Новости

Система дошкольного образования в период пандемии

Авторы: Тарасова Н.В., директор НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, к.п.н., доцент; Пестрикова С.М. зам. директора центра информационной политики и маркетинга образовательных проектов.

Аналитическая записка содержит результаты анализа международной и отечественной практики дошкольного образования в период  пандемии, российских опросов проблем  функционирования детских садов в дистанционном  формате.

Основная часть: экспертно-аналитические материалы по результатам исследования - Анализ готовности системы дошкольного образования к дистанционному формату в условиях пандемии короновируса.

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте:

 
Оглавление
Введение
Результаты опроса
Трудности педагогов в процессе дистанционного обучения
Трудности родителей при организации дистанционного обучения «глазами» специалистов дошкольного образования
Источники

Введение

Системы образования во всем мире приняли меры по снижению негативного влияния пандемии коронавируса (COVID-19) на образование. На сайте ЮНЕСКО представлено интерактивное картографирование «Глобальный мониторинг закрытия школ в связи с пандемией COVID-19», на котором отображено развитие ситуации закрытия образовательных учреждений в различных странах, начиная с 8 февраля по 20 мая 2020 года [1]. На 27 мая 2020 года число обучающихся дистанционно во всем мире в условиях пандемии составило 1, 190, 287, 189 человек  (68 % от общего числа) [2].

Высшим приоритетом для министерств образования всех стран стали альтернативные учебные решения, которые, в основном, касались мер дистанционного обучения школьников и студентов [3]. Организация дистанционного образования и воспитания детей дошкольного возраста в них отошла на второй план. Между тем в международном исследовании нобелевского лауреата по экономике Д. Хекмана, доказано, что инвестиции в ранее развитие детей являются наиболее эффективными из всех вложений в образование. По мнению ученого,- ранний возраст (0-6 лет) является наиболее эффективным с точки зрения развития человека, и «упущенное время дошкольника» имеет более серьезные последствия, как для развития ребенка, так и для экономики, в целом, чем недополученные знания детей-школьников. 

Системы дошкольного образования различных стран имеют специфику, обусловленную особенностями возраста обучения, различиями частного и общественного характера организации деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим, а также,   исходя из сложившейся эпидемиологической ситуации, государства принимали в период пандемии различные решения. Тем не менее, в каждой из них родителям детей дошкольного возраста были предложены специальные обучающие цифровые ресурсы, позволяющие дошкольникам развиваться даже в таких исключительных условиях.  Однако, в отличие от систем общего и высшего образования, где создавались условия для обеспечения всех обучающихся равным доступом к дистанционному обучению, особенно в наиболее неблагополучных районах и семьях, в дошкольном образовании предпринятые меры коснулись преимущественно организации дежурных групп с малым числом детей.

Российская Федерация испытывает те же сложности и проблемы в сфере образования из-за пандемии коронавирусной инфекции, что и другие страны.

Министерством просвещения был принят пакет документов [4-9], регламентирующих различные аспекты организации дистанционного обучения, но, как и в зарубежных странах, они имеют отношение к образовательным организациям  общего, среднего профессионального и высшего образования.

Согласно ст. 10 п. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем общего образования, а ст. 16 п. 2  нормативно закрепляет право, в том числе,  дошкольных образовательных организаций, применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Тем не менее, большинство субъектов Российской Федерации закрыли учреждения дошкольного образования, а для родителей, работающих в организациях из перечня Указа Президента РФ № 239 от 2 апреля 2020 г. [10] были организованы дежурные группы.

