Новости

Как пандемия скажется на качестве образования, если продлится больше 3-6 месяцев?

Автор: Илюхин Борис Валентинович, директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС.

Введение (постановка проблемы)

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения расценила распространение коронавируса SARS-CoV-2[1], вызывающего опасное заболевание  COVID-19 [2] как пандемию - распространение нового заболевания в мировых масштабах [3]. Основным способом сдерживания развития болезни является минимизация физических контактов людей. Таким образом, на территории Российской Федерации в настоящий момент отсутствует возможность полноценной организации образовательного процесса в формате классно-урочной системы [4] в привычном ее понимании с очным присутствием обучающихся в классе. В настоящий момент подавляющее большинство образовательных организаций работают в режиме организации дистанционного образования. Значительная часть участников образовательных отношений оказалась не в полной мере готова к данной форме организации образовательного процесса. Длительность этого периода будет ограничена периодом пандемии. Но на сегодняшний день существуют различные сценарии развития масштабов заболеваемости, что приводит к необходимости прогноза развития ситуации с учетом реализации как благоприятных, так и неблагоприятных сценариев.

Основная часть

Рамка анализа

Понятие «качество образования», определенное в статье 2   Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об образовании в Российской Федерации" сформулировано следующим образом:

качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Таким образом, качество образования может рассматриваться с различных позиций (физических лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность – родителей обучающихся, юридических лиц – работодателей, государства.). Кроме того, качество образования может быть рассмотрено как характеристики образовательной деятельности (обеспечение условий образовательного процесса - кадрового, материально-технического, и пр.). В данном документе качество образования будет рассмотрено в аспекте подготовки обучающегося в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).  При этом, ФГОС выделяет три типа результатов (предметные, метапредметные, личностные). В настоящей записке будет рассмотрено влияние пандемии на предметные результаты обучающихся. Метапредметные результаты в настоящий момент (как объект, предмет оценки) находятся в начальной стадии формализации и становления системы их оценивания в Российской Федерации. В связи с этим, не имея достоверной оценки их уровня, в настоящий момент сложно рассуждать о динамике изменения данных результатов в связи с внешними форс-мажорными факторами. Возможно только предположить, что в связи с тем, что формирование у школьников метапредметных результатов требует существенной перестройки образовательного процесса и изменения не только методики преподавания, но и коренной перестройки всего образовательного процесса. Личностные результаты могут быть оценены, но данный вопрос является темой отдельных исследований.

Таким образом, целесообразным представляется рассмотрение влияния пандемии на предметные образовательные результаты обучающихся.

Формализованным способам оценки образовательных результатов в системе общего образования является Государственная итоговая аттестация. Она проводится по программам основного общего и среднего общего образования. При этом, основная доля участников государственной итоговой аттестации проходит ее в формах ОГЭ (по программам основного общего образования) и ЕГЭ (по программам среднего общего образования). Иные формы массовых оценочных процедур  - Всероссийские проверочные работы (ВПР), Всероссийская олимпиада школьников (ВСОШ), региональные диагностические работы также могут быть рассмотрены при определенных ограничениях, поскольку их проведение не сопровождается (за исключением заключительного этапа ВСОШ) серьезным контролем на федеральном уровне.

Таким образом, целесообразным представляется изучение нескольких вопросов:

  1. Как повлияет пандемия на результаты ГИА?
  2. Как повлияет пандемия на результаты ВПР?
  3. Как повлияет пандемия на результаты ВСОШ?
  4. Как повлияет пандемия на результаты иных оценочных процедур?
  5. Как повлияет пандемия на результаты российских школьников в международных сравнительных исследованиях.

Представляется необходимым рассмотреть эти вопросы в двух сценариях:

  1. Пандемия будет локализована к середине мая месяца;
  2. Пандемия будет локализована не ранее октября 2020 года.

