Новости

Как влияет сейчас и повлияет в перспективе перевод образовательного процесса в дистанционный режим на образовательные результаты

Авторы: Тарасова Наталья Владимировна, руководитель НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС; Пастухова Ирина Павловна, заместитель директора по науке НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС; Пестрикова Светлана Михайловна, заместитель директора Центра информационной политики и маркетинга образовательных проектов ФИРО РАНХиГС

Аналитические материалы содержат результаты анализа международной практики дистанционного обучения в условиях пандемии, российских опросов проблем дистанционного обучения, исследование готовности субъектов образования к дистанционному обучению и влияния новых условий обучения на образовательные результаты учащихся.

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте:

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Аналитический обзор международного опыта организации дистанционного обучения в условиях пандемии
  2. Аналитический обзор проводимых в Российской Федерации социологических исследований по проблеме перевода образовательного процесса в дистанционный режим
  3. Результаты исследования готовности субъектов образования к дистанционному обучению в условиях карантина и влияния новых условий обучения на образовательные результаты учащихся общеобразовательных школ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСТОЧНИКИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Приложение Б

Системы открытых документов


ВВЕДЕНИЕ

Системы образования во всем мире приняли меры по снижению негативного влияния пандемии коронавируса (COVID-19) на образование. На сайте ЮНЕСКО представлено интерактивное картографирование «Глобальный мониторинг закрытия школ в связи с пандемией COVID-19», на котором отображено развитие ситуации закрытия образовательных учреждений в различных странах, начиная с 8 февраля по 20 апреля 2020 года [1]. На 20 апреля 2020 года их число составило 1,575,270,054 человек, что составляет 91,3 % от общего числа обучающихся во всем мире [2]. В настоящий момент образовательные учреждения официально открыты только в 4 странах: Беларусь, Туркменистан, Таджикистан, Никарагуа.

Альтернативные учебные решения стали высшим приоритетом для министерств образования всех стран. При этом закрытие школ на карантин приводит к расширению масштабов неравенства в образовании и наносит непропорциональный ущерб детям и молодежи из наиболее уязвимых групп населения. В связи с этим меры, принятые в области дистанционного обучения, заключаются в обеспечении того, чтобы все учащиеся продолжали пользоваться полным, хотя и дистанционным, доступом к образованию, особенно в наиболее неблагополучных (отдаленных) районах и семьях [3].

На видеоконференции Специальной группы министров образования, проведенной ЮНЕСКО 10.03.2020, обсуждались вопросы масштабных мер помощи учителям, родителям и ученикам в условиях домашнего обучения в связи с карантином [4]. В ходе обсуждения состоянии дел в различных странах были сформулированы следующие основные идеи:

  1. Ответственность за ответные меры носит коллективный характер. Нужная глобальная коалиция по вопросам образования и COVID-19 для дальнейшей мобилизации опыта многочисленных партнеров и усиления поддержки национальных ответных мер в сфере образования (О. Азуле, Генеральный директор ЮНЕСКО).
  2. Если в первые дни закрытия школ основное внимание уделялось принятию решений по внедрению дистанционного обучения, то теперь оно должно быть направлено на поддержку учителей и семей, как академическую, так и эмоциональную (С. Джаннини, Зам. генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования).
  3. Использование инструментов социальных сетей для поддержания мотивации учащихся, учителей, родителей и отношений в «новом треугольнике обучения» посредством создания виртуальных классов (М. Х. Мирзайе, министр образования Ирана), сочетания дистанционного обучения и открытого телевидения (Э. М. Барраган, министр образования Мексики), предложения виртуальных учебных курсов (М. Бренес, вице-министр Коста-Рики), улучшения связи в изолированных районах (Л. Аццолина, министр образования Италии).
  4. Расширение государственной поддержки учителей, самостоятельно разрабатывающих учебные материалы, берущих на себя ответственность за образовательный процесс и чувствующих себя комфортно в цифровой среде (Б. Дивьяк, министр науки и образования Хорватии).
  5. Принятие мер по управлению «цифровым океаном материалов, неаккредитованных министерством или какими-либо заслуживающими доверия учреждениями» (Т. Шауки, министр образования Египта).
  6. Глобальное сотрудничество в области надлежащего регулирования поставщиков цифрового обучения для обеспечения соблюдения правил сбора, обработки и использования данных, в частности личных данных детей и молодежи (Ж-М. Бланкер, министр образования Франции).
  7. Совершенствование национальных механизмов защиты детей посредством тесного сотрудничества органов образования с экспертами в области здравоохранения (К. Хагиуда, министр образования Японии).

