Новости

Общероссийское исследование "Индекс благополучия российского образования"

Дорогие друзья!

Учебный год 2020/21 стал для российской системы образования таким же непростым, как и предыдущий. Однако за это время был накоплен богатый опыт в дистанционном обучении, а также пришло понимание важности, необходимости и благотворности личного общения между всеми участниками образовательного процесса. Приобретенный учителями, родителями, детьми, административными работниками опыт должен быть всесторонне изучен и стать достоянием не только исполнительной власти, но всех заинтересованных в совершенствовании системы образования.

В связи с этим Федеральный институт развития образования (ФИРО РАНХиГС) продолжает проведение масштабного исследования по изучению климата образовательной среды и образовательных отношений.

Первая волна исследования показала ценность отношений внутри коллектива педагогов, администрации ОО, обучающихся, родителей. Благоприятные отношения между всеми участниками образовательного процесса способны нивелировать те трудности, которые связаны с объективными условиями функционирования системы российского образования.

В связи с чем было решено продолжить проведение исследования? Период самоизоляции был трудным опытом и для детей, и для их родителей, и для учителей, как в эмоциональном плане, так и в физическом. Всеобщее стремление вернуться к личному общению к концу прошлого учебного года достигло апогея. Однако так ли спокойно прошло возвращение к очному обучению? Получили ли участники образовательного процесса ожидаемое от офлайн общения? Смогли ли превратить объективно сложную ситуацию в опыт, который необходим для совершенствования образования, выстраивания благоприятных отношений?

В ходе исследования важно понять, как помочь детям, родителям и учителям справиться с эмоциональной нагрузкой в условиях неопределенности и нестабильности, которые продолжаются.

Исследование получило название «Индекс благополучия» и направлено на изучение представления субъектов образовательных отношений (в сфере общего образования и среднего профессионального образования) о социально-психологическом благополучии образовательной организации, в том числе с учетом сложившихся условий в пандемию и постпандемических условий.

Все участники образовательного процесса в равной степени заинтересованы в создании благоприятной атмосферы, но не всегда все зависит от желания конкретного человека, в жизнь вмешиваются внешние факторы среды. Взгляды, отношения мнения учителей, учеников, родителей, руководителей школ, а также представителей среднего профессионального образования являются наиболее объективной оценкой состояния дел в системе российского образования.

Ключевыми направлениями исследования стали:

Информированность (знание о состоянии дел в образовании и конкретных организациях, источники получения информации, открытость системы, интерес субъектов образовательного процесса к новой информации о сфере образования)

Взаимоотношения (взаимодействия между различными субъектами образования, имеющие положительную (в том числе мотивирование) и отрицательную направленность, вовлеченность в образовательный процесс, которая выражается действиями, активностью субъектов)

Комфортность (состояние среды, в которой пребывают участники образовательного процесса, включая наличие возможностей для дистанционного обучения, условия труда, возможность доступа к электронным образовательным ресурсам, современное оборудование, время нахождения в таких условиях, желание находится в образовательной организации, достижение образовательных результатов посредством организации образовательной среды (реальной и виртуальной).

Готовность к изменениям или система установок к инновационной деятельности (необходимость, целесообразность изменений, роль каждого участника образовательного процесса в изменениях, цифровая трансформация, готовность к изменениям, их восприятие).

Исследование «Индекс благополучия» проводится второй раз и предполагается сделать его ежегодным: весной и осенью. Оно нацелено не только на выявление значимых преимуществ российского образования, но и определение тех проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности участники образовательных отношений. Формат исследования позволит выявить динамику изменений в каждой группе респондентов, и создать обобщенный образ российской системы общего и среднего профессионального образования.

Проведенное исследование в прошлом учебном году, показало высокую востребованность обратной связи, как для педагогов, так и для обучающихся, и их родителей. Активный отклик, быстрые ответы, а главное, подробное описание реальной ситуации даже в необязательных для заполнения полях, показали актуальность, своевременность и необходимость такого исследования. Эмоциональность ответов продемонстрировала заинтересованность в создании благоприятного климата в системе общего и среднего профессионального образования, желания всех участвовать в создании благополучия в образования, а также позволило выявить наиболее острые проблемы, с которыми столкнулись участники образовательного процесса. Участники первой волны исследования отметили, что им было интересно отвечать на вопросы анкеты, в которой затронуты важные для них темы.

Приглашаем всех заинтересованных неравнодушных принять участие в исследовании!

Перейти на страницу исследования...

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: