Новости

Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР.

Автор: Агранович Марк Львович, директор научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС

 

Содержание

Введение.

  1. Распространение коронавируса и закрытие школ.
  2. Переход на дистанционное обучение: проблемы, плюсы и минусы.

2.1. Проблемы онлайн образования в условиях пандемии.

2.2. Потенциальные позитивные последствия обучения в кризисной ситуации.

Заключение.

Список источников.

 

Введение

В настоящий момент системы образования во всем мире принимают меры по организации образования в условиях пандемии коронавируса (COVID-19). На 15 апреля 2020 года пандемией Сovid-19 затронуты более полутора миллиардов обучающихся в 191 стране мира [1], что составляет 91,3% всех учащихся в мире. В большинстве стран полностью или частично закрыты учебные заведения, а многие учащиеся переведены на дистанционное обучение. Закрытие школ и экстренный переход на дистанционное обучение школ сопряжены с очевидными проблемами, обусловленными главным образом недостаточным техническим оснащением (неготовность инфраструктуры массового дистанционного образования), отсутствием или слабой подготовкой педагогов к работе в новых условиях. Эти и другие проблемы бросают вызов системе образования в критической ситуации.

Одновременно, наряду с очевидными вызовами и проблемами, новый формат обучения предоставляет широкий спектр возможностей и перспектив для изменения и совершенствования образовательных систем, для которых критическая ситуация создает форсированные условия.

Одной из первостепенных задач в сфере образования становится своевременный анализ актуальной ситуации, принятие наиболее адекватных мер, учитывающих специфику конкретной страны, и поддержка всех участников образовательной системы: учащихся, их родителей, педагогов и администрации на всех уровнях. В настоящее время важно тщательным образом документировать предпринимаемые действия и их последствия с целью дальнейшего анализа их применимости в системе образования. Кроме того, необходимо учитывать международный опыт и использовать наиболее эффективные практики.

 

1.    Распространение коронавируса и закрытие школ

Для изучения влияния пандемии COVID-19 на системы образования стран по всему миру был проведен эмпирический анализ данных из открытых источников. В Таблице 1 представлены данные по: 1) основным мерам в сфере образования, принятым в различных странах [2]; 2) дате полного или частичного закрытия школ [1] и 3) данным по числу зафиксированных случаев COVID-19 [3]. Данные в таблице проранжированы по дате полного или частичного закрытия школ.

Таблица 1. Меры в сфере образования, принятые в различных странах, в связи с пандемией COVID-19, итоговое число случаев заболевания на текущий момент и дата полного или частичного закрытия школ

 

Страна

Итоговое число случаев COVID-19 на 13 апреля 2020 года

Дата первых мер по полному или частичному закрытию школ (2020 год)

Меры в сфере образования на 7 апреля 2020 года

1

Китай

82160

08.02

Большинство учебных заведений закрыто. С 16 марта в некоторых наименее затронутых пандемией городах открылись школы.

2

Италия

156363

24.02

Все учебные заведения закрыты с 4 марта до как минимум 14 апреля.

3

Вьетнам

265

28.02

Школы закрыты с начала февраля.

4

Соединенное Королевство

84279

28.02

Все учебные заведения закрыты с 16 марта для всех детей, кроме тех, чьи родители заняты в ключевых сферах.

5

США

560433

28.02

Учебные заведения закрыты в 48 штатах.

6

Южная Корея

10537

02.03

Новый школьный семестр, который должен был начаться 2 марта, перенесен на 8 апреля. Курсы для начальных и средних школ перенесены в онлайн-формат.

7

Япония

7370

02.03

28 февраля 2020 года министерство образования, культуры, спорта, науки и техники обратилось с просьбой о том, чтобы начальные, средние школы и старшие школы, а также школы для лиц с особыми потребностями и средние специальные учебные заведения, были временно закрыты со 2 марта.

8

Германия[1]

127854

03.03

Большинство школ и центров дневного ухода закрыты до середины апреля.

9

Франция

132591

03.03

Все учебные заведения закрыты. В детских садах и школах осуществляется базовый дневной уход за детьми медицинского персонала.