Важным выводом, к которому пришли участники видеоконференции, является то, что возникший в связи с пандемией кризис:

- открыл путь для переосмысления практик образования;

- позволил в кратчайший срок достичь большего прогресса в области цифрового и дистанционного обучения, чем за последние десять лет;

- изменил представления о предоставлении образования в будущем;

- образование является ключевым ответом на кризис и последующее восстановление наших обществ;

- готовность к бедствиям необходимо укреплять во всех странах, в том числе за счет межсекторальных подходов [4].

Как отмечает ЮНЕСКО, с целью борьбы с пандемией COVID-19 страны, принявшие решения о переходе на дистанционное обучение, сталкиваются со множеством сложностей, начиная с предоставления материалов и поддержки учителям, и заканчивая предоставлением рекомендаций для семей при решении проблем в области связи. Для объединения усилий по решению этих проблем ЮНЕСКО организует Глобальную коалицию по вопросам образования для расширения масштабов применения передовой практики дистанционного обучения и обеспечении охвата детей и молодежи, подверженных наибольшему риску. Коалиция ставит целью:

  • оказание помощи странам в мобилизации и внедрении инновационных и соответствующих специфике конкретной ситуации решений для дистанционного обучения, используя высокотехнологичные, низкотехнологичные и нетехнологические подходы;
  • поиск справедливых решений и обеспечение всеобщего доступа;
  • обеспечение скоординированных мер реагирования и недопущение дублирования усилий;
  • содействие возвращению учащихся в классные комнаты при возобновлении работы школ во избежание резкого увеличения показателей отсева учащихся [4].

С целью сдерживания распространения коронавируса COVID-19 ЮНЕСКО предоставила 10 рекомендаций [5] по обеспечению непрерывности образовательного процесса и консолидации усилий учащихся, учителей, родителей.

  1. Проанализируйте степень своей подготовки и выберите наиболее подходящие инструменты. Определитесь с использованием высокотехнологичных или низкотехнологичных инструментов в зависимости от надежности энергоснабжения на местном уровне, доступа к Интернету и цифровых навыков преподавателей и учащихся. Это могут быть интегрированные платформы цифрового обучения, видео-уроки, MOOК и даже предоставление курсов по радиоканалам и телевизионным каналам.
  2. Обеспечьте инклюзивность программ дистанционного обучения. Примите меры по обеспечению доступа к программам дистанционного обучения для всех, включая лиц с ограниченными возможностями или низким уровнем дохода, если большинство из них не имеет цифровых устройств. Рассмотрите возможность временной передачи этих типов устройств из компьютерных комнат в семьи, предоставляя им доступ к Интернету.
  3. Обеспечьте защиту конфиденциальности и безопасности данных. Оцените уровень безопасности при загрузке данных или образовательных ресурсов в веб-пространствах, а также при передаче их другим организациям или частным лицам. Убедитесь, что использование приложений и платформ не нарушает конфиденциальность данных учащихся.
  4. Уделите приоритетное внимание решениям психосоциальных проблем до начала обучения. Мобилизуйте доступные инструменты для создания связей между школами, родителями, учителями и учениками. Создавайте сообщества для обеспечения регулярного социального взаимодействия, поддержки мер социальной защиты и реагирования на возможные психосоциальные проблемы, с которыми учащиеся могут столкнуться в условиях изоляции.
  5. Составьте расписание программ дистанционного обучения. Организуйте обсуждения с заинтересованными сторонами для анализа продолжительности закрытия школ и определения того, должна ли программа дистанционного обучения сосредоточиться на обучении новым знаниям или, скорее, укрепить знания, уже приобретенные в ходе предыдущих уроков. Составьте расписание занятий с учетом ситуации в пострадавших районах, уровня образования, потребностей учащихся и наличия у родителей времени и возможности участвовать в домашнем обучении детей. Выберите подходящие методики обучения, основанные на статусе закрытия школ и домашних карантинов. Избегайте методов обучения, требующих личного общения.
  6. Предоставьте учителям и родителям поддержку в использовании цифровых инструментов. Организуйте короткие тренинги или ознакомительные занятия для учителей и родителей, если они нуждаются в последующей помощи и поддержке. Помогите учителям в подготовке базовых условий, необходимых для обеспечения непрерывности процесса обучения, например, решений по использованию мобильных данных с целью проведения прямых трансляций уроков.
  7. Объедините соответствующие инструменты и ограничьте количество приложений и платформ. Объедините инструменты, доступные большинству учащихся, как для синхронной связи, так и для занятий, а также для асинхронного обучения. Старайтесь не перегружать учеников и родителей просьбами загрузить или протестировать большое количество приложений и платформ.
  8. Установите правила дистанционного обучения и контролируйте процесс обучения учащихся. Определите с родителями и учениками правила дистанционного обучения. Подготовьте вопросы, тесты и упражнения для тщательного мониторинга процесса обучения студентов. Старайтесь использовать инструменты, позволяющие учащимся предоставлять обратную связь, не прибегая к помощи родителей.
  9. Определите продолжительность единиц дистанционного обучения на основе навыков саморегуляции обучающихся. Поддерживайте ритм обучения в соответствии с уровнем саморегуляции и метакогнитивных навыков учащихся, в особенности в отношении классов в прямом эфире. Учебная единица для учащихся начальной школы не должна превышать, предпочтительно, 20 минут, а для учащихся средней школы – 40 минут.

