Новости

О тенденциях и принимаемых мерах в мировых системах образования в связи с пандемией вируса COVID-19, используемых образовательных технологиях и цифровых приложениях

Автор: Дождиков Антон Валентинович, ведущий аналитик Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС

В подавляющем большинстве стран ОЭСР действует правительственная директива, согласно которой ученикам и учителям нельзя посещать школу. Срок действия директивы составляет от двух недель до месяца с возможностью продления; в некоторых странах срок приостановки занятий не определен. В отдельных странах правительство предоставило школам определенную свободу действий по приостановлению занятий.

На вопрос о том, что правительство или школы сделали на сегодняшний день для продолжения академического обучения учащихся, многие респонденты ответили: «Ничего», а также отметили, что правительство порекомендовало школам использовать технологии онлайн-обучения.[1] Таким образом проблема запуска дистанционного (онлайн) образования в условиях пандемии носит глобальный характер, свидетельствующей о недостаточной проработанности системы мер и технологий в целом в мире.

Однако практически в каждой школе, подключенной к сети Интернет используются онлайн-платформы, к которым сотрудники и учащиеся легко получают доступ и осваивают (например, Google Drive/Microsoft Teams)», в ситуации с отсутствием Интернета или устойчивого сигнала, образовательные программы транслируются по национальному телевидению

Правительства всех государств пытаются оказать поддержку школам/учителям, но большинство инициатив идут снизу. В таких школах отмечается динамизм и активность преподавателей и руководства, которые на уровне образовательной организации договариваются с коммерческими и общественными организациями – поставщиками контента и цифровых услуг. Органы управления образованием отслеживают и распространяют подобную практику. В качестве примера можно привести следующие варианты мер:

  • Создан профиль пользователя Microsoft Office 365 (администрация, учителя и учащиеся).
  • Созданы порталы, позволяющий учащемуся и его родителям получить доступ к профилю учащегося без учителя и администрации школы.
  • Созданы виртуальные аудитории для всех школьных классов и предметов в программе Microsoft Teams.
  • Созданы виртуальные консультационные площадки, где технические специалисты из «New School Model» в качестве волонтеров помогают учителям осуществлять дистанционное обучение.
  • Проводится сбор данных для обеспечения доступа преподавателей и учащихся к Интернету и цифровым технологиям.
  • Осуществляется поддержка навыков учителей – цифровые аудитории и вебинары; цифровые учебные задания и мультимедийный контент.
  • Учителям предоставляется бесплатное дистанционное обучение и инструменты, а также другая техническая помощь школам;
  • Осуществляется мониторинг региональных и школьных инициатив и позитивных практик с целью последующего тиражирования.
  • Вводятся формы экономической поддержки социально-экономически неблагополучных категорий обучающихся.
  • Подготовлены методические рекомендации для учреждений профессионального и общего образования по внедрению дистанционного обучения.
  • Сформированы рекомендации администрациям школ, учителям и родителям по организации и адаптации процесса обучения к дистанционному режиму. Кроме того, опубликованы «Руководство для родителей», «Руководство для учителей» и «Рекомендации для учителей по ИКТ»
  • Национальные телевидения ряда государств готовят специальные еженедельные наборы образовательных и развлекательных телепрограмм для разных возрастных групп. Также транслируются знаменитые театральные постановки для зрителей школьного возраста.
  • Крупнейшие операторы мобильной связи поставляют мобильные телефоны и планшеты ученикам.
  • Муниципалитетами предпринимаются шаги для увеличения пропускной способности интернет-соединения в конкретных школах и районах.
  • Обучение с помощью онлайн-курсов обеспечивается в рамках партнерских отношений с различными компаниями (Google, Microsoft и т.д.).
  • Ведется работа над изменением календаря школьных мероприятий, смещением сроков учебного года.