Анализ текущей ситуации

Для ответов на эти вопросы методом телефонного интервью в период 1-3 апреля были опрошены более 20 специалистов в области проведения массовых процедур оценки знаний, анализа результатов массовых оценочных процедур (руководители региональных центров обработки информации, специалисты региональных институтов развития образования, специалисты отвечающие за проведение всероссийский олимпиад школьников, сотрудники ФИОКО, Рособрнадзора). В число участников интервью (представителей региональных структур) были включены как представители мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург), регионов со значительной частью городского населения (Екатеринбург, Томск, Новосибирск, Хабаровск), регионов с преобладанием сельского населения (Тамбов, Орел), Регионы Северного Кавказа (Чеченская республика, Республика Северная Осетия (Алания)), регионы со значительным количеством труднодоступных и удаленных населенных пунктов (Камчатский край, Ямало-Ненецкий автономный округ). Их ответы позволили прийти к следующим обобщенным суждениям и выводам:

Обобщенные суждения:

  1. За последние несколько лет, на территории Российской Федерации ежегодно в большинстве школ вводились ограничения на посещение занятий. Они были связаны с карантинными мероприятиями по гриппу, низкой температурой воздуха, природными явлениями (наводнения, половодье, лесные пожары и пр.). Значительная часть школьников ежегодно не имела возможности посещать школу от 2 до 4 недель [5].
  2. Последняя четверть в большинстве школ являлась периодом интенсивной подготовки к государственной итоговой аттестации и периодом повторения и закрепления пройденного материала (в невыпускных классах).
  3. Сейчас, в связи с переводом занятий в дистанционный режим, практически прекратились занятия по физической культуре, ОБЖ, музыке, изобразительному искусству, технологии и другим предметам, по которым не проводится ГИА. Прекратились уроки «цифры», «финансовой грамотности» и иные просветительские мероприятия, проводимые, зачастую вместо уроков по предметам школьной программы.
  4. Значительная часть родителей, заинтересованных в продолжении образования своих детей, оказавшись в условиях самоизоляции получила дополнительное время для изучения уровня подготовленности своих детей.
  5. Подавляющее большинство репетиторов с введением режима самоизоляции успешно перешли в режим дистанционных занятий.
  6. В ряде малокомплектных сельских школ в труднодоступных местностях рассматривают возможность проведения занятий в школах.
  7. В большинстве школ Российской Федерации уроки по основным предметам школьной программы проводятся в дистанционном режиме.
  8. Значительное количество коммерческих структур предоставило бесплатный доступ к своим образовательным ресурсам (видеоуроки, системы самопроверки и пр. – «Учи.ру», «Новый диск», «Я.Класс» и многие другие).

Кроме того, первый день реального массового обучения в дистанционной форме показал несовершенство большинства применяемых для этого специализированных информационных систем и сайтов (за исключением некоторых широко применяемых сервисов для видеоконференцсвязи (ZOOM, Skype) и платформ дистанционного обучения, рассчитанных на большой трафик (Moodle). Что касается российских разработок, то массовые сбои наблюдались в работе электронного журнала (Дневника) – Дневник.ру [6], [7], [8]  т.е. платформы, не предоставляющей большой объем контента (данные ресурсы обеспечивают в подавляющем большинстве ТОЛЬКО функции электронного журнала – учет посещаемости, выставление отметок, фиксация выдачи домашнего задания) и, соответственно, не требующей широкой полосы пропускания до абонентов (клиентов). Тем более предсказуемы проблемы информационных  ресурсов и платформ, в том числе предоставляющих сервисы доступа к обучающим материалам (образовательному контенту) – Сетевой город. Образование[9], [10].  МЭШ[11].

Зарубежный опыт

Не исключено, что очное обучение в этом учебном году не возобновится, а часть школьников не будет сдавать централизованные экзамены, заявила 31 марта 2020 года  министр образования и науки Латвии Илга Шуплинска [12].

"С закрытием многих школ в нашей стране в текущем году министерство образования не будет осуществлять стандартизированное тестирование учеников начальных и до старших классов", - сообщил президент США Дональд Трамп 20 марта 2020 года  на брифинге, посвященном ситуации с коронавирусом. "Думаю, многие дети очень обрадуются", - сказал президент [13],[14].

Отменены экзамены для школьников в Великобритании [14], [16], в одном из штатов Канады [17], отменены переводные экзамены в школах Индии с 1 по 8 классы [18] и пр. Подробный обзор мер, принимаемых в системах образования различных стран в период пандемии приведен на сайте Всемирного банка [19]. Кроме того Всемирным банком ведется и все время пополняется банк практик использования электронных платформ обучения и дистанционных технологий [20], а также карта закрытия школ в странах мира из-за пандемии [21]. Отметим, что перечисление в комментариях к данной карте, посвящённых Российской Федерации, защищенных наименований (брендов) частных образовательных ресурсов, зачастую недостаточно стабильно функционирующих (Дневник.ру), и отсутствие государственных (МЭШ), а также отсутствие упоминания анонсированного заместителем Министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковой в ноябре 2019 года  Marketplace, вызывает вопросы.

Выводы:

Первый сценарий.

  1. Подавляющее большинство школьников 11 классов продолжают подготовку к ЕГЭ. Значительная их доля занималась (и занимается) с репетиторами, использует образовательные ресурсы, а, как показывает практика предыдущих лет, многие выпускники последние полугодие занимаются в режиме самообразования по предметам, выбранным ими для сдачи ЕГЭ (данная ситуация характерна для мегаполисов, где сосредоточено более 30% выпускников 11 классов). Мотивацией на обучение служит, в данном случае, желание выпускников участвовать в конкурсе на зачисление в вузы Российской Федерации. При этом отмена ЕГЭ пока не обсуждается. Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что доля выпускников, верно выполнивших 60 и более процентов заданий ЕГЭ в условиях пандемии скорее увеличится, нежели уменьшится. Доля выпускников, верно выполнивших от 30 до 60% работы существенно не изменится (отмена очных занятий компенсируется усилением внимания к сдаваемым предметам в дистанционном режиме, а также активностью данной категории школьников на образовательных платформах), но возможно ее незначительное снижение (на 5-10% от числа школьников данной категории). Доля выпускников, выполнивших верно менее 30% заданий работы возрастет, поскольку это наименее мотивированные выпускники, но это снижение, вероятнее всего может быть компенсировано изменением порога удовлетворительного результата (в первичных баллах) на уровне Рособрнадзора.
  2. При проведении Государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (ОГЭ) ситуация в целом прогнозируется аналогичной описанной выше. Но доля выпускников, верно выполнивших более 60 % работы вероятно, сократится, за счет более низкой мотивации данной категории выпускников 9 классов относительно выпускников 11 классов. Доля выпускников 9 классов, не справившихся с выполнением работы существенно возрастет (на 10-15%) - это многократно обсуждаемая, в том числе на заседаниях экспертного совета по Национальному проекту «Образование», категория «группы риска» - наименее мотивированные дети из неблагополучных семей и социально неблагополучных районов. Увеличение доли «двоечников» будет в большинстве субъектов Российской Федерации компенсирован изменением шкалы перевода баллов в отметки, а также возможным снижением объективности проведения ГИА-9 в субъектах Российской Федерации (проведение ГИА-9 относится к полномочиям регионов и в недостаточной мере сегодня контролируется Рособрнадзором).
  3. Результаты ВПР и иных оценочных процедур (в случае их проведения в мае 2020 года) могут показать снижение образовательных результатов школьников 4-8,10 классов за счет отсутствия очных занятий в период пандемии и общего снижения мотивации на обучение. Данное снижение будет достаточно сложно отследить, поскольку ВПР не обладает необходимой степенью достоверности результатов, но, вполне вероятно, возрастет «индекс низких результатов» - доля школьников, верно выполнивших на 2-3 задания больше порогового уровня «двойки». Снижение образовательных результатов данной категории школьников будет, вероятнее всего,  компенсировано в новом учебном году (в первой четверти).
  4. Результаты заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (в случае ее проведения в дистанционном режиме в субъектах Российской Федерации) могут показать значительное увеличение числа призеров и победителей по большинству предметов. При этом, существенные трудности возникнут в связи с необходимостью проведения сборов членов сборных команд международных олимпиад школьников.
  5. Пандемия не окажет существенного влияния на распределение баллов международных сравнительных исследований (в том числе исследований по модели PISA), проводимых в октябре-ноябре 2020 года на территории Российской Федерации.

Второй сценарий.

  1. Даже в случае продолжения пандемии до октября 2020 года, у выпускников 2021 года останется достаточно времени, чтобы подготовиться к ЕГЭ 2021 года. Пандемия не окажет существенного негативного влияния на результаты ЕГЭ 2021 года, в случае ее прекращения до ноября 2020 года.
  2. Даже в случае продолжения пандемии до октября 2020 года, у выпускников 2021 года останется достаточно времени, чтобы подготовиться к ОГЭ 2021 года. Пандемия не окажет существенного негативного влияния на результаты ОГЭ 2021 года, в случае ее прекращения до ноября 2020 года.
  3. Образовательные результаты школьников 4-8 и 10 классов безусловно ухудшатся. Степень их ухудшения будет определяться длительностью пандемии, в том числе возможными компенсирующими мерами, которые могут быть предприняты летом 2020 года – дополнительные занятия, летние профильные лагеря и пр. Оценить степень изменения не представится возможным, ввиду низкой степени достоверности результатов ВПР.
  4. Продолжение пандемии до октября 2020 года может привести к сдвигу сроков школьного и муниципального этапов ВСОШ. Кроме того, уменьшится количество победителей и призеров заключительного этапа ВСОШ (ввиду отсутствия сборов, летних лагерей и иных мероприятий, проводимых в субъектах Российской Федерации по подготовке к участию в олимпиадах школьников).
  5. Пандемия не окажет существенного влияния на распределение баллов международных сравнительных исследований (в том числе исследований по модели PISA), проводимых в октябре-ноябре 2020 года на территории Российской Федерации.

