Новости

Экспертный вебинар «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ"

6 октября 2022 года Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации провел экспертный вебинар «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ"

Мероприятие организовано Научно-исследовательским центром социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС.

Современная система дополнительного образования детей в Российской Федерации проходит важный этап модернизации и внедрения инноваций.

Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей предполагает реализацию комплекса организационно-управленческих механизмов и инструментов, которые должны быть направлены на целостную модернизацию образовательных систем в субъектах Российской Федерации.

Основными механизмами и инструментами модернизации являются:

  • сетевое взаимодействие, направленное на вовлечение в систему дополнительного образования детей новых субъектов, в т.ч. из реального сектора экономики;
  • инвентаризация, направленная на использование ресурсов и инфраструктуры вне системы дополнительного образования;
  • персонифицированное финансирование, направленное на поддержку индивидуальных интересов детей и повышение уровня вовлечённости негосударственного сектора;
  • программный подход, направленный на обновление содержания и форм реализации программ дополнительного образования;
  • межведомственное взаимодействие, направленное на становление субъектности у представителей иных отраслей и ведомств в отношении дополнительного образования детей в целях обеспечения задач социально-экономического развития регионов.

На вебинаре были представлены результаты исследований в рамках государственного задания РАНХиГС на 2022 год по темам: «Анализ региональных практик трансформации системы дополнительного образования детей» (руководитель Попов А.А.) и «Анализ процессов цифровой трансформации в системе общего образования» (руководитель Тарасова Н.В.).

Докладчики от ФИРО РАНХиГС:

Глухов П.П., научный сотрудник сектора «Открытое образование» Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, в своем выступлении по теме "Тенденции и перспективы развития дополнительного образования детей" рассказал о направлениях изменений в рамках модернизации региональных систем ДОД, эмпирически фиксированных тенденциях на фоне модернизационных процессов, перспективных мерах и потенциале ДОД с точки зрения международного опыта. (скачать презентацию)

Тарасова Н.В., директор научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, канд. пед. наук, доцент, предложила рассмотреть проблему будущего дошкольного образования в эпоху цифровизации. (скачать презентацию)

В дошкольном образовании использование цифровых технологий для создания цифрового портфолио воспитанника уже интегрировано в практику детских садов. Результаты образовательной деятельности фотографируют и сохраняют в цифровом виде на электронном ресурсе. Однако от педагогов ДОО требуются такие компетенции, которые бы им позволили эффективно использовать цифровые технологии для качественного улучшения   образовательного процесса.

Становится очевидным, что дефициты, проявляющиеся в профессиональной деятельности воспитателей ДОО, могут отрицательно влиять на результаты дошкольного образования. Поэтому при рассмотрении процессов цифровой трансформации дошкольного образования важнейшей задачей является обновление требований к воспитателям ДОО. В структуре профессиональной деятельности педагогов при их подготовке должна выделяться технологическая составляющая, которая может рассматривать как «технологическая компетентность».

Вместе с тем цифровая трансформация дошкольного образования невозможна и без деятельного участия родителей, работников управления, всех стейкхолдеров (заинтересованных сторон), включая работодателей, представителей общественности по таким направлениям как:

  • развитие цифровой инфраструктуры дошкольного образования;
  • обеспечение безопасности, защита здоровья детей;
  • разработка цифровых дидактических и методических материалов, инструментов и сервисов, включая цифровое оценивание (динамика развития ребенка);
  • разработка и распространение новых моделей организации образовательной деятельности с детьми с учётом особенностей дидактических процессов цифровой трансформации дошкольного образования.

Матюнина М.А., научный сотрудник сектора «Открытое образование» Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, представила презентацию по теме «Образовательные инициативы по развитию научно-технического творчества в системе дополнительного образования детей».

Для апробации результатов научных исследований, распространения и внедрения результатов научной деятельности ФИРО РАНХиГС создана сеть экспериментальных площадок, которая  включает в себя образовательные организации всех уровней – от детских садов  до вузов, а также некоммерческие организации, бизнес-структуры, осуществляющие свою деятельность в сфере образования.

Региональные, межрегиональные и муниципальные сетевые проекты с участием экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС и стратегических партнеров способствуют трансферу научного задела в региональные системы образования.

От организаций-партнеров, экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС в вебинаре приняли участие:

Шуруп А.С., МГУ имени.М.В. Ломоносова, канд. физ.-мат. наук., доцент, ведущий вебинара.

Кудряшова Т.Г., координатор работы от образовательных организаций сетевых экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС по темам: «Апробация дидактического комплекта познавательно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста (5 – 7 лет)» и «Организационно-методическое обеспечение процесса формирования метапредметных результатов обучающихся на уроках предметной области «Математика, физика и информатика».

В своем выступлении «Развитие системы дополнительного физико-математического образования посредством организации сетевого взаимодействия на базе ДОУ — школы – ДДТ отметила необходимость обеспечения условий для непрерывного и системного обучения по программам технической направленности.

Обновление содержания и методов дополнительного образования выступает сегодня одним из ключевых и труднореализуемых аспектов модернизации. Правильный вектор обновления зависит от содержательного и глубинного взгляда региональных команд на новые подходы к педагогическому дизайну, обогащению и расширению самой предметности дополнительного образования.

Представители органов местного самоуправления  муниципальных районов и округов в сфере образования,  образовательных организаций из Калужской, Московской, Челябинской областей, Краснодарского края  рассказали о промежуточных итогах работы своих организаций в статусе экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС, успешных практиках в системе дошкольного, дополнительного образования детей, которые позволяют выстраивать эффективную, открытую и конкурентную систему в рамках обозначенных выше контекстов.