Новости

О тенденциях и принимаемых мерах в мировых системах образования в связи с пандемией вируса COVID-19, используемых образовательных технологиях и цифровых приложениях

Автор: Дождиков Антон Валентинович, ведущий аналитик Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС

В подавляющем большинстве стран ОЭСР действует правительственная директива, согласно которой ученикам и учителям нельзя посещать школу. Срок действия директивы составляет от двух недель до месяца с возможностью продления; в некоторых странах срок приостановки занятий не определен. В отдельных странах правительство предоставило школам определенную свободу действий по приостановлению занятий.

На вопрос о том, что правительство или школы сделали на сегодняшний день для продолжения академического обучения учащихся, многие респонденты ответили: «Ничего», а также отметили, что правительство порекомендовало школам использовать технологии онлайн-обучения.[1] Таким образом проблема запуска дистанционного (онлайн) образования в условиях пандемии носит глобальный характер, свидетельствующей о недостаточной проработанности системы мер и технологий в целом в мире.

Однако практически в каждой школе, подключенной к сети Интернет используются онлайн-платформы, к которым сотрудники и учащиеся легко получают доступ и осваивают (например, Google Drive/Microsoft Teams)», в ситуации с отсутствием Интернета или устойчивого сигнала, образовательные программы транслируются по национальному телевидению

Правительства всех государств пытаются оказать поддержку школам/учителям, но большинство инициатив идут снизу. В таких школах отмечается динамизм и активность преподавателей и руководства, которые на уровне образовательной организации договариваются с коммерческими и общественными организациями – поставщиками контента и цифровых услуг. Органы управления образованием отслеживают и распространяют подобную практику. В качестве примера можно привести следующие варианты мер:

 

Отдельные региональные примеры:

В Эстонии все учебные материалы исходно доступны одновременно в традиционном и онлайн-форматах, поэтому многие школы уже использовали цифровую версию ранее и в настоящее время не нуждаются в дополнительной поддержке или руководстве. Таким образом развитие системы онлайн образования – страховка и залог успешной работы во время пандемий и подобных кризисов.

В Японии Министерство образования также запустило специальный портал поддержки обучения, содержащий различные советы по изучению каждого предмета, бесплатные учебные материалы и видео, которые можно использовать дома. Кроме того, был создан сайт для обмена передовым опытом в сфере образования между школами.

           

Общие тенденции в сфере образования:

Предполагается, что во время коронавирусного кризиса дети нуждаются в книгах больше, чем когда-либо![2] Что могут сделать для этого национальные государства?

Инициировать безопасное обращение и распространение детских книг среди детей в неблагополучных семьях (с учетом необходимых мер предосторожности и дезинфекции), используя: существующие образовательные и благотворительные сети, чтобы доставить книги непосредственно в детские дома, и/или супермаркеты и другие продовольственные магазины в неблагополучных общинах  и/или специально созданные пункты  раздачи книг.

Исследование пятилетних детей в Англии, Эстонии и Соединенных Штатах Америки[3] показало, что карантин  это серьезная  угроза для таких детей. Когнитивные и социально-эмоциональные навыки, которые развиваются у детей в эти ранние годы имеют долгосрочные последствия для их более поздних результатов на протяжении всего школьного обучения и взрослой жизни.

Возможности, которые предлагают цифровые технологии, выходят далеко за рамки временного решения проблемы во время кризиса. Цифровые технологии позволяют нам найти совершенно новые ответы на то, что люди узнают, как люди учатся, где люди учатся и когда они учатся. Тем не менее, кризис COVID-19 наступил в тот момент, когда большинство систем образования, охваченных последним раундом программы ОЭСР по международной оценке учащихся (PISA) не готовы к росту цифровых возможностей обучения. Эти данные были собраны в рамках глобальной оценки PISA в 2018 году и основаны на репрезентативных выборках из 79 систем образования, охватывающих более 600 000 15-летних детей.[4]

Китай был поражен первым COVID-19, но отреагировал быстро. Школам уделялось самое приоритетное внимание даже тогда, когда финансовые ресурсы по всей стране сокращались, образование получило  «зеленый коридор», который  обеспечивал качество и эффективность быстрого осуществления закупок в условиях чрезвычайной ситуации.

В середине февраля была запущена Национальная облачная платформа, предлагающая бесплатные цифровые образовательные ресурсы для учащихся школ по всей стране. С 7 000 серверов и пропускной способностью 90 ТБ платформа имеет 50 миллионов аккаунтов обучающихся одновременно. Преподаватели были готовы и могли общаться со своими студентами дистанционно, как синхронно для лекций и индивидуальной поддержки, так и асинхронно с преподавателями, предлагающими онлайн-ресурсы для самостоятельного обучения. Во многих местах родители могли забирать бесплатные учебники из школ или просить школы доставить их к ним домой[5].

