Новости

Эксперты ФИРО РАНХиГС на Неделе образования-2021

С 17 по 23 мая в Москве пройдет «Неделя образования» – новый всероссийский масштабный проект, который продолжает идею развития концепции Московского международного салона образования (ММСО). Неделя призвана расширить границы диалога и обсудить актуальные образовательные технологии и практики со всеми, кто понимает, что сейчас образование – это непрерывный процесс, который не заканчивается с окончанием школы, колледжа, вуза, а, скорее, только начинается.

Основной замысел, который объединит все мероприятия «Недели образования 2021», — это подведение итогов нервного и неравномерного учебного года.

Для «Недели образования» запланировано более 100 событий – тематических конференций, сессий, дискуссий, мастер-классов. Часть из них будет сформирована программной дирекцией ММСО, другую часть инициируют и проведут партнеры «Недели образования» – учебные заведения, региональные системы образования, а также крупные компании, проекты и сервисы в области образования.

Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС выступит организатором трех слотов (секций), объединенных общими проблемами: особенностями конвергентной образовательной среды в условиях цифровой трансформации и сетевого общества и необходимостью трансформации учебного и воспитательного процессов в СПО.

Мероприятие пройдет в день открытия «Недели образования» (17 мая) на площадке Московского международного салона образования (ММСО) в онлайн-формате.

Аннотация к событию.

Объективно развивающаяся цифровая трансформация затрагивает все сферы жизни, включая профессиональное образование. Под влиянием этой трансформации меняется вся система отношений людей. Цифровая, сетевая среда – это новая среда обитания человека. Как нам быть с этой новой средой, что делать с ней? Как обустраивать эту среду, сделать её комфортной для жизни и работы? «Цифровой помощник» в СПО – для чего он нужен, как влияет на качество образовательного процесса? (Слот 3 «Педагог, студент и робот: образовательный процесс на троих»).

Возрастает роль функциональной грамотности молодежи и взрослого населения, формирование которой закладывается на уровне среднего общего образования и развивается в дальнейшем на всех уровнях образования, становится частью образования в течение всей жизни. Каков вклад среднего профессионального образования в этом процессе? Возможно ли (и рационально ли) совмещать в рамках программы СПО и общеобразовательную, и профессиональную подготовку? Какие иные траектории возможны? (Слот 1 «Общеобразовательная подготовка в спо: pro и contra»).

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» легализовал и подчеркнул значимость целенаправленного воспитательного процесса в системе образования, в том числе в профессиональных образовательных организациях. Как соотносятся воспитание и профессиональное воспитание? Воспитание и самоопределение? Какие смыслы и практические решения ведут за собой законодательные изменения? (Слот 2 «Профессиональное воспитание и самоопределение: единство противоположностей?»).

Эти важнейшие вопросы современного этапа развития системы СПО должны стать предметом широкого обсуждения. Образование уже давно стоит на пороге кардинальных перемен, и мы все это чувствуем. И чем дольше оттягивается начало этих перемен, тем кардинальнее они будут. А ведь мы говорим о профессиональном образовании, где есть очень мощный драйвер развития – современная цифровая экономика. Ее влияние сказывается на всем, что сегодня составляет СПО: обучение, воспитание, методы, формы, содержание – требования к качеству образовательного процесса и всей системы СПО.

Эксперты ФИРО РАНХиГС предлагают в совместном обсуждении предложить ответы на непростые вопросы современной повестки дня среднего профессионального образования в России.

Приглашаем принять участие в мероприятии на площадке ММСО (Перейти на площадку ММСО..)

 

Программа
мероприятий Научно-исследовательского центра
профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС
в рамках Недели образования ММСО-2021

17 мая 2021 года; 10.00 – 13.00 (Онлайн)

 Временной слот 1: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СПО: PRO и CONTRA

10.00 – 10.50

Модератор: Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС

Участники (спикеры):

Айрат Сатдыков, заместитель директора НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС

Александр Кондаков, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование»

Елена Комарницкая, проректор ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» (ИРПО)

           Людмила Шаповалова, начальник Управления профессионального образования Департамента образования Белгородской области

Ожидаемый  результат: риски современной модели общеобразовательной подготовки в СПО и возможные альтернативные решения; что такое функциональная грамотность и каковы методы ее формирования.

Экспертная статья в журнале Edexpert (Читать статью..)

 

Временной слот 2: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ?

11.00 – 11.50

Модератор: Николай Родичев, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС

Участники (спикеры):

Владимир Блинов, директор НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС

Сергей Гиль, начальник управления образования и инноваций Центросоюза Российской Федерации

Алина Штейнингер, руководитель Молодежного центра СПО ОГБУ ДПО «Региональный центр развития профессиональных компетенций», Томская область – на согласовании

Ожидаемый результат: как соотносятся понятия «воспитание» и «самоопределение»; каким критериям должна соответствовать современная образовательная (воспитывающая) среда; какие смыслы и практические решения ведут за собой законодательные изменения относительно воспитательного процесса в СПО.

Экспертная статья в журнале Edexpert (Читать статью...)

 

Временной слот 3: ПЕДАГОГ, СТУДЕНТ И РОБОТ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА ТРОИХ (Размышления о «цифровом помощнике» в системе профессионального образования)

12.00 – 12.50

Модератор: Игорь Сергеев, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС

Участники (спикеры):

Владимир Блинов, директор НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС;

Александр Кондаков, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование»

Кузьмичёв Денис Романович, заместитель директора СПб ГБПОУ «Радиотехнический колледж»

Сергей Карманов, директор Югорского колледжа

Евгений Черкашин, старший научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности РАО

Основные вопросы:

  • Кому и когда нельзя обойтись без цифрового помощника? Или всё-таки можно?
  • «Третий субъект образовательного процесса»: какие человеческие черты мы хотим / не хотим видеть в цифровом помощнике?
  • «Цифровой помощник сделает всё за нас» или «чем больше цифры, тем меньше человека»: как избежать рисков?
  • От фантазий к реальности: каковы ближайшие перспективы в развитии цифровых помощников в профессиональном образовании?

Ожидаемый результат: Каким критериям должна отвечать современная цифровая образовательная среда; возможности и ограничения «цифрового помощника» в СПО.

Экспертная статья в журнале Edexpert: (Читать статью...)

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: