Новости

Комментарий Натальи Тарасовой для Российской газеты: "Если учитель будет перегружен также, как сегодня, система не заработает эффективно"

Специальный репортаж Российской газеты: Перегрузка или перезагрузка?

Когда учителей избавят от бесконечной и бессмысленной "бумажной" работы

Учителя тратят до четырех часов в день на заполнение разных отчетов и документов. Большая часть этой «бумажной» нагрузки ни с учебным предметом, ни с классным руководством не связана.

Сколько скворечников установила школа во время субботника? Сколько детей болеет гриппом, а сколько – ОРВИ? В каких соцсетях сидят подростки? Вот лишь несколько реальных запросов, на которые учитель строчит подробные ответы в рабочее и нерабочее время.

- Такого количества отчетов, которое пишет сегодня школа, мы в советское время не знали, - говорит министр просвещения Ольга Васильева. – В одном регионе я встретилась с отчетностью по 19 программ патриотического воспитания. И никто мне не смог объяснить, зачем столько. Сейчас мы готовим законопроект, где четко прописано: у учителя должно быть три документа – рабочая программа, электронный журнал и дневник. Все. Остальное любая проверяющая организация должна найти на сайте школы.

По данным опроса РАНХиГС, 49 процентов педагогов считают, что объем бумажной работы у них из года в год только увеличивается. 34 - что не уменьшается.При этом больше половины учителей работают на 1,5 – 2 ставки. Это минимум 6-7 уроков в день. Добавьте сюда классное руководство, подготовку к занятиям и мероприятиям, проверку тетрадей, общение с родителями... Вот и получается, что рабочий день педагога начинается едва ли не с петухами, а заканчивается поздно вечером. Когда читать книги? Учиться чему-то новому? Ходить в театр, наконец? У большинства учителей, как говорят эксперты, на это просто нет времени.

Проблема появилась не сейчас, нарастала постепенно. Чуть больше трех лет назад на заседании Госсовета президент поручил принять меры по уменьшению нагрузки на учителей.

- Для всех регионов нужен единый федеральный перечень требований к документам, которые должен вести школьный учитель. Мы подготовили совместное с министерством письмо по сокращению избыточной отчетности. Но наши рекомендации, к сожалению, многие регионы так и не учли, - говорит зампредседателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. – В основном, вся «непрофильная» для учителей бюрократическая нагрузка – это «самодеятельность» муниципальных и региональных органов управления образованием, директора школы. Например, учителю вменяется в обязанность составлять списки заболевших, отчитываться, кто и сколько заплатил за питание в столовой. При этом по трудовому договору, официально, у учителя таких обязанностей нет. Мы стараемся объяснять: вы не обязаны работать бесплатно. Если руководство требует заполнения бессмысленных отчетов – согласиться можно. Но - только за дополнительную плату и в соответствии с трудовым кодексом.

Общественное обсуждение законопроекта, разработанного министерством просвещения, завершилось. Сможет ли он «перезагрузить» систему? Хотелось бы, ведь все предыдущие попытки это сделать оказались не очень успешными. Так, в пояснительной записке к документу отмечается, что школы сегодня сами разрабатывают и принимают избыточное количество документов, по-прежнему дублируются бумажные и электронные журналы и дневники. Учителей буквально принуждают выполнять обязанности, которые формально лежат на администрации школы.

Например, в некоторых регионах создано отдельное делопроизводство на случай, когда класс выходит на экскурсию: заявление классного руководителя, журнал инструктажа. А если группа заказала для поездки автобус, то и письмо в ГИБДД. Причем заявление требуется согласовать в трех инстанциях: в воспитательской службе, в учебной части школы и у директора.

- Стремление школ запротоколировать каждое движение специальной бумагой идет от потребности защититься перед местными органами контроля. Когда я пришел в школу десять лет назад, у нас был конспект урока, обычный журнал, сводки с оценками по четвертям и ежегодный отчет по работе с методической темой. Ничего больше, - говорит преподаватель истории гимназии № 116 из Санкт-Петербурга, "Учитель года России-2017" Илья Демаков. – А сейчас классные руководители должны заполнять социальные паспорта, писать объемные отчеты для завуча, для замдиректора по воспитательной работе, и т.д. Сокращение "бумажной" нагрузки на учителя возможно только в том случае, если будут решительно ограничены «локальные» требования.

Столица в этом плане ушла далеко вперед. Так, московская электронная школа автоматически составляет списки детей, от «началки» до дополнительных кружков и секций. В электронном виде находится не только вся отчетность, но и огромное количество уроков, интерактивных заданий.

