Новости

Как и чем помочь педагогам, обсудили на вебинаре в ФИРО РАНХиГС

Экспертный вебинар «Модель информационно-дидактической системы профессиональной поддержки педагогов в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (ТЖС)» состоялся 22 апреля 2021 года в Федеральном институте развития образования (ФИРО) Президентской академии.

«Профессиональная поддержка педагогов – это оказание превентивной и оперативной помощи в решении их индивидуальных проблем, связанных с успешным решением профессиональных задач, эффективной деловой и межличностной коммуникацией», – подчеркнула, открывая встречу, выступившая модератором мероприятия ведущий научный сотрудник НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Ирина Попова.

Проведенное «на старте проекта» в феврале – марте 2020 года исследование с участием 1587 респондентов в 54 регионах выявило высокий запрос педагогов на такую многогранную прицельную поддержку.

Чаще всего учителя, дефектологи, психологи, социальные педагоги, организаторы дополнительного образования детей – участники данного опроса – работают с детьми, воспитывающимися в малообеспеченных семьях (58%), со школьниками с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами (57,5%). При этом в каждом 4-м случае ребенок воспринимается/отмечается специалистами в качестве жертвы семейных обстоятельств. 

Задача социальной реинтеграции предполагает глубокое понимание внутренней жизни такого ребенка. Специалисты должны этим владеть, но в реальности так происходит не всегда. Во всяком случае, «именно понимание травмы влечет за собой поиск способа работы с этой травмой на уровне педагогического сопровождения, педагогической поддержки», – прокомментировала итоги исследования Ирина Попова.

Отвечая на вопрос «Какие педагогические методы и технологии могут быть наиболее эффективны для организации педагогической поддержки детей, оказавшихся в ТЖС?», преподаватели указали на метод беседы (79%), технологии коллективной творческой деятельности (71%), технологии наставничества (49%). По словам организаторов проекта, «это те инструменты, которыми пользуются и наиболее уверенно владеют наши педагоги».  

При этом повышенный интерес «на перспективу» у респондентов вызывают приемы и методы из арсенала чистой психологии. Это и тренинговая поддержка (ее отмечают 45% опрошенных), техники, связанные с оценкой эмоционального состояния (42%), диагностика личностных особенностей (38%). «Вот оно, желание и потребность понять психологию особого ребенка», – акцентировали участники экспертного семинара.

Поддержка особых детей это как бы проектирование их успешного продвижения в обществе – социального лифта. Подросток может быть «не речевой, безгортанный», но он должен получить возможность реализовать себя с помощью альтернативных технологий. «Внимание многих исследователей к проблемам дистанта позволило сделать вывод о том, что возможности коммутации в безречевом пространстве не так уж и малы. Они на самом деле существуют. Это могут быть съемки роликов, работа со схемами, с проектированием, с «цифрой», трехмерным изображением и т.д. То есть, это колоссальный путь в будущее благополучие», – отметила заместитель директора Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Ирина Соловьева.

Инклюзивное образование на общеобразовательную школу свалилось как снег на голову. Вот уже на протяжении нескольких лет педагоги, которые не имеют специального дефектологического образования, и очень редко вооружены психолого-педагогическими знаниями, все свои пробелы наверстывают на курсах повышения квалификации, переподготовки или путем самообразования. «В связи с этим проект их личностной и профессиональной поддержки имеет огромную актуальность», – считает методист МУ «Всеволжский районный методический центр» (г. Всеволожск, Ленинградская область) Ирина Шульгина.

Директор Дворца детского и юношеского творчества городского округа г. Октябрьский (Республика Башкортостан) Вера Ульянова поделилась опытом работы «со всеми без исключения подростками, без разделения их на трудных и обычных» в загородном лагере «Юнармеец». Реализуемая самыми продвинутыми педагогами программа объединила 6 модулей: робототехника, боевое искусство ушу, медиация, вокал, тележурналистика и пр. При этом приоритет отдается не столько образовательным мероприятиям, сколько общению с детьми, знакомству с ними, поиску понимания того, что прячется за их проблемами.      

«Педагоги нуждаются в специальных знаниях и умениях. Идея создания мобильного инструмента, открытого для постоянного дополнения современными информационными ресурсами, крайне уместна и перспективна», – подчеркнула магистрант Томского государственного педагогического университета, заместитель директора МАОУ СОШ №54 Надежда Воробьева, представляя доклад «Организационно-педагогическая модель адаптации детей-инофонов в поликультурной среде».

Источник: РАНХиГС 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: