задания на бумаге и также собирают их, учителя сами развозят задания для обучающихся из дальних сел, у которых нет интернета.

Наиболее популярной платформой для дистанционного образования стала Zoom, которая позволяет в бесплатном режиме проводить общение большого количества пользователей. Частое обращение к этому ресурсу связано не только с его бесплатностью, но и с простотой установки и использования. Однако во всех странах мира стали появляться сообщения о хакерских взломах этой программы, утечке личных данных пользователей и несанкционированных включениях камер компьютеров пользователей при установке данной программы. Поэтому в некоторых странах (например, Сингапуре, США) было запрещено пользование данной программой. Однако в России пока такого запрета нет.

Одна из главных проблем дистанционного обучения – это отсутствие качественных методических разработок преподавания учебного материала.

Учителя отмечают такие проблемы, как возросшая нагрузка на обучение, отсутствие свободного времени, технические проблемы организации обучения, непонимание обучающимися и родителями роли учителя в новых реалиях.

Основные ключевые сообщения информационной недели:

- для всех участников образовательного процесса очевидно, что надо ждать окончания изоляции и возвращаться к привычным формам обучения;

- у обучающихся могут возникнут проблемы со сдачей ЕГЭ (ОГЭ);

- техническая неготовность к ведению дистанционного обучения;

- отсутствие опыта ведения онлайн-занятий у учителей;

- отсутствие контроля за деятельностью обучающихся;

- отсутствие у родителей готовности серьезно участвовать в образовании своих детей; вообще уделять им достаточное время в течение дня;

- очевидное цифровое неравенство, проявляющееся, например, в части доступа к цифровому контенту у обучающихся из разных субъектов Российской Федерации и роста зависимости образовательных условий школьников от экономического положения семей.

Вывод: поднимаются материальные, организационные вопросы, мало сообщений, связанных с психологическими и ментальными проблемами в реализации образовательной деятельности.

 

 

В раздел "Образование на "карантине"...