Новости

Возможные сценарии проведения Единого государственного экзамена в зависимости от распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации

Автор: Дождиков Антон Валентинович, ведущий аналитик Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС

В современных условиях все решения о проведении Единого государственного экзамена и иные действия в системе образования должны быть подчинены логике борьбы с Covid-2019 в России и основываться на оценке фактической эпидемиологической обстановки в регионах. До появления устойчивой тенденции к снижению количества инфицированных о проведении ЕГЭ и подобных мероприятий даже не может идти речи, при том, что сама процедура – критически важна не только для системы образования России, но и в первую очередь для самих участников. Поэтому уже сейчас необходимо рассматривать разные сценарии развития российской системы образования – для предварительной проработки вариантов реагирования.

В документе, подготовленным сотрудниками НИУ ВШЭ «Оценка различных вариантов проведения Государственной итоговой аттестации (в том числе, Единого государственного экзамена) в 2020 году с учетом международного опыта» рассматриваются четыре варианта реагирования: «перенос экзаменов на более поздний срок», «усиление мер санитарной безопасности на экзаменах», «замена экзаменов альтернативными моделями оценивания» и «онлайнизация экзаменов и проведение их в дистанционном режиме»[1]. При этом исследователи честно признаются, что к проведению «ЕГЭ в режиме онлайн» или «альтернативным моделям оценивания» с сохранением должного уровня объективности и равных возможностей для всех участников Россия пока не готова. Основной рабочий вариант – это «смещение сроков проведения ЕГЭ».

Существуют достаточно подробные[2] математические модели[3] развития эпидемий для разных стран и регионов [4]. Есть варианты расчета ситуации и для России [5] в зависимости от жесткости принимаемых ограничительных и противоэпидемиологических мероприятий [6], однако  пока еще трудно представить достаточно точный сценарий [7] развития ситуации. Поэтому для прогнозирования воздействия пандемии и ее последствий на разные сферы экономики и общества нужно оценивать несколько вариантов, в отличие от классических «оптимистических-пессимистических» схем.

Как правило, большинство сценариев развития эпидемий предполагают ее равномерное распространение по стране с выявлением отдельных очагов массовых заражений. В этих условиях Российская Федерация в силу ее географических характеристик и социально-экономических особенностей регионов, а также разного набора принимаемых в них мер [8], может давать картину отличную от классических моделей.

Рассмотрим несколько основных сценариев развития эпидемии.

«Оптимистический» вариант предполагает, что к концу мая этого года будет достигнута победа над Covid-2019 – количество новых выявленных случаев заражения существенно уменьшится. В этом случае большая часть процедур оценки качества образования будет просто смещена во времени – на лето, возможно, осень, как собственно произошло с выпускными проверочными работами [9].  Эти изменения повлекут за собой определенный организационный хаос, но в целом сохранят работу системы на прежних принципах, разве что с усиленными требованиями обеспечения противоэпидемиологической безопасности.  Вероятность реализации этого сценария обусловлена уровнем ограничений на распространение инфекции [10], предпринимаемых властями на федеральном уровне и в регионах.

«Пессимистический» вариант основывается на негативном прогнозе [11], предполагает распространение вируса с сохранением карантинных и ограничивающих мероприятий до осени и далее до конца 2020 года. Пока не сформируется «коллективный иммунитет» или в массовое производство и применение не запустят вакцину и (или) действенное лекарственное средство.  В этом случае систему образования, как и многие другие социальные системы ожидают радикальные потрясения и преобразования.  В условиях, сопоставимых с военными действиями, оценкой качества образования через ЕГЭ и подобными процедуры, вероятнее всего, придется поступиться.

Необходимо учитывать так же вероятность промежуточного, «субэкспонентоциального» [12] сценария, предполагавшего развитие эпидемии по варианту между «оптимистическим» и «пессимистическим» с выходом на другие возможные модели распространения инфекции: например «вторая волна», «острова» и «хроника».

Сценарий «вторая волна» [13] предполагает наличие второй волны [14] эпидемии на осень-зиму 2020 года, возможное повторение последующих волн со смягчением последствий каждой из них  в случает отсутствия серьезных мутаций вируса. Часть оценочных процедур, в том числе ЕГЭ, может быть проведена в период «седла». Ориентировочно – это вторая половина лета. Данный сценарий имеет определенные шансы на реализацию с учетом аналогий с эпидемиями гриппа.