- Я за последние два года не сдал ни одного бумажного отчета. Все, что требуется - это загрузить календарно-тематическое планирование в электронный журнал. Темы в нем же. И все: только выставляй вовремя оценки, - говорит учитель информатики и робототехники школы №1293 Александр Степанов. - Отчеты завуч получает парочкой кликов, а распечатывать на бумаге нужно только итоговые оценки: они хранятся в архиве 75 лет.

Понятно, что подобный уровень цифровизации когда-нибудь дойдет и до других регионов: к 2021 году в каждой школе должен появиться высокоскоростной интернет. При этом Российская электронная школа, созданная на базе московской платформы, уже запущена в тестовом режиме. Можно зайти и сказать рабочую программу, тематические и учебные планы по любому предмету. Каждый из уроков, с первого по 11 класс, выполнен в новом интерактивном формате. Регистрируйся, бери и пользуйся. Здесь есть и личный кабинет ученика, и личный кабинет учителя.

По планам, об успехах детей и наставников подобная система сможет собирать статистику. На основе полученных «больших данных» будут приниматься управленческие решения в образовании. Рособрнадзор уже подключился к работе. По словам его главы Сергея Кравцова, ведомство уже уменьшило количество проверок школ на 15%. Планирует и дальше активно «уменьшать административную нагрузку на систему образования».

Правда, до сельских школ новые технологии пока доходят с перебоями. Как рассказала «РГ» учитель английского языка из деревни Мокшино в Тверской области Ирина Некрасова, вместе с электронными журналами им приходится постоянно пользоваться и бумажным аналогом. Делать двойную работу. Почему? Все просто: электронная система может «зависнуть», причем не на час, а дня на два - три.

- Конечно, мне бы больше времени хотелось уделять детям, а не бумагам, - рассказала Ирина Некрасова. – Особенно много отчетов в начале года и в конце. Если меняется учебник, разработка рабочих программ для каждого класса тоже занимает немало времени.

А вот что рассказал «РГ» учитель истории, обществознания и права лицея № 4 города Пскова, призер конкурса "Учитель года России-2018" Илья Казанцев:

 – Мы еще два года назад формально отказались от использования бумажных журналов. Но электронный все равно приходится распечатывать, корректировать итоговые ведомости. Кроме того, некоторые родители – по-прежнему предпочитают электронных дневников «не видеть», продолжают ориентироваться на бумажные дневники – их тоже приходится заполнять.

 

Компетентно

Наталья Тарасова, директор центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС:

- Некоторые исследования дают такую цифру: педагогу приходится тратить до четырех часов в день на заполнение отчетов и документов. Каких? В регионах встречаются разные варианты. Составить списки проживающих рядом со школой детей, их родителей, бабушек и дедушек; акты о посещении учителем квартир, где живут дети (а для этого эти квартиры нужно еще обойти); запросить у родителей и составить список детских прививок; список, в каких кружках и спортивных секциях занимаются школьники; график досуга детей в каникулы; списки тех, кто питается в школьной столовой; кто собирается переходить в профильные классы; записать и предоставить руководству школы рост каждого ученика для распределения новых парт в классе; отчеты о проведенных праздниках абсолютно по каждому "красному" дню календаря; список, в каких религиозных организациях состоят родители школьников…

И даже те документы, которые связаны с профессиональными обязанностями учителя, требуют сегодня уточнения и сокращения. Те же технологические карты урока многие педагоги воспринимают как подробный конспект урока, тратят на него слишком много времени и сил. Нет понимания, насколько большой должна быть рабочая программа – в каждом регионе ее составляют по-разному. Поэтому у нас очень большие ожидания связаны именно с Российской электронной школой. Там будут тысячи разработок для учителя.

Степень ответственности учителя сегодня выросла в разы: ЕГЭ, ОГЭ, Всероссийские проверочные работы, Национальные исследования качества образования…  По их результатам сегодня рейтингуются школы, классы, учителя. В итоге педагоги находятся в постоянном стрессе – переживают за успехи детей, за свою судьбу.

Непрерывность развития педагогического мастерства, развитие системы наставничества – одна из ключевых целей, заложенных в нацпроекте «Образование». Реализовать эту цель удастся только в том случае, если с учителей снимут избыточную отчетность, если работа школы будет хорошо организована и школа будет грамотно управляться. Если учитель будет перегружен также, как сегодня, система не заработает эффективно.


Ссылка на источник...