Новости
Наталья Тарасова и Ирина Пастухова прокомментировали «Известиям» нововведения в трудовом воспитании школьников

В Госдуме РФ предложили ряд нововведений в трудовом воспитании школьников. Во-первых, изменить норму о запрете привлечения к труду без согласия родителей, а во-вторых, заменить занятия по технологии традиционными уроками труда.
Идеи возрождения практик советской школы становятся трендом — депутаты обсуждают возможность снова ввести в программу уроки черчения. «Известия» разбирались, нужно ли возвращаться к старым учебным и воспитательным программам в школах. директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова и заместитель директора Центра Ирина Пастухова прокомментировали изданию инициативу депутатов.
— Уже выросло поколение родителей, убежденных в том, что трудовое обучение — атавизм, который забирает у детей время и мешает готовиться к поступлению в вуз, — считает Наталья Тарасова. — Современным родителям весьма непросто объяснить, почему их ребенок должен трудиться в школе и почему это не нарушает его права.
Эксперт отмечает, что законодатели отменили «труд», чтобы обеспечить условия для индивидуального развития ученика и ввести его в мир современных технологий.
— Поэтому предмет «технология» во ФГОС общего образования нацелен на приобретение учащимися компетенций в технической, экономической и механической сферах, — отмечает Наталья Тарасова. — Предмет был дополнен такими модулями, как компьютерная графика и черчение, 3D-моделирование, прототипирование и макетирование, робототехника и т.п. Но выполнить задуманное в полной мере не удалось.
По словам Тарасовой, учителя-предметники относятся к предмету «Технология» как к избыточному, не влияющему на учебную успешность ребенка. Часто учителя технологии не имеют профильного педагогического образования, да и мастерские школ оснащены весьма слабо. Чтобы «Технология» действительно выполняла свою миссию, учила труду в широком его значении, нужны серьезные материальные вложения, в том числе в подготовку учителей общетехнических дисциплин, говорит Тарасова.
Эксперты относятся к возвращению же в школу предмета «Черчение» как к возможности подготовить инженеров и технологов. Об этом говорит, в частности, замдиректора Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Ирина Пастухова.
— Произошло отчуждение целого поколения выпускников школ от чертежа как языка техники, — сказала она «Известиям». — Студенты не могут выполнять пространственные задачи, поскольку не владеют навыками мысленного объемного их воссоздания. А это — дорога к технической отсталости страны.
Тот факт, что ученики не любят этот предмет и не справляются с ним, Ирина Пастухова объясняет недостаточной компетентностью учителей, а также недостаточным количеством часов.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева также прокомментировала «Известиям» возвращение трудового воспитания в школы.
— Дежурство по классу, субботники и даже работа на приусадебном участке в сельских школах возвращает маленькому человеку чувство ответственности за школу, где он проводит 11 лет, — сказала она изданию. — Школьник должен быть не потребителем, а созидателем, и на это направлены многочисленные позитивные изменения системы образования последних лет: от возвращения воспитания в образовательный процесс до исключения из федерального закона «Об образовании» понятия «образовательная услуга».
Ольга Васильева подчеркивает: полного возврата к советской системе образования быть не может.
— Мы не можем жить без новых технологий, в том числе педагогических, но на лучшее наша педагогика всегда опиралась и будет опираться, — сказала она.
Источник: Известия Черчение и труд: какие практики хотят вернуть в школу | Статьи | Известия (iz.ru)