 

Отдельные региональные примеры:

В Эстонии все учебные материалы исходно доступны одновременно в традиционном и онлайн-форматах, поэтому многие школы уже использовали цифровую версию ранее и в настоящее время не нуждаются в дополнительной поддержке или руководстве. Таким образом развитие системы онлайн образования – страховка и залог успешной работы во время пандемий и подобных кризисов.

В Японии Министерство образования также запустило специальный портал поддержки обучения, содержащий различные советы по изучению каждого предмета, бесплатные учебные материалы и видео, которые можно использовать дома. Кроме того, был создан сайт для обмена передовым опытом в сфере образования между школами.

           

Общие тенденции в сфере образования:

  • Распространение практики домашнего чтения книг (бумажных вариантов).

Предполагается, что во время коронавирусного кризиса дети нуждаются в книгах больше, чем когда-либо![2] Что могут сделать для этого национальные государства?

Инициировать безопасное обращение и распространение детских книг среди детей в неблагополучных семьях (с учетом необходимых мер предосторожности и дезинфекции), используя: существующие образовательные и благотворительные сети, чтобы доставить книги непосредственно в детские дома, и/или супермаркеты и другие продовольственные магазины в неблагополучных общинах  и/или специально созданные пункты  раздачи книг.

  • Необходимость пристального внимания раннему  обучению и развитию для детей в условиях пандемических ограничений

Исследование пятилетних детей в Англии, Эстонии и Соединенных Штатах Америки[3] показало, что карантин  это серьезная  угроза для таких детей. Когнитивные и социально-эмоциональные навыки, которые развиваются у детей в эти ранние годы имеют долгосрочные последствия для их более поздних результатов на протяжении всего школьного обучения и взрослой жизни.

  • В целом общество часто не готово к дистанционному образованию по причине низких цифровых компетенций.

Возможности, которые предлагают цифровые технологии, выходят далеко за рамки временного решения проблемы во время кризиса. Цифровые технологии позволяют нам найти совершенно новые ответы на то, что люди узнают, как люди учатся, где люди учатся и когда они учатся. Тем не менее, кризис COVID-19 наступил в тот момент, когда большинство систем образования, охваченных последним раундом программы ОЭСР по международной оценке учащихся (PISA) не готовы к росту цифровых возможностей обучения. Эти данные были собраны в рамках глобальной оценки PISA в 2018 году и основаны на репрезентативных выборках из 79 систем образования, охватывающих более 600 000 15-летних детей.[4]

  • Приоритетные закупки новых технологий в образовании.

Китай был поражен первым COVID-19, но отреагировал быстро. Школам уделялось самое приоритетное внимание даже тогда, когда финансовые ресурсы по всей стране сокращались, образование получило  «зеленый коридор», который  обеспечивал качество и эффективность быстрого осуществления закупок в условиях чрезвычайной ситуации.

В середине февраля была запущена Национальная облачная платформа, предлагающая бесплатные цифровые образовательные ресурсы для учащихся школ по всей стране. С 7 000 серверов и пропускной способностью 90 ТБ платформа имеет 50 миллионов аккаунтов обучающихся одновременно. Преподаватели были готовы и могли общаться со своими студентами дистанционно, как синхронно для лекций и индивидуальной поддержки, так и асинхронно с преподавателями, предлагающими онлайн-ресурсы для самостоятельного обучения. Во многих местах родители могли забирать бесплатные учебники из школ или просить школы доставить их к ним домой[5].

  • Расширение прав и возможностей преподавателей и стимулирование инноваций

Когда учителя берут на себя ответственность, трудно требовать от них больше, чем они сами от самих себя. В этом кризисе даже самый лучший министр образования не может должным образом удовлетворить потребности миллионов учащихся, сотен тысяч учителей и десятков тысяч школ. Задача состоит в том, чтобы опираться на опыт учителей и руководителей школ и привлекать их к решению этих проблем.