Сценарий «Острова» учитывает как раз специфику регионов Российской Федерации и разную совокупность мер, принимаемых местными властями [15]. В рамках его реализации первую волну эпидемии принимает Москва, Московская область, затем – другие города-милионники [16]. В целом сценарий предполагает катастрофическое для экономики понижение уровня транспортного сообщения между регионами, для системы образования – разные эпидемиологические условия по проведению ЕГЭ и других процедур оценки качества образования.

Сценарий «Хроника» предполагает, что после определенного пика в количестве заражений, этот показатель будет снижаться, но все же недостаточно активно – на некоторых территориях по причине ошибок и халатности возможно будут происходить локальные вспышки заболевания, по причине перемещений между регионами будут возникать случаи «завозной» инфекции.

В приведенной ниже таблице представлены основные характеристики каждого из сценариев, но еще раз повторимся, оценивать вероятность реализации каждого из них и точную траекторию развития эпидемии следует на большей совокупности данных, чем предусмотрено в данном обзоре по результатам других аналитических материалов и предложений. Все сценарии предполагают, что к концу 2020 года будет получена вакцина и (или) лекарство с высокой доказанной клинической эффективностью и запущены в массовое производство и будут доступны большинству населения Земли. Таким образом, даже в самом «пессимистическом» варианте Covid-2019 будет полностью побежден в начале 2021 года или перейдет на уровень «обычных» сезонных вирусных эпидемий по примеру знакомого всем гриппа.

Таблица 1. Общая характеристика сценариев распространения пандемии

 

«Оптимистический»

«Пессимистический»

«Вторая волна»

«Острова»

«Хроника»

1.      

Пик

Начало мая 2020 года

Июнь-июль 2020

Начало мая 2020 года

Ноябрь  2020 года

Москва и Московская область – первые; далее индивидуально для каждого региона

Май 2020 года

2.      

Плато

Середина мая 2020 года

Август – сентябрь 2020 года

Декабрь 2020 – январь 2021 года

Июнь 2020 года

Затяжное плато 2020 года

3.      

Спад

Конец мая 2020 года

Октябрь  2020 года

Июль-август 2020 года

Февраль-март 2021 года  

Локальные пики по регионам – осень-зима 2020 года

4.      

Ключевые условия реализации

Жесткий тотальный карантин[17] и ограничительные меры на непродолжительный срок (4 недели) с последующей поэтапной отменой основных  ограничений и сохранением ряда «социальных» мер.

Массовое тестирование [18] обучающихся и преподавателей  (миллионы тестов), в том числе на наличие антител [19] к коронавирусу (выявление тех кто уже переболел).

Мягкий карантин или неадекватно жесткий («провоцирующий» на нарушения), но не адресный карантин

Сезонная активность вируса определяется температурой, другими сезонными факторами, перемещением жителей. 

Разная ресурсная обеспеченность регионов и разный набор мер, принимаемых на местном уровне, в том числе перекрытия границ.

Локальные вспышки  по причине халатности и неэффективности принимаемых мер и «завозные» случаи

 

В таблице ниже представлены варианты реагирования системы образования на изменение эпидемиологической обстановки. При этом, точный сценарий может быть выявлен только по результатам развития эпидемии, анализа ситуации в регионах, проведения дополнительны более масштабных исследований и моделирований.

 

Таблица 2. Варианты реагирования системы образования Российской Федерации в зависимости от сценария развития эпидемии Сovid-2019

 

«Оптимистический»

«Пессимистический»

«Вторая волна»

«Острова»

«Хроника»

1.               

ЕГЭ

 

ЕГЭ сохраняется (со смещением графика)

 

Отмена ЕГЭ

Может проводиться в фазе между волнами с  экстраординарными  санитарными, защитными мерами

ЕГЭ проводится волнами – в зависимости от региона и ситуации в нем.  

ЕГЭ растягивается во времени

2.               

ОГЭ

ОГЭ может быть принесен в жертву ради ЕГЭ и минимизации рисков

 

Отмена

 

Отмена

Отменяется (все силы брошены на ЕГЭ)

Отменяется (все силы брошены на ЕГЭ)

3.               