Следует отметить, что руководители регионов получили право самостоятельно принимать решения о том, какие организации могут продолжить работу в период самоизоляции с учетом социально-экономических, демографических особенностей  региона и сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации. В нескольких субъектах РФ полностью закрыли все детские сады (Рязанская область, республика Карелия, Еврейская автономная область). В некоторых регионах, из-за высокого спроса на услугу присмотра и ухода за детьми, количество дежурных групп было увеличено (Челябинская, Самарская, Кировская области и др.). В Волгоградской области и некоторых других регионах дежурные группы не работали, но организациям дошкольного образования (далее – ДОО) были даны рекомендации по организации дистанционного обучения. В помощь педагогическим работникам ДОО был открыт интернет-ресурс «Игры и занятия для дошкольников», созданный специалистами Городского методического центра г. Москвы [11].

В целом, подавляющее большинство ДОО оказались в ситуации неопределенности и процесс дистанционного обучения происходил, в основном, спонтанно, мало управляемо со стороны администрации и интуитивно со стороны педагогических работников.

На изучение готовности субъектов образования к организации дистанционной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях карантина и самоизоляции было направлено исследование Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС. Ниже представлены полученные в ходе этого исследования результаты.  


Результаты опроса

В анонимном онлайн-опросе приняли участие 8815 человек – руководители, педагогические работники и специалисты дошкольных образовательных организаций из 83 субъектов Российской Федерации. Самыми активными участниками опроса стали представители Свердловской области (1036 чел.), Московской области (745 чел.), г. Москвы (561 чел.), Краснодарского края (583 чел.) и Самарской области (519 чел.),  из них  1902 чел. – работники дошкольных образовательных организаций экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС, что составляет около четверти всех респондентов. Данный опрос можно считать в определенной степени результирующим, так как респонденты уже имеют «за плечами» месячный опыт работы в сложившихся эпидемиологических условиях.

 Рисунок 1. Территориальная принадлежность респондентов

Источник: Мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

География исследования представлена 83 субъектами Российской Федерации. В Топ-5 дошкольных образовательных организаций, принявших участие в опросе, вошли ДОО Свердловской и Московской областей, Краснодарского края, г. Москва, Самарской области. На них приходится 35 % всех респондентов.

Поскольку в рамках данного исследования  оказалось невозможным сделать выводы по каждому из регионов в связи с небольшим количеством респондентов, анализ результатов опроса проводился по средним показателям всей выборки. При этом необходимо отметить высокий интерес к опросу педагогов детских садов малых городов и сельской местности, если учитывать процентное соотношение количества респондентов к общей численности всех участников опроса. Треть респондентов (33%) проживают в малых городах и сельской местности. И еще около трети - представители городов-мегаполисов (рисунок 2).

Рисунок 2. Профессиональный портрет респондентов

Источник: Мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Как следует из диаграммы, состав участников опроса представлен следующим образом: воспитатели – 5695 чел. (65%), руководители/ заведующие ДОО – 796 чел. (9%), методисты – 1160 чел. (13%), другие педагогические работники – 1164 чел.  (13%) из них: логопеды – 446 чел., музыкальные руководители – 284 чел., педагоги-психологи –252 чел. и специалисты по физической культуре – 162 чел.

В процессе  анализа результатов опроса было важно установить, какие группы детского сада больше всего оказались охваченными дистанционным обучением. В опросе примерно в одинаковой мере представлены педагоги, работающие с «младшей», «старшей» и «подготовительной» группами. Меньше представлено мнение педагогов, работающих со «средней» группой.

Для данного исследования особый интерес представляют категории «младшая» (28% респондентов) и «подготовительная» группы (27% респондентов). Это связано с тем, что они относятся, в первом случае, к периоду адаптации детей к новому социуму, во втором, – к периоду подготовки к школе. Воспитателей, работающих в «средней» группе оказалось 19%, что тоже является показательным, так как к ней относятся дети такой возрастной категории, для которой временное отсутствие занятий не столь существенно влияет на образовательные результаты, и есть «временной запас» на восполнение их дефицитов.


Трудности педагогов в процессе дистанционного обучения

В период пандемии образовательная деятельность детьми с 3-7 лет в ДОО  в основном осуществлялась по двум направлениям: во время пребывания детей  в дежурных группах  и при организации образования в семье в дистанционном режиме.