Когда учителя берут на себя ответственность, трудно требовать от них больше, чем они сами от самих себя. В этом кризисе даже самый лучший министр образования не может должным образом удовлетворить потребности миллионов учащихся, сотен тысяч учителей и десятков тысяч школ. Задача состоит в том, чтобы опираться на опыт учителей и руководителей школ и привлекать их к решению этих проблем.

Победители в рейтинге PISA - Эстония и Финляндия,  их системы образования полностью построены  по принципу «снизу вверх». Кандидаты в учителя отбираются, в частности, исходя из их способности выражать свою веру в основную миссию государственного образования, и они получают методическую поддержку главным образом  в самих школах. Подготовка, которую они получают, направлена на формирование чувства индивидуальной ответственности за обучение и благополучие всех учащихся, находящихся под их опекой. Уровень доверия, который более широкое сообщество оказывает своим школам, порождает сильное чувство коллективной ответственности за успех каждого ученика. В свою очередь, высокий уровень согласованности политики, означающий, что решения будут приниматься на протяжении всех избирательных циклов и политических администраций, приводит финских и эстонских учителей к доверию к своим лидерам в области образования, они рассчитывают на свою способность делать то, что они говорят. Не в последнюю очередь, эти системы преуспели в согласовании ресурсов с потребностями и согласовании справедливости с качеством, что является еще более серьезной проблемой в этом кризисе, тем самым делая ближайшую школу всегда «лучшей школой».[6]

 

По мере того как системы массово переходят на электронное обучение, цифровой разрыв в связях, доступе к устройствам и уровням квалификации приобретает все больший вес. Например, в благополучных семьях с большей вероятностью есть родители с более высоким уровнем цифровых навыков, которые могут поддерживать обучение детей, которые не могут посещать школу. Обучающиеся из менее обеспеченных семей имеют меньше шансов получить такую поддержку, что означает, что они рискуют еще больше отстать. В этот период необходимо уделять особое внимание тем, кто наиболее уязвим с точки зрения качества образовательных условий[7].

 

Варианты эффективных технологий дистанционного и электронного образования для разных социально-экономических условий с практическими примерами – ссылками на образовательные ресурсы и программы:

 

[1] Опрос 330 представителей 98 стран. Источник: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=126_126988-t63lxosohs&title=A-framework-to-guide-an-education-response-to-the-Covid-19-Pandemic-of-2020

[2] https://oecdedutoday.com/during-coronavirus-crisis-children-need-books/

[3] http://www.oecd.org/education/school/early-learning-and-child-well-being-study/early-learning-and-child-well-being-3990407f-en.htm

[4] https://oecdedutoday.com/coronavirus-education-digital-tools-for-learning/

[5] https://oecdedutoday.com/how-teachers-school-systems-respond-coronavirus-talis/

[6] https://oecdedutoday.com/how-teachers-school-systems-respond-coronavirus-talis/

[7] https://oecdedutoday.com/education-responding-coronavirus-pandemic/

[8] https://hundred.org/en/innovations/duolingo

[9] https://hundred.org/en/innovations/kahoot

[10] https://hundred.org/en/innovations/teded-home

[11] https://hundred.org/en/innovations/broadcasting-nationwide

[12] https://newslit.org/coronavirus/

[13] https://www.kaikillekone.fi/ и https://hundred.org/en/innovations/businesses-helping-meet-education-needs

[14] https://outschool.com/#us3RhI9Czx и https://hundred.org/en/innovations/outschool

[15] https://schoolday.fi/en/community/school-day-home-for-teachers  и https://hundred.org/en/innovations/school-day-home

[16] https://go.edmodo.com/distancelearning/?utm_source=main&utm_medium=visitor-site&utm_campaign=2020-q1-teacher-distance-learning&utm_content=banner и https://hundred.org/en/innovations/edmodo-distance-learning-toolkit

[17] https://www.theguardian.com/world/2020/mar/31/bear-hunt-helps-banish-coronavirus-boredom-for-new-zealand-children

[18] https://hundred.org/en/innovations/scratch

[19] https://hundred.org/en/innovations/educating-educators-for-the-future

[20] https://education.minecraft.net/

[21] https://www.penpalschools.com/

[22] https://www.globalonenessproject.org/blog/20

[23] https://www.gonoodle.com/

[24] https://www.linkonlinelearners.org/

[25] https://www.century.tech/

[26] https://www.khanacademy.org/about

[27] https://www.nationalgeographic.org/education/ 

[28] https://hundred.org/en/innovations/reaching-children-students-in-remote-locations

[29] https://learningequality.org/kolibri/

[30] https://readtheory.org/

[31] https://hundred.org/en/innovations/politicians-addressing-students

[32] https://artsandculture.google.com/

[33] https://newsela.com/

 

В раздел "Образование на "карантине"...