Новости

Эксперты ФИРО обсудили методическое обеспечение профессионального самоопределения при организации профессиональных проб

21 октября 2021г. состоялся межрегиональный вебинар по теме «Концептуальное и методическое обеспечение формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в процессе организации профессиональных проб в инновационном ресурсном центре SchoolSkills». В вебинаре приняли участие представители образовательных организаций из 23 регионов Российской Федерации, в т.ч. 42 образовательные организации, экспериментальные площадки ФИРО РАНХиГС, которые являются участниками сетевого проекта Schoolskills, руководители  АНО ДПО «Агентство сетевых инноваций», Лаборатории интеллектуальных технологий ЛИНТЕХ (резидент ИЦ «Сколково»), эксперты, научные руководители сетевой экспериментальной площадки от ФИРО РАНХиГС.

С приветствием к участникам вебинара обратились:

Блинов Владимир Игоревич,  директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, доктор педагогических наук, профессор;

Ювентин-Фавста Татьяна Александровна, генеральный директор АНО ДПО «Агенство сетевых инноваций».

От ФИРО РАНХиГС на вебинаре выступили:

Блинов Владимир Игоревич, научный руководитель сетевой эспериментальной площадки, в установочном докладе  «Проба профессий на вкус» отразил свое видение профессиональных проб как ключевой составляющей профориентационной работы в условиях смены технологического уклада и сопутствующих ей социальных перемен в профессиональных образовательных организациях, их места в структуре общего и дополнительного образования.

Родичев Николай Федорович, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС,  кандидат педагогических наук, научный руководитель сетевой эспериментальной площадки,   в  экспертном докладе  «Концептуальное и методическое обеспечение формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в процессе организации профессиональных проб в инновационном ресурсном центре Schoolskills. Возможные результаты и сценарии эксперимента»  охарактеризовал основные идеи предстоящей экспериментальной работы. Им были представлены концептуальные подходы к соотношению практик Schoolskills, технологий сопровождения готовности обучающихся к профессиональному самоопределению и, в частности профессиональных проб, как вероятной зоны пересечения и фокусировки результатов эксперимента.

Матюнина Марина Алексеевна, научный сотрудник научно-исследовательского сектора "Открытое образование" Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС выступила с докладом  «Формы и методы оформления результатов инновационной деятельности». В своем выступлении она  отметила, что трансляция результатов деятельности экспериментальных площадок осуществляется путем создания и поддержания интенсивной и эффективной коммуникативной научной среды посредством проведения научно-образовательных мероприятий (семинаров, конференций, курсов повышения квалификации), публикации научных статей, размещения информации на сайте ФИРО РАНХиГС, в социальных сетях и т.д.

От организаций:

Ювентин-Фавста Татьяна Александровна, генеральный директор АНО ДПО «Агенство сетевых инноваций», координатор  сети экспериментальных площадок проекта Schoolskills, представила образовательные организации, входящие в сеть экспериментальных площадок, рассказала об особенностях работы организаций в сетевом проекте.

Использование сетевого взаимодействия позволяет получить дополнительные возможности для инновационного развития образовательных организаций, их сотрудничества с лучшими проектами, а совместное проектирование  расширяет масштаб инновационной деятельности педагогов и управленцев.

Аурениус Юрий Константинович,  генеральный директор Лаборатории интеллектуальных технологий ЛИНТЕХ (ИЦ Сколково)  в своем выступлении  «SCHOOLSKILLS. Индекс влияния» рассказал о  различных методах и технологиях запуска и реализации проекта Schoolskills в образовательных организациях.

От образовательных организаций:

Ражева Наталья Юрьевна и Скопина Наталья Николаевна, заместитель  директора МАОУ лицей №180, г. Нижний Новгород, тема доклада  «Реализация технологического образования в лицее. Опыт и проблемы»;

Кузнецова Мария Александровна, директор ГБОУ города Москвы Школа № 1065 представила доклад по теме «Реализация программы учебного предмета «Технология»;

Алексеева Марина Петровна, заместитель директора МБНОУ «Октемский научно-образовательный центр» Саха (Якутия), Хангаласский улус, село Чапаево представила опыт организации уроков технологии в новом формате.

Следует отметить, что ФИРО РАНХиГС является открытой площадкой для обмена опытом и распространения инновационных практик в системе образования, а межрегиональные сетевые проекты экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС способствуют трансферу научных знаний в региональные системы образования. Возможности сетевого взаимодействия позволяют использовать кластерный подход, когда регионы группируются не по географической близости, а по направлениям исследований, которые важны для модернизации образования регионов.

Ход и результаты экспериментальной работы в рамках данной темы  могут быть использованы:

для выработки предложений по корректировке хода создания общероссийской системы государственной координации профориентационной работы;

в процессе создания организационного оформления, локальных нормативно-правовых документов, предложений по организационно-распорядительным документам муниципального, регионального, федерального уровней, в том числе, например, демонстрирующих возможности изменения роли профессиональных проб в частности, и сопровождения самоопределения в целом как стратегических целей развития образовательной организации, отраженных в программе развития, в программе воспитания;

как пример фактора, оказывающего позитивное влияние на локальные и региональные модели организационно-педагогического сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;

как источник эмпирических данных, отражающих изменения в представлениях о качестве и доступности средств сопровождения профессионального самоопределения благодаря расширению спектра их использования в силу тех или иных ресурсных возможностей;

для составления предложений по совершенствованию мониторинга и оценки результативности дополнительного образования и профориентационной работы на локальном, территориальном, муниципальном, региональном, федеральном и, возможно, отраслевом, уровнях;

для обновления  учебно-методических материалов для переподготовки педагогов;

для подготовки предложений по использованию цифровых средств, используемых для повышения педагогической результативности средств сопровождения самоопределения.

Очевидным является и высокий потенциал АНО ДПО «Агентство сетевых инноваций» и их партнеров для создания научных, научно-публицистических, научно-популярных, учебно-методических публикации по данной теме, инструментов родительского просвещения, популяризации результатов эксперимента, дополнению тематических разделов официального сайта образовательной организации либо ее неофициального представительства в сетевом пространстве.