10.Создавайте сообщества и поддерживайте социальные связи. Создайте сообщества учителей, родителей и руководителей школ, чтобы решить проблему одиночества или беспомощности, а также для облегчения обмена опытом и обсуждения стратегий преодоления трудностей, возникающих в процессе обучения [5].

Российская Федерация испытывает те же сложности и проблемы в сфере образования из-за пандемии коронавирусной инфекции, что и другие страны. Это требует от всех государственных структур ответственных и правильных решений. Минпросвещения, Рособрнадзор и Минобрнауки России стараются минимизировать потери от коронавируса в сфере образования. Предприняты ряд шагов, которые направлены на стабилизацию ситуации, самый главный из которых – переход на дистанционное обучение школьников и студентов.

Министерство просвещения РФ рекомендовало региональным властям организовать работу образовательных учреждений таким образом, чтобы дети и педагоги вели образовательный процесс дома с применением технологий дистанционного обучения. В результате система российского образования оказалась «на первой линии фронта» с большим количеством людей: около 1,5 млн. школьных учителей и преподавателей вузов, а также 16 млн. школьников и 7 млн. студентов. Оперативно выстроить систему обучения и выполнение учебного плана в дистанционном формате оказалось непросто, что почувствовали все участники системы, включая родителей школьников.

Возможность дистанционного обучения предусмотрена Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226).

Однако в перечисленных выше нормативно-правовых актах не могли быть предусмотрены и оговорены те проблемы, с которыми столкнулись образовательные организации в связи с обязательным всеобщим переходом на дистанционное обучение в ситуации глобального карантина и самоизоляции населения. Поэтому Министерством просвещения был принят пакет документов, регламентирующих различные аспекты организации дистанционного обучения [6 – 11 и др.]. Конкретизация этих документов осуществлена органами управления образования в субъектах РФ с учетом региональной специфики, имеющихся технологических возможностей и методической готовности учителей.

Для методической поддержки организации дистанционного обучения Минпросом России разработаны рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – методические рекомендации) [11].

В методических рекомендациях предложена примерная модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, которая предполагает, что образовательная организация:

- разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение) об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам;

- формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;

-информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций;

- обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме;

- выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы дистанционного обучения подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя(ей) (законного представителя);

- обеспечивает внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения;

- организовывает в соответствии с техническими возможностями проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов;

- планирует деятельность педагогических работников с учетом системы дистанционного обучения, которые создают простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; выражают свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций;

- организует ежедневный мониторинг фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся). При необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий [11].

Российская Федерация испытывает из-за пандемии коронавирусной инфекции те же проблемы в сфере образования, что и другие страны, что требует от всех государственных структур ответственных и адекватных решений. Минпросвещения, Рособрнадзор и Минобрнауки России предприняты ряд шагов, направленных на стабилизацию ситуации, самый главный из которых – переход на дистанционное обучение школьников и студентов.

Положительная практика разработки конкретных рекомендаций представлена, например, Волгоградской государственной академией последипломного образования, где подготовлены следующие материалы в помощь руководителям, педагогам и классным руководителям:

- Общие рекомендации по организации дистанционного обучения в образовательной организации во время ограничительных мероприятий в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации [12];

- Методические рекомендации по организации и реализации учебной работы по дополнительным образовательным программам с использованием электронного обучения и дистанционных технологий [13];.

Методические рекомендации по организации и реализации воспитательной работы классного руководителя с использованием электронного обучения и дистанционных технологий [14].

Перечисленные выше методические рекомендации отличаются тем, что они построены не только по функциональному принципу, но и учитывают процессуальные и содержательные особенности дистанционного обучения, отражают коммуникативные аспекты организации домашнего обучения в условиях эпидемиологической ситуации.

Комплексный подход к проблеме методического обеспечения процесса дистанционного обеспечения в условиях карантина и самоизоляции населения продемонстрирован Управлением образования г. Казани, на образовательном портале которого предст