Новости

Ирина Попова для Радио России: педагог должен быть готовым к неформальному и доверительному общению

14 октября в студии программы «Разное время» на Радио России обсуждали агрессию в школах и вопросы психологической поддержки школьников. Экспертом прямого эфира стала ведущий научный сотрудник центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Попова.

Радио России: В школах хотят увеличить количество психологов. Сколько у нас в стране тысяч школ? В каждую посадить по психологу? А где их взять в таком количестве?

Ирина Попова: Безусловно, дело даже не в психологах и их количестве, а в том, что на сегодняшний день дети бросают нам взрослым вызов. В педагогике есть одно очень известное высказывание «Ребенок зол и недисциплинирован, если он страдает». То есть вот это страдание - оно накапливается, имеет свойство оформляться из обид, из тех моментов, когда ребенок не дослышан и недопонят, в нем не заинтересованы и не проявили эту заинтересованность.  А рядом с ребенком не психолог, это педагог, который постоянно находится с ребенком. Очень часто школа становиться фактором риска для детей, которые дома не дополучают внимания, да и в школе никому не нужны. Я хочу сказать о следующем, психологи – прекрасно, но один психолог на школу, даже если это сто детей – это очень мало. А уж если это тысяча детей, то это капля в море.

Наверное, речь могла бы идти здесь о той подготовке педагога-учителя к готовности осуществлять эту воспитательную функцию не как формальную, а естественного человеческого, заботливого общения с ребенком, взращивания его. Именно такой подход важен.

Радио России: У нас же из школы воспитательную функцию убрали, школа у нас теперь предоставляет образовательные услуги. По большому счету ничем не отличатся от лавочки: я пришел, будьте добры предоставьте мне услугу. А что касается воспитания, школа этим заниматься не должна. Вот Вы с этим согласны?

Ирина Попова: Я с этим абсолютно не согласна. Дело в том, что моя профессиональная деятельность начиналась в 90 году, а 90-е годы вы сами знаете, какие были. И могу сказать, что, будучи учителем, классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе у меня был потрясающий период, когда в наших школах проводился педагогический эксперимент - ввели должность «освобожденного классного руководителя» или, как мы любили говорить, «воспитателя». Это был человек, который по неформальному признаку выстраивал общение с ребятами, общение с родителями. В школе, в которой я работала, было больше тысячи детей, школа была сложная и когда стала появляться возможность введения должности «освобожденный классный руководитель» — это было спасение для тех больших параллелей, где было  по семь классов, когда у нас появлялся такой специалист. Он был помощником практически для всех классных руководителей, но работал на конкретном классе, трудном классе, как считалось. Соответственно, этот человек был внутренне заточен на решение вопросов воспитания, но и профессионально тоже имел подготовку. Вот если мы сейчас с вами посмотрим документы, кто такой классный руководитель – это специалист, который осуществляет дополнительную функцию, то есть основная функция у него образовательная, а воспитательная – дополнительная.

Радио России: Очень многим детям не хватает в жизни авторитетного взрослого. Нет у ребенка взрослого человека, к которому можно подойти и посоветоваться, просто поговорить. Было бы здорово если бы в школе такой человек был, к которому можно прийти и получить какую-то помощь или совет.

Ирина Попова: Вы говорите о значимом взрослом по неформальным признакам, у него может быть должность любая, он может быть педагогом дополнительного образования, психологом, социальным педагогом или каким-то другим, но суть в том, что педагог должен быть готовым к этому неформальному и доверительному общению, когда ребенок может прийти и действительно раскрыться в своих каких-то чувствах и переживаниях. В прошлом году был прекрасный опыт, это был проект Министерства просвещения по проектированию поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. У нас там принимало участие десять регионов, и в каждом регионе было какое-то открытие именно такого педагога. Вот, например, во Владимирской области есть маленький город Собинка и там есть такой неформальный педагог, притягивающий детей. Это бывший военнослужащий, человек, который воевал в горячих точках, Виктор Михайлович Устинов. Вот он на себе держит сложных ребят с травмированной судьбой, с неблагополучными условиями жизни, они его действительно уважают, принимают, ценят.

Источник: РАДИО РОССИИ