10

Индия

9240

04.03

Все учебные заведения закрыты до 15 апреля

11

Греция

2114

05.03

Школы и университеты закрыты с 10 марта.

12

Португалия

16934

05.03

Все очные занятия в школах отменены с 16 марта до 9 апреля с возможным продлением.

13

Саудовская Аравия

4934

09.03

Все школы и университеты временно закрыты.

14

Словацкая Республика

769

10.03

Все учебные заведения закрыты с 16 марта.

15

Венгрия

1458

11.03

Всё обучение переведено в дистанционный формат.

16

Испания

169496

11.03

Все учебные заведения закрыты с 12 марта.

17

Российская Федерация

18328

11.03

Все школы и высшие учебные заведения закрыты с 23 марта до 12 апреля.

18

Румыния

6633

11.03

Все школы и детские сады закрыты с 11 марта.

19

Чешская Республика

5991

11.03

Все начальные, средние школы и высшие учебные заведения закрыты с 13 марта до дальнейшего уведомления. Государственный выпускной экзамен и вступительные экзамены отложены до окончания срока запрета на посещение школы.

20

Бразилия

22318

12.03

Учебные заведения закрыты в отдельных штатах и муниципалитетах.

21

Израиль

11235

12.03

С 13 марта все учебные заведения, включая дошкольные учреждения и детские сады, закрыты как минимум до 17 апреля.

22

Ирландия

9655

12.03

Все учебные заведения закрыты с 12 марта.

23

Норвегия

6525

12.03

Все учебные заведения закрыты с 13 марта по 13 апреля.

24

Швейцария

25503

12.03

Все учебные заведения закрыты до 19 апреля.

25

Бельгия

30589

13.03

Школы открыты, но школьные занятия прекращены: в школах осуществляется присмотр за детьми, чьи родители работают в сфере здравоохранения и экстренных государственных службах или не имеют возможности самостоятельно присматривать за своими детьми.

26

Канада

24383

13.03

Учебные заведения закрыты на всей территории страны.

27

Латвия

655

13.03

Все учебные заведения закрыты с 13 марта до 14 апреля.

28

Австрия

13998

16.03

Все учебные заведения закрыты с 16 марта.

29

Аргентина

2208

16.03

Все учебные заведения закрыты с 16 марта.

30

Дания

6318

16.03

Все учебные заведения закрыты до 13 апреля. Обучение продолжается в дистанционном формате.

31

Индонезия

4557

16.03

Школы в Джакарте и на большей части территории страны закрыты с 16 марта

32

Исландия

1701

16.03

Средние школы и высшие учебные заведения закрыты с 12 марта на четыре недели. Учреждения дошкольного и начального образования остаются открытыми.

33

Колумбия

2776

16.03

Все начальные и средние школы, а также высшие учебные заведения, закрыты с 16 марта до 30 мая. Учащимся предоставили материалы для дистанционного обучения. Период обучения продлен на одну неделю летних каникул. 

34

Литва

1062

16.03

Все учебные заведения (детские сады, школы, университеты, колледжи, неформальные учебные заведения и т. д.) закрыты с 16 марта до 13 апреля с возможным продлением. С 30 марта в школах введено обязательное дистанционное обучение.

35

Люксембург

3281

16.03

Все школы, университеты и детские сады закрыты с 16 марта и как минимум до 4 мая. Экзамены перенесены. Министерство образования создало новую систему поддержки домашнего обучения для учеников и родителей и предоставило учителям инструменты для электронного обучения.

36

Нидерланды

26551

16.03

Школы закрыты с 16 марта до 6 апреля. Университеты закрыты с 13 марта. Для родителей, которые работают в жизненно важных сферах, доступен бесплатный уход за детьми

37

Польша

6674

16.03

Все учебные заведения закрыты до 14 апреля.

38

Турция

56956

16.03

Все учебные заведения закрыты. 23 марта началось онлайн-обучение для начальных и средних классов на национальном телевидении и в интернете. Университеты полностью перешли на онлайн-обучение.

39

Чили

7213

16.03

Школы и университеты закрыты с 16 марта как минимум на четыре недели. Зимние каникулы перенесены.

