Новости

Наталья Тарасова для КоммерсантЪ: Сегодня одноклассники и педагоги стали бесценным социальным капиталом каждого

Большая онлайн-перемена. Цифровизация обучения потребует новых навыков социализации.

Многие российские родители с тревогой ожидают решения, в каком формате будут работать школы в сентябре — очном или дистанционном. Власти пока не могут дать точный ответ — все зависит от ситуации с коронавирусом. Среди главных недостатков дистанта родители называют нехватку общения со сверстниками. В отчете «Все одинокие люди: образование и одиночество» Центра по исследованиям и инновациям в образовании ОЭСР подчеркивается, что школы всегда были местом, где приобретаются не только знания, но и друзья — порой на всю жизнь. Но с ростом популярности онлайн-образования родителям, учителям и детям неизбежно придется искать новые способы для социализации.

Даже когда пандемия пойдет на спад, опыт массового перехода российских школьников на дистант, скорее всего, забыт не будет. Уже идут разговоры о том, что такой формат могут вводить в школах временно во время сезонных вспышек простудных заболеваний, создавать гибридные программы обучения и т. д. Очевидно, дистанционное образование имеет свои особенности. Эксперты Центра по исследованиям и инновациям в образовании ОЭСР в отчете «Все одинокие люди: образование и одиночество» проанализировали роль школы в развитии социальных навыков людей. Школа помогает бороться с одиночеством — экзистенциальным чувством, которое время от времени посещает каждого. Так, по данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, 75% учащихся, участвующих в программе в 2018 году, отметили, что они легче всего приобретают друзей именно в школе. Они одновременно общаются с большим количеством сверстников, учатся работать в команде, вступают в конфликты и решают их, идентифицируют себя с определенной группой и именно так приобретают коммуникативные навыки, которые необходимы для последующей взрослой жизни.

По словам педагога-психолога
школы №57 Татьяны Дымовой, коммуникация — это навык, и, как любой другой навык, без постоянной тренировки он утрачивается. «Некоторые подростки после продолжительного дистанта говорили, что им стало на порядок сложнее общаться. После длительного нахождения дома неприятными оказались даже поездки на метро: надо было снова привыкать к тому, что «все смотрят», а в школе — чем-то занимать себя на переменах»,— говорит она.

Если дистант станет основной формой обучения в ближайшем будущем, то отчужденность среди подростков будет только нарастать, считает Наталья Тарасова, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС. «Сегодня одноклассники и педагоги стали бесценным социальным капиталом каждого. Отсутствие социальных навыков у подростков и молодых людей перерастет в проблемы общества, которые придется решать в будущем»,— предупреждает эксперт.

Даниил Дарвин, СЕО и основатель «Вебиума», онлайн-школы подготовки к ЕГЭ, считает, что дистанционное обучение не лишает учеников возможностей формирования социальных навыков. «Они все так же социализируются и ищут свою идентичность, но делают это при помощи других инструментов: интернет, социальные сети, платформы. Более того, у ученика, обучающегося дистанционно, расширяются возможности: он может пользоваться разнообразными информационными фондами, каналами, которые расширяют интерес и повышают мотивацию ребенка, предоставляют большее интеллектуальное развитие. Для нового поколения подростков важна жизнь как в онлайне, так и в офлайне, и дистанционка никаких глобальных проблем у старшеклассников не вызывает»,— считает он.
В то же время господин Дарвин отмечает, что для учеников начальной школы негативные последствия все же могут возникнуть: «В этот период для развития очень важно физически взаимодействовать с миром и людьми. Но в силу возраста дети ограничены в том, чтобы восполнять нехватку офлайна самостоятельно». В этом случае родителям и учителям придется самим взять на себя несвойственную ранее роль организатора коммуникативного «поля» для подростков. «С детьми надо постараться больше общаться, искать при этом разные формы: смотреть и обсуждать хорошие фильмы, лепить пельмени, рисовать и мастерить из бумаги, вытащить настольные игры и играть, заниматься физкультурой, готовить друг другу сюрпризы и так далее»,— считает Наталья Тарасова.

Интересно, что во время пандемии сами дети стали активнее использовать диджитал-инструменты для общения. Растет популярность Zoom-вечеринок, онлайн-"гитарников", когда каждый из ребят разучивает какую-то композицию на гитаре, а потом исполняет ее для всех в онлайн,— говорит Татьяна Дымова.— Дальше таких форматов будет больше, и отчасти это может компенсировать нехватку офлайн-коммуникаций».

Источник Коммерсантъ

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: