Новости

Экспертная неделя в Президентской академии. Социальная сфера

С 9 по 13 января 2023 года в РАНХиГС прошла первая «Экспертная неделя», в рамках которой ведущие эксперты Академии высказались по ключевым темам государственной повестки, обозначенным Президентом РФ Владимиром Путиным на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.

Эксперты РАНХиГС прокомментировали потенциал наращивания инвестиционной активности, развитие инфраструктуры, переориентацию внешнеэкономических приоритетов России, импортозамещение критически важных технологий, подготовку квалифицированных кадров, ключевые достижения социальной политики и новые меры социальной поддержки граждан.

Борис Илюхин, директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС отметил важность внедрения отечественной системы оценки образовательного неравенства:

«Пандемия привела к росту цифрового обучения и усилила т. н. образовательное неравенство, сформировав необходимость в количественной оценке степени его выраженности. Наличие механизма, позволяющего оценить влияние внешних условий на результаты обучения, а также последующее привлечение внимания органов власти к выявленным проблемам, позволят компенсировать негативное влияние внешних факторов на уровень образовательных результатов школьников.
Разработанный центром систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС инструмент оценки внешнего контекста является полностью отечественным и позволяет заменить индекс ESCS – специальный индекс экономических, социальных и культурных показателей, который используется в PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) и количественно оценить степень влияния внешних условий, оказывающих существенное воздействие на результативность образовательной деятельности, с которыми школа самостоятельно справиться не может.
Региональные системы образования при интерпретации результатов мониторинга качества обучения должны учитывать различие условий функционирования и степень произошедших изменений в период пандемии. Введение в практику каждой образовательной организации расчета количественного контекстного индекса позволит не только формировать отдельные кластеры школ, требующих создания специальных мер поддержки их функционирования, но и позволит расширить мероприятия, направленные на поддержку семей, имеющих потребности в дополнительной компенсации образовательного неравенства».

Ольга Радионова, директор центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС рассказала о ценностно-смысловых установках современной российской молодежи, выявленных в ходе научного исследования:

«В апреле-мае 2022 года ФИРО РАНХиГС изучил влияние ценностно–смысловых установок современных российской подростков и молодежи на формирование образа будущего. В исследовании приняли участие 172,8 тысячи человек из 85 субъектов РФ (обучающиеся 5–11 классов общеобразовательных организаций системы общего образования, родители школьников, педагоги и руководители детских садов и школ, студенты и преподаватели педколледжей и педвузов).
Как показало исследование, на формирование представлений подростков и молодежи о будущем влияют социальный контекст, эмоциональный фон и имеющиеся представления о значимости различных социальных сфер. У подрастающего поколения россиян доминируют ценностно–смысловые установки «семьи и здоровья», что подчеркивает преемственность с ценностно–смысловыми установками старшего поколения (педагогов и родителей). Материальная обеспеченность является в большей степени средством к достижению благополучной жизни, чем целью. Ощущения счастья, полноты жизни, надежды, уверенности в своих силах испытывают около половины 14–17–летних респондентов, а ощущение чувств сострадания и собственного достоинства – треть из них. Следует отметить, что с возрастом эти показатели снижаются примерно вдвое – у людей после 35 лет они составляют соответственно 26% и 17–21%. Общественные активности, включая волонтерство и благотворительность, которые набирают популярность в обществе в целом, являются пока не очень распространенными у современных подростков и молодежи.
Эмоциональный фон служит индикатором, на основе которого можно выявить основные тенденции в представлениях об образе будущего: чем больше позитивных эмоций испытывает респондент, тем с большей уверенностью и оптимизмом он смотрит вперед. И наоборот – выявленные проблемные зоны становятся объектом трансформации, «работой на будущее» для преодоления и изменения ситуации».

Источник