Организация образовательной деятельности с детьми в дежурных группах.

87% воспитателей, работающих  в период пандемии в дежурных группах, считают, что  они не могли обеспечить реализацию  основной образовательной программы в работе с детьми по следующим причинам:

  1. Из-за кратковременного пребывания детей в дежурных группах и их разновозрастного состава.
  2. В результате отсутствия у воспитателей  профессиональной подготовки и специальных (расходных) дидактических материалов, обеспечивающих решение образовательных задач с учётом возрастных особенностей  детей при   проведении образовательной деятельности в условиях разновозрастной группы.

Новая реальность стала сложной для системы дошкольного образования.  Педагоги ДОО традиционно уверенно владеют наглядными средствами организации процесса познания, способны организовывать детскую игру и поддерживать детскую инициативу, творчески используют любой бросовый, подручный и т.п. материал в стимулировании детской активности. Однако они в своем большинстве не владеют цифровыми технологиями, испытывают технические затруднения в самостоятельном применении цифровых инструментов в образовательном процессе, нередко консервативно относятся к их применению. Тем не менее, педагоги детских садов практически с первых дней действия мер по профилактике распространения пандемии короновируса начали проводить занятия в дистанционном режиме. Безусловно, они столкнулись с определенными трудностями. Для их выявления опрос проводился по пяти направлениям:

- трудностей не возникает;

-проблемы методической помощи (отсутствие методических рекомендаций по проведению дистанционных занятий с дошкольниками, комплектов готовых заданий для дистанционного формата, методик проведения  игр и пр.);

-затруднения компетентностного характера (специальные знания и умения педагогов для подготовки и проведения занятий в дистанционном формате с дошкольниками);

- объективные трудности (недостаточность времени, сложности бытового характера, отсутствие технической возможности);

- организационные трудности, связанные с особенностями дистанционной  работы (нет возможности увидеть результаты выполненных заданий ребенком).

 Как следует из диаграммы, приведенной на рисунке 3,  27% педагогов выделили как основную проблему – дефицит заданий для работы с детьми в дистанционном формате. Почти каждый четвертый педагог (24%), считает, что ему не хватает компетенций для подготовки к таким занятиям. 22% процента сошлись во мнении, что у них нет достаточных возможностей для совместной работы с детьми в реальном времени, отсутствует стабильное и устойчивое Интернет–соединение, нет необходимого оборудования (ноутбук, компьютер, планшет).

13% процентов опрошенных назвали наиболее существенной для них трудностью – отсутствие возможности видеть результат и процесс выполнения задания. Комментарии педагогов подтверждают, что часто родители выполняют задания не вместе с ребенком, а за него.

13% педагогов указали, что у них не возникло трудностей при подготовке и проведении занятий в дистанционном режиме.

Рисунок 3. Основные трудности, возникающие у педагогических работников при дистанционном обучении
Источник: Мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Рисунок 4. Основные трудности, возникающие у педагогических работников при дистанционном обучении. Категория «Трудностей не возникает». (Срез по группам детского сада и должностям работников ДОО)

Источник: Мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Среди респондентов, у которых не возникло проблем с дистанционным форматом проведения занятий с детьми, 30% педагогических работников работают в «младшей» группе, 26% – в «подготовительной». Это при том, что из общего числа опрошенных педагогических работников 70% составляют воспитатели (рисунок 4).

Данные диаграмм 4 и 5 демонстрируют некоторый диссонанс в ответах респондентов. С одной стороны воспитатели ответили, что у них нет затруднений в использовании дистанционной формы организации занятий, а, с другой стороны, они отметили, что не имеют методических ресурсов для качественной ее реализации. У 64% воспитателей  нет необходимых комплектов заданий для работы в онлайн  (рисунок 5).

Рисунок 5. Основные трудности, возникающие у педагогических работников при дистанционном обучении.  Категория «Нет комплекта заданий для работы в дистанционном формате» (Срез по группам детского сада и должности работников ДОО)
Источник: Мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Более того, для выполнения некоторых заданий в дистанционном формате требуется подготовка специальных адаптированных инструкций для родителей и детей, подборка онлайн-ресурсов, поиск или разработка видеоконтента, что требует от педагога дополнительных, ранее не востребованных компетенций, а в отдельных случаях даже приобретения новых.

Значительная часть опрошенных респондентов (30%) испытывают проблемы  методического характера, работая с детьми в «подготовительной» группе. В меньшей степени эти трудности беспокоят педагогов с детьми  «средней» группы (18%) (рисунок 5).

Из диаграммы, представленной на рисунке 6, следует, что группа проблем, касающаяся компетентности педагогов в области подготовки заданий для дистанционного формата проведения занятий, среди всех участников опроса составляет (24%). В частности, 54% воспитателей испытывают трудности, связанные с подготовкой заданий для онлайн-занятий, проектированием интерактивных занятий, в том числе, с применением и созданием виртуальных экскурсий как наиболее интересной и увлекательной формы занятий с дошкольниками. В целом, общая оценка компетентности педагогов в области подготовки дистанционных заданий свидетельствует о том, что более 50 % воспитателей требуется методическая помощь в различных формах (мастер-классы, вебинары, консультации и пр.).

Рисунок 6. Основные трудности, возникающие у педагогических работников при дистанционном обучении.  Категория «Не хватает компетенций по подготовке заданий для дистанционного обучения» (Срез по группам детского сада, должности работников ДОО и территориальной принадлежности респондентов)
Источник: Мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Диаграмма на рисунке 6 свидетельствует о довольно сложной ситуации, сложившейся с компетентностью методистов. 20% из них не владеют необходимыми компетенциями для оказания помощи воспитателям при подготовке заданий для организации  дистанционных занятий с детьми.

В процессе анализа данных опроса было выявлено, что наиболее высокие компетентностные дефициты в области подготовки заданий для дистанционного обучения имеются у педагогов малых городов и сельской местности (35%), несколько лучше ситуация сложилась в средних и крупных города (20% и 21% соответственно), а также в городах -мегаполисах (25% ).

Рассмотрим проблемы, возникающие у педагогического сообщества в реализации дистанционного обучения  (рисунок 7).

Рисунок 7. Основные трудности, возникающие у педагогических работников при дистанционном обучении (Срез по должности работников ДОО по специализации педагогических работников)
Источник: Мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Как следует из диаграммы на рисунке 7, большинство воспитателей расценивают, как одну из основных проблем, дефицит времени. Это означает, что им недостаточно временного ресурса для глубокого изучения и практического освоения компьютерных, интерактивных, мультимедийных технологий, программ для создания видеопрезентаций, онлайн-ресурсов, электронных библиотечных систем и прочих источников, необходимых  для подготовки и проведения дистанционных занятий. Сопоставление данных  опроса приводит к выводу, что  существует явное противоречие между ответами  воспитателей. С одной стороны, у них недостаточно временного ресурса (28%), с другой, – 26%  респондентов не испытывают трудностей с недостатком времени.

Данные опроса свидетельствуют о том, что только каждый десятый из всех опрошенных испытывает трудности, обусловленные  недостаточной компетентностью в организации и проведении образовательного процесса в дистанционном форме.

Озабоченность вызывает тот факт, что в ходе исследования было выявлено, что  серьезные затруднения и недостаточную компетентность в организации  дистанционных занятий, в оказании  методической помощи воспитателям имеют руководители ДОО (57%) и методисты (43%). Между тем именно эта группа респондентов несет ответственность за реализацию образовательного процесса и его качество. Следовательно, для руководящих работников системы дошкольного образования необходимо в первоочередном и срочном порядке организовать комплекс мероприятий по  повышению их  квалификации в данном направлении.

Проведенное исследование показало, что дистанционный формат дошкольного образования создал большие трудности не только в проведении занятий, но и в обеспечении достижения детьми образовательных результатов такими педагогическими работниками, как: музыкальные руководители, специалисты по физической культуре, педагоги-психологи, педагоги-логопеды. Так, 43% педагогов-логопедов считают, что дистанционный формат не позволяет им эффективно провести занятие. Причем  наиболее острой для всех респондентов этой категории является проблема отсутствия прямого личного контакта педагога с ребенком во время занятий и невозможность наблюдать  правильность выполнения ребенком предложенного заданий. Это затруднение констатировано в ответах 20% специалистов, что почти вдвое больше, чем у воспитателей (12%) и методистов  (11%).

Результаты опроса воспитателей, работающих в период пандемии  в дистанционном режиме, свидетельствуют о том, что 78%  не удалось организовать систематическую образовательную деятельность с детьми своей группы и обеспечить реализацию основной образовательной программы.  Основными причинами  этой недоработки являются:

  1. Отсутствие у воспитателей профессиональной подготовки по проведению образовательной деятельности с детьми с использованием   дистанционной формы обучения.
  2. Низкий уровень технической оснащённости ДОО, воспитателей и семей воспитанников.
  3. Отсутствие специально разработанного содержания и дидактических материалов для решения образовательных задач с детьми 3-4, 4-5 и 5-7  лет в дистанционном режиме.
  4. Нежелание и неумение значительной части родителей поддерживать деятельность ДОО по образованию ребёнка в дистанционном режиме.

Анализ данных опроса подтверждает, что работники дошкольного образования имеют достаточно высокую активность и ответственность при  выполнении своих профессиональных обязанностей в изменившихся условиях трудовой деятельности. Вместе с тем у них имеется дефицит опыта реализации данного формата дошкольного образования и своевременной  полноценной  методической поддержки.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что требуется глубокий анализ:

- рисков дистанционного формата реализации образовательных программ дошкольного образования,

- факторов, влияющих на эффективность онлайн-занятий с детьми дошкольного возраста;

- возможностей различных методов, приемов и технологий дистанционного обучения для  использования в работе детских садов.


Трудности родителей при организации дистанционного обучения «глазами» специалистов дошкольного образования

Данные опроса педагогических работников детских садов о том, с какими трудностями сталкиваются родители во время проведения онлайн-занятий представлены в гистограмме на рисунке 8.

 

Рисунок 8. Трудности родителей при организации дистанционного обучения с точки зрения специалистов дошкольного образования  (Срез общий и по территориальной принадлежности респондентов)

Источник: Мониторинг ФИРО РАНХиГС

Как следует из гистограммы, 50% респондентов считают, что основная трудность, возникшая у родителей, – отсутствие свободного времени. Данный аргумент вполне объясним, так как большинство родителей, оказавшись в вынужденной домашней самоизоляции, работали в удаленном режиме. Родители детей дошкольного возраста в течение дня должны были заниматься вместе с ними различными видами конкретной содержательной деятельности. Например: вместе с ними сделать игрушку, выполнить  рисунок, приготовить какое-нибудь блюдо, прочитать сказку, сделать спортивное упражнение и т.п., а главное – много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, лучше узнавать друг друга. Родители должны были обеспечить сохранение привычного для детского сада режима жизни.

Безусловно, в сложившейся ситуации помочь ребенку в участии в  дистанционном  занятии и выполнении последующих заданий могут только родители. Поэтому ответы респондентов о низкой мотивации родителей к занятиям с детьми-дошкольниками (33%) свидетельствуют, в первую очередь, о том, что сотрудники детского сада не смогли установить взаимодействие с родителями. Родители не получили необходимых разъяснений по степени своей включенности в дистанционные занятия и значимости этих занятий для ребенка.

Данные опроса показали также, что, по мнению педагогов, родители детей, проживающих в городах-мегаполисах, на 10% больше ограничены во времени, чем родители дошкольников, проживающих в малых городах и сельской местности.

Только 3% опрошенных считают, что основной проблемой, возникающей у родителей при проведении дистанционных занятий с дошкольниками, является нежелание самих детей выполнять задания. Основные трудности существует в связи с невозможностью детей дошкольного возраста длительное время концентрировать внимание на предмете занятия, а также огромной ролью непосредственного общения педагога и ребенка во время занятий. Кроме того, при взаимодействии в группе, в развивающем пространстве детского сада мотивирующим фактором становится коллективная работа: дети следуют образцу, повторяют друг за другом, стремятся стать лучше, конкурируют. Дома ребенок «вне конкуренции», эти особенности нужно учитывать  педагогическим работникам при подготовке дистанционных заданий.

Гистограмма на рисунке 9 демонстрирует, как оценивают педагогические работники ДОО проблемы родителей.

Рисунок 9. Трудности родителей при организации дистанционного обучения с точки зрения педагогических работников дошкольного образования  (Срез по должности работников ДОО)

Источник: Мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Анализ  данных опроса показал, что воспитатели меньше других педагогических работников  обеспокоены отсутствием необходимых компетенций у родителей (12%). Тогда как 23% логопедов и 25% музыкальных руководителей обозначили эту проблему в качестве основной. Такая ситуация, скорее всего, обусловлена спецификой логопедического и музыкального образования, для понимания сущности и методик которого родителям требуются специальные медицинские знания, знания в области физиологии ребенка, психологии раннего развития, элементарные музыкальные знания и др.

Логопеды и музыкальные руководители менее других обозначают проблему нехватки времени у родителей. Это объясняется меньшей регулярностью логопедических и музыкальных занятий, их высокой престижностью и приоритетностью занятий с  узкими специалистами (в случае с логопедами), возможностью менять виды деятельности (например, во время музыкального занятия).

Участникам опроса было предложено определить эффективность применения дистанционных занятий с дошкольниками в период самоизоляции по десятибалльной шкале. Ответы представлены  на диаграмме рисунка 10.

 

Рисунок 10. Оценка специалистами ДОО эффективности применения дистанционного обучения для дошкольников
Источник: Мониторинг ЦСиПОД ФИРО РАНХиГС

Как следует из диаграммы, треть опрошенных считает, что эффективность дистанционного образования для дошкольников –  ниже среднего (18%), крайне низкую его эффективность отметили  14%  респондентов. Только 13% участников опроса оценили эффективность дистанционных занятий, как высокую, несмотря на ряд проблем, с которыми они сталкивались при  этом.  

В целом, подавляющее большинство работников дошкольного образования оценивают дистанционный формат работы детского сада, как временную меру реализации образовательной программы и возможность его использования для определенной категории детей, которые, например, находятся на карантине. Тем не менее, педагогические работники дошкольных образовательных организаций готовы продолжать осваивать новые информационные технологии и цифровые инструменты для обеспечения эффективности образовательного процесса.

Подводя общее итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Изменения в работе дошкольных учреждений в период мероприятий по профилактике и нераспространению коронавируса коснулись детских образовательных учреждений во всем мире.

В Российской Федерации дистанционное обучение в детских садах ранее не практиковалось, а занятия, где это было возможно или обоснованно, проводились  с использованием цифровых, интерактивных ресурсов.

  1. Анализ результатов первых месяцев работы ДОО в режиме карантина и самоизоляции подтвердили выводы о недостаточной готовности системы дошкольного образования к работе в дистанционном формате в связи с: несформированностью в ДОО банков цифровых образовательных ресурсов; фактическим отсутствием системы методической и технической поддержки воспитателей при проведении дистанционных занятий.
  2. Эффективность дистанционных занятий с дошкольниками в условиях самоизоляции в значительной мере обусловлена мотивированностью и организованностью педагогов ДОО и родителей. Однако результаты опроса показывают, что данные показатели нуждаются в повышении, что требует формирования системы психологической, методической и технической дифференцированной поддержки родителей и детей.
  3. Существует необходимость в повышении квалификации руководителей, методистов и педагогических работников детских садов в области организации и проведении дистанционных занятий. Четверть специалистов ДОО обозначили некомпетентность в данной области как основную трудность при дистанционном обучении.
  4. Педагоги ДОО достаточно свободны и самостоятельны в выборе ресурсов для своей работы в дистанционном формате. Вместе с тем для его комфортности и эффективности необходимо обеспечить единство требований к проведению онлайн-занятий.
  5. Организационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагогических работников ДОО должно включать не только вопросы методики проведения онлайн-занятий с дошкольниками, работы с цифровыми ресурсами, но и оптимального включения родителей в процесс дистанционных занятий. Дистанционный формат работы особенно остро обнажил вопросы взаимодействия и участия родителей в образовательном процессе.
  6. Вопрос дистанционного формата в ДОО требует отдельной глубокой проработки, как на законодательном, так и научно-методическом пространстве (внесение дополнений в ст.16 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 - «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» и СаНиПиН. 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26).
  7. Несмотря на то, что переход на дистанционный формат дошкольного образования оказался вынужденной мерой и адаптация педагогов к изменившимся условиям профессиональной деятельности происходит с разной скоростью и разными результатами, в целом ДОО смогли перестроиться и организовать работу с детьми. При этом педагогические работники ДОО несли личную ответственность за организацию дистанционных занятий в случаях, если не было соответствующих указаний руководства.

В целом, исследование показало, что у педагогов ДОО есть мотивация, и психологическая готовность к тому, чтобы работать в экстремальных для них условиях дистанционного формата дошкольного образования и самоизоляции. Педагогическое сообщество смотрит позитивно на возможность работы в изменившихся условиях, готово полноценно участвовать в реализации дошкольного образования в дистанционном формате как временной меры и/или для определенной категории детей при условии обеспечения методической и технологической поддержки, безопасности детей.


Источники:

  1. Сайт ЮНЕСКО COVID-19 Educational Disruption and Response – URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse (дата обращения: 21.05.2020).
  2. Поддержка ЮНЕСКО: Образовательный ответ на COVID-19. – URL: https://en.unesco.org/covid19/educationresponse. (дата обращения 21.05. 2020).
  3. Обучение продолжается: ЮНЕСКО объединяет международные организации, гражданское общество и партнеров из частного сектора в широкую Коалицию по вопросам образования. – URL: https://ru.unesco.org/news/obuchenieprodolzhaetsya-yunesko-obedinyaet-mezhdunarodnye-organizacii-grazhdanskoe-obshchestvo. (дата обращения – 21.05.2020).
  4. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.03.2020 № 07-2408 «О направлении информации c целью организационно-методической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».  – URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2280779.pdf. (Дата обращения – 17.04.2020).
  5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций». – URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2277667.pdf. (Дата обращения – 17.04.2020).
  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». – URL: http://www.kazanobr.ru/im/docs-dist/104.pdf. (Дата обращения – 17.04.2020).
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». – URL: СК-150/03 «Об усилении санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях». – URL: http://www.kazanobr.ru/im/docs-dist/103.pdf. (Дата обращения – 17.04.2020)
  8. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2020 № СК-150/03 «Об усилении санитарно-эпидемиологических мероприятий в образовательных организациях». – URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2277619.pdf.(Дата обращения – 17.04.2020).
  9. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd199507ffaa15f77c58/download/2752/ (Дата обращения – 17.04.2020).
  10. Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». – URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/ (Дата обращения – 18.04.2020).
  11. Интернет-ресурс «Игры и занятия для дошкольников» . – URL http://deti.mosmetod.ru/, (Дата обращения – 18.04.2020).