40

Эстония

1332

16.03

Все образовательные учреждения, за исключением детских садов, закрыты с 16 марта. Обучение продолжается в дистанционном формате.

41

Коста-Рика

595

17.03

Школы и университеты закрыты предварительно до 13 апреля

42

Малайзия

4817

18.03

Школы закрыты с 18 по 31 марта.

43

Таиланд

2579

18.03

Все школы закрыты с 18 марта и до дальнейшего уведомления.

44

Финляндия

3064

18.03

Все учебные заведения закрыты с 16 марта. Детские сады и центры дневного ухода продолжают работать, однако родителям рекомендовано держать детей дома.

45

Швеция

10948

18.03

Многие старшие школы и все высшие учебные заведения перешли на дистанционное обучение с 18 марта. Школы для учащихся до 16 лет на данный момент открыты. 

46

Южно-Африканская Республика

2173

18.03

Школы закрыты с 18 марта до окончания пасхальных каникул.

47

Мексика

4661

23.03

16 марта занятия в дошкольных, начальных и средних школах были приостановлены. 17 марта приостановил занятия Автономный национальный университет Мехико. Как до этой даты, так и впоследствии, аналогичные меры были приняты другими государственными и частными университетами.

48

Австралия

6359

24.03

Нет общенационального закрытия школ. Государственные школы в некоторых регионах перешли на онлайн-обучение. Частные и независимые школы решают вопрос о закрытии самостоятельно.

49

Новая Зеландия

1349

24.03

Детские сады, школы и университеты закрыты с 25 марта.

50

Болгария

676

26.03

Ясли, детские сады, школы и университеты закрыты до 13 апреля.

51

Словения

1212

26.03

Все учебные заведения закрыты.

 

Анализ Таблицы 1, в которую вошли данные по 51 стране, показывает, что медиана даты, когда были полностью или частично закрыты школы, находится около 13 марта, когда количество зафиксированных случаев заражения COVID-19 составляло порядка 145 тысяч. Данные по количеству зафиксированных случаев в указанных в Таблице 1 странах на текущую дату (13 апреля 2020 года) следующие: размах составляет от 265 случаев во Вьетнаме до 560433 случаев в Соединенных Штатах; медиана равняется 6525 при среднем арифметическом 33366, что указывает на явную асимметрию распределения этого показателя.

Для ориентировочной оценки взаимосвязи между датой принятия мер по закрытию школ и числом зафиксированных на данный момент случаев заражения дата была преобразована в порядковый номер дня 2020 года. Например, «8 февраля» стало 39 (так как это 39 день года), «26 марта» – 86 и т.д. Далее был проведен корреляционный анализ, показавший значимую отрицательную взаимосвязь между днем закрытия школ и количеством заражений: r = –0,42, p = 0,002 (Рис. 1). Эту связь указывает на то, что правительства при принятии решения о закрытии учебных заведений ориентировалось на количество случаев заражения коронавирусом: чем меньше случаев заражения в конкретной стране, тем позже ее правительство начинает принимать меры, в том числе в сфере образования.

Рис. 1. Взаимосвязь между датой закрытия школ и числом зафиксированных случаев заражения COVID-19 на 13.04

В то же время анализ графика (Рис. 1) показывает, что зависимость между датой закрытия школ и итоговым числом случаев заражения сложно назвать линейной: значительное число стран принимали меры по закрытию школ вне зависимости от числа случаев заражения.

Дополнительно с помощью метода контрастных групп были выделены две крайние группы из первого и четвертого квартилей по дню закрытия школ. В данном случае в группу из первого квартиля, которые начали закрывать школы раньше 75% стран выборки, вошли страны, которые осуществили эту меру до 9 марта включительно (страны под номерами 1-11), а в группу четвертого квартиля – страны, которые начали закрывать школы позже остальных 75% стран выборки – после 17 марта включительно (страны под номерами 41-51). Сравнение двух крайних групп по количеству случаев заражения показывает существенные различия: в группе стран, которые раньше ввели ограничительные меры, медианное количество случаев составляет 16934, в то время как в группе стран с более поздней реакцией их лишь 2579. Сравнение групп по этому параметру с помощью критерия Вилкоксона для несвязанных выборок показывает значимые различия: W = 23, p = 0,004. Этот результат позволяет предположить, что страны, которые ввели ограничительные меры раньше большинства, действовали в ответ на относительно большое количество случаев заражения, в то время как те, которые начали закрывать школы позже большинства других стран, имели существенно меньшее количество заражений.

Для анализа влияния фактора возраста была исследована взаимосвязь между абсолютным количеством населения старше 65 лет и количеством случаев заражения. Была обнаружена выраженная положительная взаимосвязь между двумя этими параметрами (r = 0,79, p < 0,001): чем больше в стране граждан старше 65 лет, тем больше наблюдается случаев заражения (Рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь между абсолютным числом граждан старше 65 лет и абсолютным числом зараженных COVID-19

 

В то же время между относительным числом граждан и итоговым числом случаев заражения взаимосвязь отсутствует (r = –0,08), а между относительными значениями обоих параметров она довольно слабая и незначимая (r = –0,15).

Интересно также сопоставить другие ответные меры в связи с пандемией, например, количество проведенных тестов на коронавирус, с количеством зараженных. Если сопоставить относительное число проведенных тестов и относительное число зараженных, взаимосвязь получается довольно сильной (r = 0,5, p < 0,001). Такой результат может говорить о том, что мера в виде проведения тестов больше связана с ситуацией в конкретной стране, чем мера закрытия школ.

Далее анализ проводился на несколько другой выборке стран, входящих в первые 50 стран по доле населения старше 65 лет [4], поскольку фактор возраста в ситуации с пандемией COVID-19 играет достаточно выраженную роль: случаев заражения и смерти от коронавируса больше среди населения более старшего возраста [5]. В итоговую выборку вошло 46 стран, данные представлены в Приложении 1.

Повторное соотнесение даты закрытия школ с абсолютным количеством случаев показал отрицательную взаимосвязь: чем больше случаев заражения, тем раньше были приняты меры по полному или частичному закрытию школ (r = –0,4, p = 0,005). Иными словами, власти реагировали на заболеваемость, определяемую населением старших возрастных групп.

Вероятно, более корректно соотносить не абсолютное, а относительное число случаев заражения, например, на 1 млн населения. Однако анализ взаимосвязи между датой закрытия школ и относительным числом случаев заражения показал лишь тенденцию к взаимосвязи между этими параметрами: r = –0,27, p = 0,07.  Возможное объяснение этого феномена приведено ниже.

Соотнесение абсолютного количества смертельных исходов в связи с коронавирусом и датой закрытия школ показывает даже более выраженную взаимосвязь между этими параметрами: r = –0,46, p = 0,001. В этом случае относительное число смертельных исходов коррелирует с датой закрытия школ гораздо сильнее – r = –0,4, p = 0,007, что говорит о том, что параметр даты закрытия школ сильнее связан с количеством умерших от коронавируса – как абсолютным, так и относительным, – чем с количеством зараженных. В то же время корреляционная взаимосвязь между соответствующими парами параметров не вполне линейна, что снижает ее силу.

Также была проанализирована взаимосвязь между двумя параметрами ответных мер – датой закрытия школ и количеством проведенных тестов. Было выявлено, что с абсолютным числом проведенных тестов дата закрытия школ коррелирует довольно сильно (r = –0,41, p < 0,001), то есть чем больше провели тестов, тем раньше были закрыты школы (Рис. 3), в то время как с относительным числом проведенных тестов дата закрытия вообще не связана (r = –0,03).

Рис. 3. Взаимосвязь между датой закрытия школ и абсолютным числом проведенных тестов на коронавирус

В то же время график (Рис. 3) вновь демонстрирует нелинейную взаимосвязь между мерами. Этот результат, как и приведенные ранее, позволяют предположить, что в случае принятия мер в сфере образования правительства стран склонны перестраховываться и ориентироваться в своих действиях скорее на абсолютные числа, чем на относительные. Кроме того, закрытие школ может быть не связанным напрямую с текущей ситуацией в конкретной стране и осуществляться в относительно случайный момент времени под влиянием примера других стран.

 

2.    Переход на дистанционное обучение: проблемы, плюсы и минусы.