Победители в рейтинге PISA - Эстония и Финляндия,  их системы образования полностью построены  по принципу «снизу вверх». Кандидаты в учителя отбираются, в частности, исходя из их способности выражать свою веру в основную миссию государственного образования, и они получают методическую поддержку главным образом  в самих школах. Подготовка, которую они получают, направлена на формирование чувства индивидуальной ответственности за обучение и благополучие всех учащихся, находящихся под их опекой. Уровень доверия, который более широкое сообщество оказывает своим школам, порождает сильное чувство коллективной ответственности за успех каждого ученика. В свою очередь, высокий уровень согласованности политики, означающий, что решения будут приниматься на протяжении всех избирательных циклов и политических администраций, приводит финских и эстонских учителей к доверию к своим лидерам в области образования, они рассчитывают на свою способность делать то, что они говорят. Не в последнюю очередь, эти системы преуспели в согласовании ресурсов с потребностями и согласовании справедливости с качеством, что является еще более серьезной проблемой в этом кризисе, тем самым делая ближайшую школу всегда «лучшей школой».[6]

 

  • «Цифровой разрыв» нарастает

По мере того как системы массово переходят на электронное обучение, цифровой разрыв в связях, доступе к устройствам и уровням квалификации приобретает все больший вес. Например, в благополучных семьях с большей вероятностью есть родители с более высоким уровнем цифровых навыков, которые могут поддерживать обучение детей, которые не могут посещать школу. Обучающиеся из менее обеспеченных семей имеют меньше шансов получить такую поддержку, что означает, что они рискуют еще больше отстать. В этот период необходимо уделять особое внимание тем, кто наиболее уязвим с точки зрения качества образовательных условий[7].

 

Варианты эффективных технологий дистанционного и электронного образования для разных социально-экономических условий с практическими примерами – ссылками на образовательные ресурсы и программы:

