Новости

«Зачем мне история»: как рассказать ребенку о важности этого школьного предмета

Дети, знакомые с историей по школьным урокам, считают этот предмет скучным и полным ненужных событий и дат. В то время как мы, взрослые, знаем, что история — ужасно увлекательная штука, которая помогает увидеть, что за скучными датами стоит определенная логика, а за именами — реальные личности.

О том, как пробудить в детях интерес к истории, «Летидору» рассказала Эвелина Алиева, и.о. директора Федерального института развития образования РАНХиГС. Материал подготовлен по мотивам выпуска подкастов «Как говорить с детьми о войне», созданного ФИРО РАНХиГС совместно с платформой СберЗвук.

 

 

 

Эвелина Алиева, и.о. директора Федерального института развития образования РАНХиГС

Зачем ребенку знать историю

Вопрос первый и главный. Но далеко не все родители смогут сразу на него ответить.

Изучение истории помогает детям сформировать такие важные качества, как аналитическое и критическое мышление, приобрести навыки коммуникации и выработать рассудительный подход к решению задач.

 

 

Без знания истории взрослеющему человеку бывает трудно сложить свою картину мира.

Еще сложнее – понимать, что в мире происходит и как на это реагировать. И, кстати, к экзаменам будущим гуманитариям готовиться проще, когда есть живой интерес к предмету.

«Зачем мне история»: как рассказать ребенку о важности этого школьного предмета

Почему важен родительский пример
Ребенок впитывает все, что видит и слышит вокруг себя. Он наблюдает и повторяет за родителями – так работают зеркальные нейроны в его мозге, особенно в младшем возрасте. Это касается моральных установок, взглядов на жизнь, отношения к окружающим и еще очень многих вопросов. И отношения к истории тоже.

Если родители сами не проявляют интереса к истории, то ждать этого от ребенка будет, по крайней мере, странно. Припомним здесь известную пословицу про зеркало.

Вы спросите: «А как же школа? Дети ведь ходят на уроки истории и что-то учат по этому предмету. Неужели этого недостаточно?»

Безусловно, школа здесь вкладывается колоссально, дает основу, но ее может не хватать. Плюс очень многое зависит от конкретного учителя. От того, как он подает материал, какие формы использует в общении с детьми. Ученики увлекутся предметом, только если учитель сам им «горит».

Поэтому не исключайте себя из этого дела и не снимайте с себя ответственность.

Как заинтересовать ребенка историей

Лучше вас вашего ребенка не знает никто – так что у вас все карты на руках. Ищите подход, пробуйте разные варианты. Что-то обязательно зацепит, от чего-то точно загорятся детские глаза!

Вот несколько способов прощупать почву:

Изучение происхождения своей семьи

Лучше всего начать именно с этого – беседы с дедушками и бабушками, старые семейные фотографии и альбомы (которые, кстати, можно и оцифровать – многие дети с интересом подключатся к такому занятию), семейные истории и байки.

Ребенок сможет понять, что история – это не что-то абстрактное и далекое. Это его корни, его близкие и он сам.

Фильмы, сериалы, игры и книги

В истории есть буквально все – человеческие драмы и трагедии, кровавые битвы, коварные заговоры, любовь и предательства. Многое из этого стало основой по-настоящему захватывающих художественных произведений.

Конечно, фильмы, сериалы и компьютерные игры – это не предметная дисциплина. Но они рисуют яркие и наглядные картинки, создают визуальные образы, погружают в детали, помогают прочувствовать эпоху.

«Зачем мне история»: как рассказать ребенку о важности этого школьного предмета

Музеи, поездки и мероприятия

Историю можно увидеть своими глазами. А часто даже и потрогать своими руками. Начните с достопримечательностей и памятных мест, связанных с вашей семьей, объездите округу или же нацельтесь на что-то более дальнее. Кстати, путешествовать можно не только во время отпуска или каникул – небольшая познавательная поездка на выходные возможна в любое время года.

Не забывайте про исторические мероприятия – это крайне интересный опыт и для родителей.

В любом случае вы не только узнаете новое, но и проведете время со своими детьми. Кто знает, может, именно сейчас вашим отношениям не хватает простого диалога и общения.

Обсуждение будущего и прошлого

Попробуйте говорить с ребенком о будущем. Задавайте вопросы, как человек видит свое будущее, будущее страны. Говорите о том, что происходит прямо сейчас.

Проводите параллели и ищите аналогии в прошлом.

Мы проходим школьную программу без учебников и ничего не потеряли: колонка мамы
Это как задачки на логику и поиск причинно-следственных связей. Как не совершить те же ошибки, которые многие совершили раньше? А еще здесь можно попрактиковаться в психологии, попробовать проанализировать поступки и действия исторических персонажей, вдруг и это заинтересует.

Для каждого из нас история начинается с семьи. Ребенок должен чувствовать, что она близка ему и он может до нее дотронуться. Главное, будьте бережны, деликатны и аккуратны – не давите и не настаивайте. Историей сложно заинтересовать через силу. Она этого не заслуживает.

Источник: letidor.ru

Перейти к подкастам Как говорить с детьми о войне?