Практически во всех странах полное или частичное закрытие школ сопровождалось переводом обучающихся на дистанционное обучение. Данную ситуацию можно рассматривать как общемировой естественный эксперимент по интенсивному внедрению технологий дистанционного обучения в образование.

 

2.1.   Проблемы онлайн образования в условиях пандемии

На данный момент имеются выраженные сложности, препятствующие эффективному обучению в ситуации пандемии. Часть из них обусловлена проблемами с надежным подключением к интернету и доступом к цифровым устройствам. В частности, результаты недавнего исследования PISA 2018 года, в котором приняли участие 79 систем образования стран и отдельных регионов, в том числе 36 странам ОЭСР, охватившего более 600 000 учащихся 15 лет [6], показывают довольно неутешительные данные.

В среднем по странам ОЭСР 9% учащихся не имеют дома комфортного места для учебы, а в Индонезии, на Филиппинах и в Таиланде таких школьников – более 30 % (Рис. 4); как правило, это учащиеся из наиболее неблагополучных семей. При этом даже в Корее, учащиеся которой продемонстрировали один из самых высоких уровней учебных достижений в обследовании PISA, каждый пятый ученик из нижнего квартиля школ по социально-экономическому статусу (СЭС)[2]  не имеет дома места для учебы.

Рис. 4. Наличие комфортного места для учебы дома. Источник: PISA 2018 [6]

Еще одним очевидным условием для дистанционного обучения является доступ к компьютеру для обучения дома. Домашний компьютер для учебы есть более чем у 95% учащихся в Дании, Словении, Норвегии, Польше, Литве, Исландии, Австрии, Швейцарии и Нидерландах, однако, например, в Индонезии доля таких учеников составляет всего 34% (Рис. 5). По данному параметру вновь отмечаются значительные различия, связанные с различиями в социально-экономическом статусе. Например, в США в школах с высоким СЭС практически у каждого 15-летнего ученика дома есть компьютер для работы, в то время как в менее благополучных школах он есть только у 75% учащихся того же возраста. В Перу этот разрыв выражен еще сильнее: 88% в привилегированных школах по сравнению с 17% в неблагополучных школах.

Рис. 5. Доступ к компьютеру для учебной деятельности. Источник: PISA 2018 [6]

Другим необходимым условием для дистанционного обучения является доступ к интернету, с которым также наблюдаются сложности в отдельных странах и регионах. Аналогично предыдущим параметрам, есть страны, в которых доступ к интернету из дома есть практически у всех учеников, и есть страны, в которых этот доступ имеет не более половины учащихся (Рис. 6). Кроме того, отмечаются и существенные различия внутри стран, связанные с социально-экономическим неравенством, например, в Мексике 94% 15-летних учащихся из более обеспеченных семей имеют доступ к Интернету, по сравнению с 29% детей из неблагополучных семей.

Рис. 6. Доступ к интернету из дома в разных странах. Источник: PISA 2018 [6]

Другим вызовом кризисной ситуации является уровень технологической оснащенности учебных заведений и подготовки учителей к онлайн-обучению. Даже в тех странах, где онлайн-образование не зависит напрямую от школ, их технологическое состояние дает некоторое представление о готовности системы образования к обеспечению дистанционного обучения. Более того, успешность обучения многих учеников в предстоящие недели будет решающим образом зависеть от возможности поддерживать связь с учителями. Это особенно важно для учащихся из неблагополучных семей, которые могут не иметь родительской поддержки или которым не хватает мотивации, стратегий обучения или вовлеченности для самостоятельного обучения.

Необходимость поддержания связи с учителями вызвана и тем, что при самостоятельном обучении сопровождение со стороны учителя также необходимо в связи с низким уровнем критического мышления у детей. Согласно оценке PISA 2018, даже среди 15-летних учащихся, в среднем по странам ОЭСР, лишь 1 из 9 человек, основываясь на косвенных подсказках, смог отличить достоверный факт от частного мнения. Такой результат явно указывает на то, что без руководства и поддержки со стороны учителей ученики не смогут эффективно ориентироваться в мире онлайн-обучения.

В среднем по странам ОЭСР в школе имеется один компьютер для образовательных целей на каждого 15-летнего ученика (соотношение компьютеров и учеников равно 0,8). В Австрии, Исландии, Люксембурге, Новой Зеландии, Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах соотношение числа учащихся и компьютеров составляет 1,25 или более, в то время как в Албании, Бразилии, Греции, Косово, Черногории, Марокко, Турции и Вьетнаме на каждых 4 школьников приходится лишь один компьютер (соотношение составляет 0,25) или даже меньше.

Эта ситуация может быть расценена как предупреждающий сигнал в период, когда онлайн-обучение становится единственной возможностью. Однако, важно и то, какие компьютеры имеются в распоряжении школ. Стационарные технические системы в школе мало помогут в ситуации, когда ученики должны учиться дома. В этом контексте позитивным является то, что в среднем по странам ОЭСР 40% всех компьютеров являются портативными, а в отдельных странах с высоким уровнем дохода таковыми являются большинство компьютеров. Например, в Дании, Норвегии, Сингапуре и Швеции 9 из 10 компьютеров – портативные, в Соединенных Штатах – 8 из 10. В то же время в 50 странах максимальный процент портативных компьютеров составляет лишь 30%, а в таких странах, как Грузия, Иордания, Мальта, Марокко, Филиппины и Таиланд, только 1 из 10 компьютеров является портативным.

Еще одним важным аспектом онлайн-обучения является наличие эффективных онлайн-платформ для обучения и простой доступ к ним. В среднем по странам ОЭСР почти половина учащихся в возрасте 15 лет обучаются в школах, директор которых сообщил, что в их школе имеется эффективная онлайн-платформа поддержки обучения. По этому параметру наблюдаются существенные различия как между странами, так и внутри них. Например, в Сингапуре, четырех провинциях Китая и Дании 90% школьников обучаются в школах, имеющих удобную платформу для поддержки онлайн-обучения, тогда как в Аргентине, Коста-Рике, Косово, Панаме, Люксембурге, Японии, Перу, Северной Македонии, Беларуси и Марокко аналогичный процент составляет менее 30% (Рис. 6).

Рис. 7. Наличие в школе удобной онлайн-платформы для дистанционного обучения. Источник: PISA 2018 [6]

В то же время само по себе технологическое обеспечение школ не связано с более высокой академической успеваемостью школьников: в среднем по странам ОЭСР один дополнительный компьютер на каждого учащегося в школе был связан с 12-балльным снижением показателей чтения до учета других факторов и с 6-балльным снижением после учета социально-экономического статуса учащихся и школ. Эта отрицательная связь может иметь множество причин, но она указывает и на то, что для достижения образовательных результатов требуется больше, чем просто наличие оборудования и технологий. Для обеспечения адекватного уровня обучения в онлайн-формате важна не только технологическая оснащенность, но также и навыки учителей по преподаванию в новых условиях. В рамках исследования PISA 2018 был проведен опрос директоров школ о способности их школ улучшить преподавание и обучение с использованием цифровых устройств. В среднем по странам ОЭСР только 65% директоров считает, что учителя их школ обладают необходимыми техническими и педагогическими навыками для интеграции ИКТ-устройств в процесс обучения (Рис. 8). Это подчеркивает выраженную потребность систем образования в подготовке и поддержке учителей в условиях онлайн-обучения.

Рис. 8. Наличие у учителей необходимых технических и педагогических навыков для интегрирования цифровых технологий в процесс обучения. Источник: PISA 2018 [6]

Кроме того, в среднем по странам ОЭСР только около 60% директоров считают, что у учителей достаточно времени для подготовки уроков с использованием ИКТ-устройств: от порядка 90% в четырех провинциях Китая до немногим более 10% в Японии (Рис. 9).

Рис. 9. Наличие у учителей необходимого количества времени для подготовки занятий с использованием цифровых устройств. Источник: PISA 2018 [6]

Аналогичная дифференциация была зафиксирована при ответе на вопрос о наличии эффективных профессиональных ресурсов для учителей, позволяющих узнать, как использовать доступные цифровые устройства (Рис. 10).

Рис. 10. Наличие профессиональных ресурсов для учителей с информацией об использовании цифровых устройств в преподавании. Источник: PISA 2018 [6]

Другая проблема заключается в том, что педагоги вынуждены преподавать в системе, которая к этому не подготовлена. На данный момент мало преподавателей понимает, какие из множества решений являются наиболее эффективными и как можно их наилучшим образом реализовать. В результате используются не самые удачные практики онлайн-обучения и дистанционное обучение имеет скорее «экстренный» характер. В данном случае дополнительным барьером выступает тот факт, что на сегодня не вполне ясно, какие технологии и форматы наилучшим образом подойдут конкретной возрастной группе учащихся. Отдельным трудностью является ограниченность кооперативных и совместных форм обучения, что особенно актуально для практических областей, таких как музыка, театр, танцы, и т. д.

Трудности, связанные с дистанционным обучением, возникают и у самих обучающихся, в особенности у тех, кто не обладает достаточным уровнем внутренней мотивации и нуждаются в постоянном внешнем контроле, который в настоящее время ослаблен. Впоследствии это может привести к существенному отставанию от учебной программы уязвимых групп учащихся, В связи с кризисной ситуацией многие школьники и студенты испытывают также эмоциональные трудности, на работу с которыми также необходимо выделять ресурсы [7].

Важной проблемой, отмечаемой ОЭСР [7], является последствия интенсивного онлайн-обучения для здоровья учащихся, которые теперь больше времени проводят перед экранами мониторов, в связи с чем рекомендуется совмещать цифровую деятельность с деятельностью без гаджетов. Онлайн-лекции могут быть сокращены и объединены с нецифровой образовательной деятельностью.

 

2.2.  Потенциальные позитивные последствия обучения в кризисной ситуации

Одной из естественных реакций на кризисную ситуацию может стать попытка воспроизвести знакомые системы, например, школьное расписание и распорядок дня, однако цифровое обучение дает возможность организовать обучение по-новому, может помочь переосмыслить основные принципы организации современного школьного образования. В данной ситуации ограничения могут стимулировать поиск творческих решений, которые часто возникают из-за острой необходимости решить проблему [8].

Дистанционное обучение предоставляет учителям возможность разрабатывать творческие инициативы, помогающие преодолеть ограничения раздельного местонахождения (например, совместное обучение на основе игры). Данная ситуация также может быть отличным шансом установить более доверительные отношения с родителями, что особенно важно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в этой чрезвычайной ситуации. Кроме того, в настоящий момент особенно актуальны возможности для сотрудничества, творческих решений, готовности учиться у других и пробовать новые инструменты, поскольку педагоги, родители и учащиеся делятся схожим опытом в одно и то же время. Действительно, многие учителя сейчас активно сотрудничают друг с другом как на местном уровне, так и на более глобальном.

Ситуация имеет позитивные последствия и для обучающихся, которые временно обрели большую самостоятельность и возможность взять на себя ответственность за свое обучение. Они могут пробовать новые форматы обучения, проходить дополнительные онлайн-курсы, соответствующие их интересам, а также делиться своими идеями и достижениями с другими учащимися и учителями.

Наблюдается также активное участие передовых технологических корпораций, многие из которых предлагают свои инструменты и решения бесплатно для того, чтобы поддержать учителей и учащихся. Все эти действия, безусловно, отражают положительные тенденции в обществе.

Нынешняя волна закрытия школ и повсеместный переход на онлайн-обучение дает возможность для экспериментов и тестирования новых моделей образования [8]. Изучение того, как школьники и студенты могут учиться в разных условиях, поможет странам лучше понять потенциал цифрового обучения и сблизить школы и семьи. Ученики привыкли к плотному школьному расписанию и рабочей нагрузке, но могут быть найдены новые решения, позволяющие учащимся получить больше самостоятельности и свободы действий в организации своего обучения. В рамках текущей ситуации могут быть расширены возможности учителей в области уверенного использования цифровых технологий в преподавании. Учителя смогут пробовать различные цифровые решения для понимания того, как технологии могут быть использованы для более эффективного обучения, и системам образования необходимо поощрять их творческую активность в этом процессе.