Позитивные рекомендации:

В условиях активного включения большинства участников образовательных отношений в образовательный процесс с применением дистанционных образовательных технологий большое значение приобретают технические характеристики оборудования, используемого участниками и пропускная способность и надежность используемых каналов связи. Огромное значение приобретает объем передаваемой информации. Как показала практика 6-7 апреля [6]- [11], именно характеристики оборудования, на котором размещены информационные ресурсы и объем передаваемой информации являются критически уязвимыми звеньями в этом процессе на данный момент. Видеотрансляция головы учителя занимает значительную долю трафика, а передаваемая информация содержится в его речи и для ее передачи достаточно полосы пропускания в сотни раз меньшей, чем для передачи видео. Кроме того, видео, транслируемое для 10-20 (максимум 35) детей, помноженное на количество учителей способно парализовать любые сети передачи данных.  

Представляется целесообразным:

- не требовать от всех педагогов трансляции собственных видеоуроков;

- рекомендовать учителям использовать при необходимости потоковое видео (например, Youtube каналы), чаще использовать для передачи теоретического материала образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе (онлайн платформы образовательных ресурсов «Учи.ру», «Физикон», «Новый Диск», МЭШ, РЭШ и пр.);

- больше использовать сочетание аудиоконференцсвязи и демонстраций, сокращая объем передаваемого трафика (не информации, необходимой для качественного обеспечения образовательного процесса);

- целесообразна трансляция на федеральном и региональном уровнях лучших уроков с какого-либо ресурса (например, МЭШ) по объявленному заранее расписанию (например, видеолекций - пример настоящего времени  - Австрия). Это позволит снизить нагрузку как на педагогов, так и на оборудование, каналы связи. Возможно, целесообразна трансляция некоторых уроков по телевизионным и кабельным каналам. Отдельно стоит отметить, что данная методика применялась еще в СССР;

- более активно использовать в образовательном процессе (в период дистанционного обучения)  работу учеников с литературой, смысловое чтение, использовать задания на понимание прочитанного, на поиск, осмысление, анализ и преобразование информации (в том числе из электронных источников).

Резюме:

Влияние пандемии на уровень образовательных результатов школьников выпускных классов в случае развития ситуации по первому сценарию представляется малозначимым. Влияние пандемии на образовательные результаты школьников 4-8 и 10 классов представляется значимым, но  будет компенсировано  в начале нового учебного года. Наиболее значимым представляется влияние пандемии на детей, которые в настоящий момент готовятся пойти в 1 класс и на обучающихся в 1-3 классах начальной школы. Проверяемая в ходе международного сравнительного исследования PISA функциональная грамотность, во многом, формируется именно в этот период. И здесь, в силу возрастных и психоэмоциональных особенностей детей данного возраста весьма важен контакт с учителем. К сожалению, дистанционный формат занятий и уровень ИКТ компетенций педагогов начальной школы не позволяет в полной мере компенсировать перевод занятий в дистанционный режим.

Влияние пандемии на уровень образовательных результатов школьников выпускных классов в случае развития ситуации по второму сценарию представляется также малозначимым. Вероятная отмена ГИА,  при развитии ситуации по такому сценарию, может только снизить мотивацию школьников 7-8 и 10 классов на получение образования («если отменяют, значит могут и у нас отменить, а если не проверяют – зачем учиться?»)  Влияние пандемии на образовательные результаты школьников 4-8 и 10 классов представляется также значимым, но может быть компенсировано в начале нового учебного года. Наиболее значимым, также  представляется влияние пандемии на детей, которые в настоящий момент готовятся пойти в 1 класс и на обучающихся в 1-3 классах начальной школы. И в отличие от первого сценария, в данном случае будет крайне необходим комплекс компенсирующих мероприятий, который обязательно должен быть проведен, с целью недопущения снижения уровня функциональной грамотности данных детей.