  • Изучение иностранных языков с помощью электронного самоучителя – с нарастающим набором активных слов.[8]
  • Игровая обучающая платформа для конструирования преподавателем занимательных и развивающих игр.[9]
  • Учебная социальная сеть и платформа для создания и обмена высококачественными, интерактивными, видео-уроками на ежедневной основе (бесплатная для всех участников).[10]
  • Трансляция образовательного контента через телевидение для удаленных регионов с плохим качеством Интернета – круглосуточные телевизионные трансляции уроков по утвержденным государством стандартам.[11]
  • Каталог ресурсов для предоставления точной информации о пандемии и бесплатных ресурсов для преподавателей и широкой общественности – для борьбы с дезинформацией и паническими слухами. Проект серии «информационная грамотность» и «цифровая гигиена», предполагающий помощь в формировании у обучающихся и преподавателей умения правильно воспринимать и анализировать новостную информацию.[12]
  • Обеспечение равных возможностей для каждого получить доступ к онлайн и дистанционным учебным решениям путем предоставления за счет бизнеса и государства бесплатных компьютеров (планшетов) для нуждающихся в этом обучающихся[13]
  • «Живые» онлайн-групповые занятия, которые создают большую мотивацию, чем пассивный онлайн-контент. Используются видео-платформы типа Zoom. Каталог действующих онлайн-классов для подключения из разных точек страны и мира[14].
  • Методики экспресс-оценки уровня эмоционального состояния учителей и обучающихся, работающих в режиме онлайн из дома[15] (информация для оценки эффективности используемых средств обучения)
  • Открытый набор инструментов для дистанционного обучения, вебинары по тематике дистанционного обучения; статьи, ресурсы о том, как создать учетную запись и простые шаги по эффективному использованию образовательной платформы в качестве родителя, учителя или ученика[16].
  • Система поддержания позитивного эмоционального состояния и активного настроя обучающихся (как средство от одиночества и поддержания интеллектуальной активности) – система конкурсов и состязаний, вызовов, «челленджей» в режиме онлайн и оффлайн[17]
  • Онлайн изучение программирования и кодирования для детей через общую онлайн-платформу и оффлайн-модуль типа Scratch, интеграцию с более продвинутым оборудованием и технологиями, такими как Интернет вещей (IoT) и дополненная реальность (AR).[18]
  • Внедрение проектного подхода в образование. Бесплатный онлайн-курс и постоянное глобальное сообщество для изучения принципов и стратегий привлечения людей к творческому учебному опыту, т.е. работе над проектами, в сотрудничестве со сверстниками, в игровой среде, которая поощряет экспериментирование + бесплатный ресурс, включающий серию видеороликов, учебные материалы и журнал для учителей, который поможет спланировать, как интегрировать компьютерные науки в учебную программу для детей в детском саду и в первые школьные годы + ежедневные 45-минутные сессии и мастер-классы для учителей в онлайн с возможностью интерактивного общения во всплывающих окнах, с возможностью поделиться ссылками на позитивный опыт и практику.[19]
  • Игровая учебная платформа, которая способствует творчеству, сотрудничеству и решению проблем в захватывающей цифровой среде по типу «Майнкрафт».[20]
  • Онлайн-проектная деятельность. Обучающиеся могут сотрудничать друг с другом через онлайн-проекты, начиная от тем «прав человека», «защиты окружающей среды» до выявления поддельных новостей, все это одновременно с развитием функциональной грамотности, технологических навыков и социально-эмоциональных компетенций.[21]
  • Глобальный проект «История единства» - еженедельно обновляемая онлайн серия событий образовательного сообщества с участием своих рассказчиков для преподавателей, студентов и семей по истории и обществознанию, культуре, искусству – не только преподаватели, но и дизайнеры, фотографы, кинематографисты рассказывают и показывают свои мини-фильмы, презентации и интервью как в записи, так и онлайн[22]
  • Поддержание двигательной активности и профилактика психологических срывов во время изоляции для обучающихся.[23] Коллекция бесплатных мероприятий, видео и игр, которые фокусируются на движении, что помогает детям сохранять возможность быть активными и как физически, так и интеллектуально, а также справляться со стрессом и тревогой позитивыми способами.
  • Инициатива «Видеописьмо незнакомцу» – сервис коротких видеообращении со случайным или заданным адресатом для поддержки друг друга.[24]
  • Онлайн-тренажер с искусственным интеллектом, который повышает эффективность образовательного процесса для обучающегося и преподавателя за счет оперативной диагностики уровня подготовленности, выявления пробелов в знаниях, подборе необходимых задач и дополнительных материалов для обучающегося, что создает индивидуальную образовательную траекторию. Инструмент предоставляет новые возможности по планированию и оптимизации деятельности преподавателей[25].
  • Практические упражнения, обучающие видеоролики и персонализированная панель управления обучением, которая позволяет учащимся учиться в своем собственном темпе в классе и за его пределами (Khan Academy) [26] - интерактивные практические задачи, статьи и видео помогают обучающимся добиться успеха в математике, биологии, химии, физике, истории, экономике, финансах и других образовательных областях.
  • Наборы для конструирования онлайн-уроков для преподавателей по предмету (предметной области). National Geographic[27] помогает учащимся и преподавателям в организации образовательного процесса с использованием коллекции учебных мероприятий для осуществления обучения на дому.
  • Предоставление бесплатных образовательных ресурсов через смартфон для обучающихся через офлайн-доступ (пришел – установил – ушел учиться). [28]
  • Экосистемы для учебного взаимодействия по локальной сети (без выхода в Интернет). Пример – Kolibri[29], как экосистема взаимодействующих модулей. В ее основе лежит бесплатная учебная платформа Kolibri, где студенты и преподаватели входят в систему и непосредственно используют цифровые материалы для поддержки обучения и преподавания.
  • Онлайн тренажер функциональной читательской грамотности. Пример – Read Theory.[30] Инструмент для понимания прочитанного, разработанный, чтобы помочь студентам улучшить свои навыки понимания прочитанного в увлекательной игровой форме, которая поддерживает их внимание и мотивацию.
  • Открытые уроки государственных деятелей: политики и высшие государственные служащие регулярно обращаются к детям, разъясняют ситуацию с пандемией, и даже ведут уроки онлайн. Пресс-конференции для детей были проведены премьер-министром Норвегии Эрной Сольберг и премьер-министром Новой Зеландии Джасиндой Ардерн, чтобы ответить на вопросы и проблемы детей.[31]
  • Дистанционное приобщение к ценностям культуры и искусства от крупнейших IT-компаний, в том числе для конструирования уроков по данным темам.[32] «Google-искусство и культура» имеет инструменты, чтобы предложить интересные и разнообразные образовательные материалы для студентов, родителей и учителей. Используя качественные, надежные и интересные ресурсы, обучающиеся имеют возможность изучать искусство и культуру всего мира, находясь в безопасности и комфорте своего дома.
  • Система мотивации и приобщения к чтению обучающихся и преподавателей в целях развития критического мышления.[33] Эта платформа учебного контента решает проблему вовлечения в процесс чтения для обучающихся, преподавателей и директоров школ. Newsela предлагает свежие, адаптивные материалы для чтения по каждому предмету, в сочетании с инструментами оценки, такими как викторины, аннотации и подсказки для написания. Соединяя «потребление» новостей с практикой понимания прочитанного, Newsela помогает студентам развивать навыки критического мышления более высокого порядка, необходимые им для проверки получаемой из различных источников информации самостоятельно.

 

[1] Опрос 330 представителей 98 стран. Источник: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=126_126988-t63lxosohs&title=A-framework-to-guide-an-education-response-to-the-Covid-19-Pandemic-of-2020

[2] https://oecdedutoday.com/during-coronavirus-crisis-children-need-books/

[3] http://www.oecd.org/education/school/early-learning-and-child-well-being-study/early-learning-and-child-well-being-3990407f-en.htm

[4] https://oecdedutoday.com/coronavirus-education-digital-tools-for-learning/

[5] https://oecdedutoday.com/how-teachers-school-systems-respond-coronavirus-talis/

[6] https://oecdedutoday.com/how-teachers-school-systems-respond-coronavirus-talis/

[7] https://oecdedutoday.com/education-responding-coronavirus-pandemic/

[8] https://hundred.org/en/innovations/duolingo

[9] https://hundred.org/en/innovations/kahoot

[10] https://hundred.org/en/innovations/teded-home

[11] https://hundred.org/en/innovations/broadcasting-nationwide

[12] https://newslit.org/coronavirus/

[13] https://www.kaikillekone.fi/ и https://hundred.org/en/innovations/businesses-helping-meet-education-needs

[14] https://outschool.com/#us3RhI9Czx и https://hundred.org/en/innovations/outschool

[15] https://schoolday.fi/en/community/school-day-home-for-teachers  и https://hundred.org/en/innovations/school-day-home

[16] https://go.edmodo.com/distancelearning/?utm_source=main&utm_medium=visitor-site&utm_campaign=2020-q1-teacher-distance-learning&utm_content=banner и https://hundred.org/en/innovations/edmodo-distance-learning-toolkit

[17] https://www.theguardian.com/world/2020/mar/31/bear-hunt-helps-banish-coronavirus-boredom-for-new-zealand-children

[18] https://hundred.org/en/innovations/scratch

[19] https://hundred.org/en/innovations/educating-educators-for-the-future

[20] https://education.minecraft.net/

[21] https://www.penpalschools.com/

[22] https://www.globalonenessproject.org/blog/20

[23] https://www.gonoodle.com/

[24] https://www.linkonlinelearners.org/

[25] https://www.century.tech/

[26] https://www.khanacademy.org/about

[27] https://www.nationalgeographic.org/education/ 

[28] https://hundred.org/en/innovations/reaching-children-students-in-remote-locations

[29] https://learningequality.org/kolibri/

[30] https://readtheory.org/

[31] https://hundred.org/en/innovations/politicians-addressing-students

[32] https://artsandculture.google.com/

[33] https://newsela.com/

 

В раздел "Образование на "карантине"...