Иные оценочные процедуры

Некоторые процедуры смещаются  по графику

Отмена

Отмена

По ситуации в регионе

Существенно сокращаются

4.               

Исследования в рамках международных оценок качества образования (PISA и другие)

Сохраняются по текущим графикам

Отмена

Смещаются на срок после второго пика, на 2021 год

Изменяется график проведения

Изменяется график проведения

 

В итоговой таблице указаны примерные стратегии в отношении проведения ЕГЭ (применительно только к данной процедуре)

с указанием того или иного набора рекомендуемых мер, по аналогии с действиями в других социальных системах.

 

Таблица 3. Варианты проведения ЕГЭ в зависимости от сценария развития эпидемии Covid-2019

 

«Оптимистический»

«Пессимистический»

«Вторая волна»

«Острова»

«Хроника»

 

Варианты реализации ЕГЭ

 

ЕГЭ сохраняется (со смещением графика)

 

План «А»

 

Отмена ЕГЭ

 

Чрезвычайные меры.

 

Альтернативные модели оценивания.

 

Может проводиться в фазе между волнами со смещением и чрезвычайными санитарными мерами

 

План «Б»

 

ЕГЭ проводится волнами – в зависимости от региона.

 

План «Б»

 

ЕГЭ растягивается во времени

 

План «С» или альтернативные модели оценивания.

 

Стратегия подготовки к ЕГЭ

План «А» для проведения ЕГЭ с рациональным смещением сроков (в целом по стране).

Условия: Пик пандемии пройден, минимум две недели – плато и устойчивое падение графика количества новых заражений.

Рабочая гипотеза: те обучающиеся, кто готовился к ЕГЭ с высокой мотивацией напишут задания как минимум не хуже, чем при отсутствии пандемии [20]. Будет наблюдаться феномен «гиперконцентрации» - часть таких высокомотивированных обучающихся напишут ЕГЭ даже лучше. Но в целом общий уровень оценок за ЕГЭ может быть  ниже по причине все-таки преобладания обучающихся с низкой мотивацией.

Для нивелирования указанных тенденции необходимо пересчитать распределение ЕГЭ в баллах, возможные варианты решения:

  • Пропорционально «ослабить» общую сложность заданий ЕГЭ в количественном измерении (способы пересчета первичных баллов в тестовые)[1];
  • Исключить из вопросов ЕГЭ «сложные» вопросы по темам третьей-четвертой четверти (как правило в большинстве школ идет повторение пройденного материала)[2].
  • Оставить в вопросах ЕГЭ задания начального уровня сложности по темам третьей-четвертой четверти.
  • Оставить вопросы «среднего» уровня сложности в вопросах ЕГЭ по темам третьей-четвертой четверти, автоматически присвоить им максимальный уровень сложности с соответствующей оценкой в баллах.

Возможные организационные и санитарные меры для подготовки к ЕГЭ:

  • Обеспечить «социальную дистанцию» в 1,5 - 2 метра (редкая посадка, не более 8-10 человек в стандартной аудитории на 35-40 чел.)[3];
  • Применять дезинфицирующие средства, медицинские маски на время экзамена для всех обучающихся и организаторов.
  • Использовать одноразовые персональные комплекты из герметичных пакетов – ручка[4], бумага/бланки, резиновые и одноразовые перчатки для организаторов при работе с материалами.
  • Кварцевание кабинета после экзамена каждой группы и протирка дезинфицирующими растворами всех поверхностей.
  • Работа закрытого обеззараживателя воздуха (типа «Дезар») во время экзамена.
  • Сотрудники Полиции и Росгвардии со средствами индивидуальной защиты участвуют в управлении потоками обучающихся на входе в ППЭ и мониторят  соблюдение дистанции (без наложения штрафных санкций – только предупреждения).
  • Наносится разметка о «социальной дистанции» в ППЭ по аналогии с магазинами.
  • Обеспечивается создание размеченного парковочного пространства для родителей, привозящих детей на своем авто.
  • Информирование (таблички и громкоговорители) – о дистанции, ношении маски, дезинфицирующих растворах и одноразовых комплектах ЕГЭ для каждого.
  • Дистанционное (бесконтактное) измерение температуры в отдельной палатке за 30-40 метров до входа в ППЭ. Увеличение времени сбора на экзамен. Запрет на участие в ЕГЭ при наличии симптомов ОРВИ и повышенной температуры с возможностью сдать ЕГЭ «без санкций» в резервный день (детализация запрета в Методических рекомендациях по подготовке и проведению ГИА, ежегодно обновляемых ФГБУ ФЦТ).
  • Предварительный мониторинг здоровья участников экзамена.
  • Реклама СМИ и органами исполнительной власти  сдачи массового «теста на COVID-2019» до экзамена. При этом тест с учетом стоимости процедуры не должен являться обязательным для родителей и обучающихся.
  • Массовое внедрение менее затратного и дорогого «теста на антитела» для выявления уже переболевших обучающихся и сотрудников системы образования[21], такой тест фактически за 15 минут позволяет выяснить – переболел человек или нет.
  • Массовое проведение компьютерной томографии для сотрудников системы образования, работающих во время проведения ЕГЭ.
  • Еженедельный обзвон родителей и информирование родителей о проверке температуры и симптомов ОРВИ.

Проблема реализации плана «А» - не допустить негативных последствий, по аналогии с массовым скоплением людей в московском метро 15 апреля 2020 года, когда началась массовая проверка пропусков[22].

 

План «Б» в случае проведения ЕГЭ с непропорциональным смещением сроков (в зависимости от эпидимиологической ситуации в каждом конкретном регионе)

  • Все мероприятия плана «А».
  • Подготовка большего количества разных вариантов ЕГЭ[5], с учетом как минимум трех волн проведения ЕГЭ для регионов (трех комплектов экзаменов).
  • Дополнительное массовое тестирование на наличие антител к COVID-2019 на уровне региона в расчетное время до проведения ЕГЭ.
  • Сокращение количества самих экзаменов.

План «С» в случае задержки пика пандемии.

  • Мероприятия из планов «А» и «Б».
  • Перемещение экзаменов ЕГЭ на август, возможно – начало осени – в зависимости от эпидемиологической ситуации.
  • Параллельная проработка с Минобрнауки России «осеннего» зачисления, для вузов – оптимизация программ первого года обучения. Отсрочки на призыв на период сдачи ЕГЭ и зачисления.

[1] Но здесь возникают вопросы с принципом преемственности. Результаты ЕГЭ действительны 4 года и необходимо обеспечить их корреляцию с результатами прошлых и следующих лет.

[2] Технологически это достаточно сложно и может в ограниченных сроках по времени повлечь ошибки в экзаменационных материалах. 

[3] Вопрос должен прорабатываться с учетом возможности регионов, т.к. необходимо обеспечить видеотрансляцию и иметь в наличии запас площадок как-минимум двукратный.

[4] По сложившейся практике, участники приносят ручки с собой. В случае их передачи друг другу возникает угроза заражения.

[5] В текущих условиях представляется достаточно сложным мероприятием. Т.к. у ФИПИ отсутствуют ресурсы в достаточной мере.

 

Резюме:

Единый государственный экзамен – это приоритет по отношению к другим процедурам оценки качества образования. Замена ЕГЭ и изменение формы его проведения (онлайн) в настоящее время невозможны. Следовательно, единственный вариант проведения ЕГЭ – это оттягивание по времени и распределение экзаменационных сессий по времени. Параллельно необходимо разрабатывать в среднесрочной перспективе, с учетом возможности аналогичных и более серьёзных пандемий, варианты дистанционного ЕГЭ, единого метапредметного экзамена, дистанционного творческого экзамена и других возможных процедур оценки качества, включая проведение ВПР и ОГЭ в дистанционном режиме.

Предлагается до определения траектории развития эпидемии (переломная точка – середина мая 2020 года) обеспечивать организационную готовность по «оптимистическому» сценарию с проработкой возможности организационных процедур проведения ЕГЭ по плану «А» (этап подготовки и накопления организационных и материальных ресурсов в регионах – май 2020 года) с уменьшением или полным свертыванием других оценочных процедур. Во время подготовки «плана А» - осуществлять проработку других вариантов реагирования по сценариям «вторая волна», «острова» и «хроника» как возможным.

Источники

[1] Цит. по: https://ioe.hse.ru/sao_ege#2_gigiena

[2] Как правило используется модель SEIR - модель описывает распространение эпидемии в популяции, в которой нет иммунитета к инфекции

[3] См. например: http://epidemicforecasting.org/?selection=russia

[4] См., например, для Санкт- Петербурга https://www.pnp.ru/social/matematiki-predskazali-konec-epidemii-koronavirusa-v-peterburge.html

[5] См., например. https://covid19-scenarios.org/

[6] См. подробнее: «Апрельские» тезисы о карантине»  https://www.solidarnost.org/articles/aprelskie-tezisy-o-karantine.html

[7] С учетом использования разных источников по статистическим данным: https://www.worldometers.info/coronavirus/  - обновляемая база данных по коронавирусной инфекции в Мире и «Долгосрочный прогноз хода пандемии COVID-19 для 150 стран, разработанный группой исследователей из «Института будущего человечества» Оксфордского университета. http://epidemicforecasting.org/

[8] Например, ограничение въезда для пассажирского транспорта, «внутренний» двухнедельный карантин для приехавших из других регионов и иные ограничения.  

[9] Всероссийские проверочные работы перенесли на осень. См. https://ria.ru/20200417/1570188217.html

[10] См. «Глава Минздрава заявил о «гладком» течении эпидемии в Москве». Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/society/20/04/2020/5e9d33bd9a79472333c02642

[11] См., например, «Россия не сможет быстро победить коронавирус. Расчеты математиков: страна повторяет путь государств-лидеров по заболеваемости» https://ura.news/articles/1036280056

[12] См. «Названы сроки возврата к нормальной жизни после эпидемии коронавируса в России». Подробнее https://lenta.ru/news/2020/04/19/prognoz/ 

[13] См. например «Вторая волна коронавируса: почему надежды на скорую победу над инфекцией могут быть преждевременными»https://forbes-ru.turbopages.org/s/forbes.ru/obshchestvo/395507-vtoraya-volna-koronavirusa-pochemu-nadezhdy-na-skoruyu-pobedu-nad-infekciey-mogut

[14] См., например,  «Интервью академика РАН Сергей Недоспасов в интервью Парламентской газете» https://www.pnp.ru/social/chto-predstavlyaet-soboy-test-na-antitela-k-koronavirusu.html

[15] См. «Власти Чечни решили закрыть границы региона на въезд и выезд с 5 апреля, сообщает «Грозный-информ» со ссылкой на слова главы республики Рамзана Кадырова» https://snob.ru/society/chechnya-pervoj-iz-rossijskih-regionov-reshila-polnostyu-zakryt-granicy/  и «Прилетающие пассажиры авиарейсов Москва-Томск с понедельника обязаны быть на самоизоляции» https://tomsk.gov.ru/news/front/view/id/53880  - а так же в других регионах.

[16] См. Голикова заявила об отставании регионов от Москвы по заражению на месяц.

Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/society/13/04/2020/5e945f379a7947a527b021ca?from=newsfeed

[17] По типу карантина в Ухане КНР.

[18] Один из вариантов объяснения роста выявленных инфицированных – изменение методики тестирования и увеличение числа тестирований. См. «Собянин связал рост числа заболевших COVID-19 в Москве с улучшением тестов» https://www.interfax.ru/moscow/703982

[19] См. сообщение ТАСС о начале массовой процедуры «Тестирование на наличие антител к коронавирусу запустят в Москве с 14 апреля» в отношении медицинских работников. https://tass.ru/obschestvo/8232317 - такая же процедура может быть запущена в отношении работников системы образования и обучающихся.

[20] Подробнее см. «Прогноз: Успеют ли школьники подготовиться к ЕГЭ» https://rg.ru/2020/04/15/prognoz-uspeiut-li-shkolniki-podgotovitsia-k-ege.html

[21] В случае подтверждения предположения о формировании устойчивого иммунитета к последующим заражениям после перенесенной инфекции

[22] По мнению руководителя отдела микробиологии латентных инфекций Института, им. Гамалеи, профессора Виктора Зуева. https://iz.ru/1001374/izvestiia/po-covidnomu-schetu-rossiia-voshla-v-top-10-stran-po-chislu-zabolevshikh-virusom

 

В раздел "Образование на "карантине"...

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: