Новости

Владимир Блинов для Радио России: профессии могут быть дефицитными сегодня, но совершено бесперспективными завтра

30 сентября в студии программы «Разное время» на Радио России обсуждали появление в регионах нашей страны Центров опережающей профессиональной подготовки. Экспертом программы выступил Владимир Блинов, директор научно-исследовательского Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

Радио России: Раньше у нас в профессионально-техническом образовании были швеи-мотористки, штукатура и т.д., а сейчас это гостиничные менеджеры, управляющие многоквартирными домами и даже специалисты по переговорам. И это все - среднетехническое образование?

Владимир Блинов: Наверное, все таки швея – это профессия. И в перечне это все значится, как четвертый уровень квалификации. Это как раз бывшие профессии профтеха, если мы говорим о более высоком уровне, то это специалисты среднего звена.

Радио России: Что это за «табель о рангах» такой?

Владимир Блинов: Есть в Министерстве труда такая табличка специальная, утвержденная приказом, где как раз и говорится, что каждая квалификация занимает в этой лесенке свою ступенечку, которая называется уровень квалификации. И всего их девять. И первый уровень — это неквалифицированные рабочие, а вот начиная с четвертого уровня уже высококвалифицированные рабочие, пятый уровень - специалисты среднего звена и т.д., вплоть до научных сотрудников.

Радио России: А вот раньше был какой-нибудь токарь-универсал, к которому академики в очереди стояли. Это девятый уровень?

Владимир Блинов: А у нас и сегодня есть такие. Дело в том, что многие квалификации четвертого уровня являются очень дефицитными, не за счет уровня квалификации, а за счет их редкости.

Радио России: Мы сегодня говорим о центрах опережающей подготовки. Они появляются в некоторых регионах нашей страны. И мы понимаем, что такие центры необходимы. Как Вы считаете, такие центры и дальше будут появляться в наших регионах?

Владимир Блинов: Такие центры будут появляться, это одна из страниц нацпроекта «Образование» и сейчас эти центры финансируются государством. Их появление давайте считать стартапом. Это начало их жизни. С моей точки зрения, это сервисы одного окна, действительно очень удобная идея, которая применяется сегодня и в других отраслях, куда может обратиться и гражданин, и работодатель, и образовательная организация, либо о поиске вакансий, либо с предложением своих рабочих мест, своих возможностей. И если это все заработает как хорошая полноценная информационная система, как сервис – это будет здорово и безусловно повлияет на процессы подготовки дефицитных кадров в регионе.

Радио России: На что нужно обращать внимание, когда формируется список профессий, которые предлагаются? Это с кем прежде всего нужно взаимодействовать, чтобы потом не придти к переизбытку?

Владимир Блинов: Нам нужно заметить одну очень важную деталь в этих центрах. Эти центры опережающего профессионального образования. Вот слово «опережающего» говорит нам о том, что нам нужно смотреть дальше, понимать, что профессии могут быть дефицитными сегодня, но совершено бесперспективными завтра нам нужно смотреть дальше, понимать, что профессии могут быть дефицитными сегодня, но совершено бесперспективными завтра. Об этом сегодня много пишут и говорят. Чем моложе человек, тем больше он должен ориентироваться на опережающий характер профессии.

Радио России: То есть у нас сейчас есть какая-то стратегическая программа с хорошим горизонтом планирования?

Владимир Блинов: Конечно! Но она многим может показаться в справочнике профессий будущего такой фантастикой.

Радио России: Например?

Владимир Блинов: Например, дистанционный учитель. Десять лет назад казалось, ну какой дистанционный учитель? Без класса, без доски.

Радио России:  А это другая методика? И другая специальность?

Владимир Блинов: Конечно! Это совершенно другая методика, это другой уклад работы. И десять лет назад казалось фантастикой подготовка таких педагогов и те, кто смотрели вдаль, они, конечно, получили нужную квалификацию. В период пандемии учителя, которые не владели этими методиками, мягко скажем, проваливались.

Радио России: Говоря о способностях и навыках, которые необходимы выпускнику, сейчас очень много говорят о hard skills и soft skills. Насколько этому нужно уделять внимания сегодня? Нужно ли повышать темпы работы?

Владимир Блинов: Это очень серьезный тренд, он мировой. И сегодня мы как раз сталкиваемся с тем , что hard skills узкие учения, формируются достаточно быстро и просто, а вот тот багаж человека , который заключается в коммуникациях, который заключается в аналитическом умении, скорости мышления - этот золотой запас формируется гораздо сложнее. И есть соблазн у многих образовательных организаций программ быстро сформировать hard skills и выпустить специалиста, лишенного потенциала саморазвития. И правильно сегодня обращают внимание именно на эту тенденцию. Нам нужны не просто работники, которые в настоящий момент времени умеют что-то хорошо делать, а нам нужны люди, которые быстро переучиваются, которые могут развиваться вместе с профессией.

Радио России: Очень часто встречаюсь с людьми, которые пересыпают терминами, а потом вот так вот копнешь, а за терминами ничего нет.

Владимир Блинов: Каждое новое явление, например айфон, порождает кучу новых слов. Это рекламный ход! Не видитесь на рекламу, переводите на русский язык каждое слово.

Источник: Радио России