 

Заключение

Мировой кризис, вызванный пандемией несколько отодвигает образование на задний план, поскольку правительства стран сегодня больше сосредоточены на мерах в сферах здравоохранения, экономической и социальной политики, направленных на преодоление пандемии и ее последствий.

Однако для образования кризис и меры по его преодолению должны стать предметом пристального внимания, поскольку важны не только для тех, кто сейчас учится, ни и несут с собой важнейшие последствия для будущего системы образования. Сегодня  необходимо тщательно документировать соответствующие исследования в этой области, различные решения, внедренные в странах, и их результаты, поскольку многие идеи и их реализации могут затем анализироваться и использоваться на международном уровне.

Основным, практически всеобщим, ответом стран на распространение эпидемии стало закрытие учебных заведений и перевод обучения в онлайн формат. Анализ показал, что страны закрывали школы колледжи и университеты по мере увеличения численности зараженных. При этом важно отметить, что правительства ориентировались не на относительное число заболевших, а на их абсолютную численность.

Кризис, вызванный пандемией COVID-19, наступил в тот момент, когда большинство систем образования, как показал последний раунд международной программы оценки учащихся ОЭСР (PISA), не готовы к миру возможностей цифрового обучения. Это породило целый спектр разнообразных проблем от неготовности инфраструктуры и учителей, до задачи мотивации к обучению детей группы риска и потенциально грозит значительным ростом дифференциации образования в зависимости от социально-экономического статуса семей.

 Но, несмотря на очевидные негативные последствия пандемии, она тем не менее дала ряд возможностей и понимание того, что в современном непредсказуемом мире крайне необходимо преодолеть цифровой разрыв и привить навыки сопротивления различным угрозам от стихийных бедствий до насилия. Преодоление цифрового разрыва сможет обеспечить устойчивость в самом важном секторе человеческого развития – образовании.

В предыдущие годы новаторы в сфере образования экспериментировали с обучением в цифровых классах по всему миру, однако этот процесс был довольно медленным и фрагментарным. Большинство учителей и учеников испытывали значительные сложности с обучением в новом формате. Очевидным образом кризисная ситуация ускорила процесс апробации и адаптации онлайн-обучения в подавляющем большинстве стран.

 

Список источников

  1. COVID-19 Impact on Education // Сайт en.unesco.org (https://en.unesco.org/COVID19/educationresponse). Просмотрено04.2020
  2. Key country policy responses // Сайт oecd.org (http://www.oecd.org/coronavirus/en/?utm_source=Adestra&utm_medium=email&utm_content=Image%3A%20Country%20Policy%20Tracker&utm_campaign=What%27s%20New%20-%2006%20April%202020&utm_term=demo#country-tracker) Просмотрено04.2020
  3. AI-powered COVID-19 watch // Сайт oecd.org (https://www.oecd.ai/COVID) Просмотрено04.2020
  4. The top-50 countries with the largest percentage of older adults // Сайт prb.org (https://www.prb.org/countries-with-the-oldest-populations). Просмотрено04.2020
  5. Onder G., Rezza G., Brusaferro S. Case-fatality rate and characteristics of patients dying in relation to COVID-19 in Italy //Jama. – 2020.
  6. Learning remotely when schools close: How well are students and schools prepared? Insights from PISA // Сайтorg (https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=127_127063-iiwm328658&title=Learning-remotely-when-schools-close) Просмотрено 15.04.2020
  7. Resnick L. B. Toward a cognitive theory of instruction //Learning and motivation in the classroom. – Routledge, 2017. – С. 5-38.
  8. Education responses to covid-19: embracing digital learning and online collaboration // Сайтorg (https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=120_120544-8ksud7oaj2&title=Education_responses_to_COVID-19_Embracing_digital_learning_and_online_collaboration) Просмотрено 15.04.2020

 

 

Приложения

Приложение 1. Данные по ситуации пандемии и сопутствующим мерам

 

 

[1] 15 апреля Канцлер Германии Ангела Меркель объявила об открытии школ с 4 мая.

[2] Социально-экономический статус (СЭС) школ – среднее значение СЭС семей обучающихся в данной школе. СЭС семей рассчитывается на основе опроса учащихся.

 

В раздел "Образование на "карантине"...