Отдельно необходимо обратить особое внимание на подготовку сборных команд Российской Федерации к участию в международных предметных олимпиадах (в случае развития ситуации по первому сценарию, поскольку при развитии ситуации по второму сценарию олимпиады, вероятно, будут отменены).

Отмена государственной итоговой аттестации (ЕГЭ), представляется в настоящий момент недостаточно продуманной идеей, которая может привести к серьезному пересмотру всей системы образования, как, например, в Индонезии [22]. Социальные и экономические последствия данного действия нуждаются в отдельной детальной проработке.

Источники:

  1. Communicable disease threats report, 9-15 February 2020, week 7. ECDC (10 февраля 2020).
  2. Nicholas J. Beeching, Tom E. Fletcher, Robert Fowler. COVID-19. BMJ Best Practices. BMJ Publishing Group (17 февраля 2020).
  3. Бургасов С. П. Пандемия // Большая медицинская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. Б. В. Петровский. - 3 изд. — М.: Советская энциклопедия, 1982. - Т. 18. Остеопатия - Переломы. - 528 с. - 150 800 экз.
  4. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие Архивная копия от 14 июля 2014 на Wayback Machine. М. Педагогика 1989. 159 с.
  5. https://www.1tv.ru/news/issue/2019-11-19/09:00#1
  6. https://newsnn.ru/news/society/06-04-2020/dnevnik-ru-ne-vyderzhal-pritoka-polzovateley-posle-kanikul
  7. http://36on.ru/news/people/89851-obval-onlayn-servisov-proizoshel-v-pervyy-den-distantsionnogo-obucheniya-v-voronezhe
  8. https://vestivrn.ru/news/2020/04/06/voronezhcy-pozhalovalis-na-massovyi-sboi-v-rabote-servisov-onlain-obucheniya/
  9. https://medialeaks.ru/news/2303mmg-cyber-diary-fail/
  10. https://www.newsvl.ru/vlad/2020/04/06/189109/
  11. https://www.1obl.ru/news/o-lyudyakh/v-minobre-obyasnili-pochemu-ne-vyderzhivayut-sistemy-distantsionnogo-obucheniya-/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews
  12. https://lv.sputniknews.ru/Latvia/20200331/13477284/Iz-za-koronavirusa-v-Latvii-mogut-otmenit-vypusknye-ekzameny.html
  13. https://www.wkbw.com/news/coronavirus/state-regents-exams-to-be-canceled-amid-covid-19-caused-school-closures
  14. https://ria.ru/20200320/1568925783.html
  15. https://www.gov.uk/government/publications/coronavirus-covid-19-cancellation-of-gcses-as-and-a-levels-in-2020/coronavirus-covid-19-cancellation-of-gcses-as-and-a-levels-in-2020
  16. https://www.theguardian.com/politics/live/2020/mar/18/uk-coronavirus-live-boris-johnson-pmqs-cbi-urges-government-pay-businesses-directly-saying-350bn-loangrant-package-not-enough
  17. https://edmonton.ctvnews.ca/diploma-and-provincial-exams-cancelled-in-alberta-because-of-covid-19-1.4862504
  18. https://timesofindia.indiatimes.com/home/education/news/school-exams-cancelled-in-maharashtra-due-to-covid-19/articleshow/74729774.cms
  19. https://blogs.worldbank.org/education/high-stakes-school-exams-during-covid-19-coronavirus-what-best-approach
  20. https://www.worldbank.org/en/topic/edutech/brief/how-countries-are-using-edtech-to-support-remote-learning-during-the-covid-19-pandemic?fbclid=IwAR3uQrfA0DksjbLajMF3DDFteza6Yw73hNzsfpJwAYlYs6UDrPXNR1lMM6E
  21. https://www.worldbank.org/en/data/interactive/2020/03/24/world-bank-education-and-covid-19?fbclid=IwAR0__wOtwTbT9f1I-fS22lN0xtMi5-jlVcjDzhmSPNokjUIdSxFC-x1cbFs
  22. https://vogazeta.ru/articles/2020/4/3/international/12336-otmena_natsionalnogo_ekzamena_v_indonezii_privedet_k_peresmotru_sistemy_obrazovaniya

 

В раздел "Образование на "карантине"...