Новости

Игорь Сергеев для "Вести.FM": "Цифровизация новых профессий совершенно неизбежна"

80% выпускников вузов сталкивались с трудностями при поиске работы. И только 17% удалось устроиться без проблем. Опросы показывают – проблемы с трудоустройством чаще всего возникают из-за отсутствия опыта у молодых специалистов. Где его взять вчерашним студентам и есть ли профессии, представителей которых работодатели мечтают заполучить, – выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Устроиться на первую в жизни работу непросто. Для некоторых – невозможно. По статистике, 30% безработных – молодежь с образованием. Почему не берут обладателей дипломов? По данным опроса кадрового портала Superjob, большинству – это 56% – отказали из-за отсутствия опыта. Порядка 12% опрошенных сообщили, что нет подходящих вакансий. Около 5% отметили низкий уровень зарплат на интересующих позициях. На деле вчерашний студент просто не готов к работе, считает президент портала Superjob.ru Алексей Захаров.

ЗАХАРОВ:

Значительная часть вузов, к сожалению, является профанацией и никакого образования по факту не дает. Плюс – у нас практически отсутствует профориентация, начиная со школы. И многие идут в вузы по принципам "поближе к дому", "куда проще поступить". Таким образом, опросы говорят, что более 60% людей с высшим образованием у нас ни разу в жизни по специальности не работали и работать не собираются.

Но даже если выпускник имеет вполне солидные знания, серьезно заинтересован в будущей работе и карьере, а за его плечами – престижный вуз, он может не иметь практики и навыков, которые необходимы на работе. И это не его вина, а его беда. Сказывается огромный разрыв между системой образования и рынком труда, уверен вице-президент кадрового холдинга АНКОР Алексей Миронов.

МИРОНОВ:

Те требования, которые предъявляют к молодым работникам работодатели, существенно выше, чем те знания, умения и навыки, которыми обладают молодые специалисты после окончания вуза. И если специалист не получил какого-то значимого опыта на практике или временной работе, то ему достаточно трудно трудоустроиться. Это связано не с переизбытком молодых специалистов как таковых, а с тем, что их уровень знаний и опыта не соответствует тому, что от него хотели бы получить работодатели.

В этом, возможно, виноваты вузы. По данным Министерства просвещения, 30% специальностей среднего профессионального образования неактуальны. Некоторые устарели содержательно и требуют "перезагрузки". Другие – в принципе исчезают. Третьи – изменились так, что для них отдельная программа уже не нужна, хватит и краткосрочных курсов. Под вопросом будущее таких специальностей, как "оператор ЭВМ", "технолог кинофотоматериалов и магнитных носителей", "ткач", "часовщик-ремонтник", "реставратор тканей, гобеленов и ковров". При этом так называемые профессии будущего зачастую только называются по-другому, а суть остается прежней. Например, по московским улицам теперь ездят электробусы. И водитель электробуса, на которого учат в московских колледжах, часто подается как "профессия будущего". Но, по сути, это давно знакомый "водитель городского электротранспорта", к обязанностям которого добавился навык "постановка электробуса на зарядку".

Массовые профессии не возникают с "нуля" и не умирают в одночасье. Они эволюционируют. Постепенно появляются новые функции, а старые отмирают. Потому говорить надо не о новых профессиях, а о новых трудовых компетенциях, которые предстоит осваивать специалистам завтрашнего дня, считает ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра профобразования и систем квалификаций Игорь Сергеев. В будущем легко придется тем, кто владеет так называемыми универсальными навыками.

СЕРГЕЕВ

Навыки, связанные с работой в команде, с работой в проекте. Такая команда предполагает некий коворкинг с использованием цифровых технологий: ее участники находятся в разных городах, а может, и государствах. Это компетенции, связанные с межкультурной коммуникацией. Даже такие массовые профессии, как сервис гостеприимства, гостиничный бизнес и так далее., все больше приобретают трансграничный характер.

Еще одна незаменимая компетенция профессионала из недалекого будущего – владение цифровыми технологиями, говорит Игорь Сергеев.

СЕРГЕЕВ

Цифровых технологий много, они широко входят в жизнь самых разных профессий. Это и IT-технологии, искусственный интеллект, технологии, связанные с использованием сетей нового поколения, телекоммуникаций. Цифровизация новых профессий совершенно неизбежна. Да, мы столкнемся через некоторое время с тем, что цифровыми технологиями должны владеть и повара, и парикмахеры, и представители других, казалось бы, далеких от "цифры" профессий.

Пока, увы, система подготовки кадров среднего профессионального звена по-прежнему лишь "догоняет" российскую экономику. И если студента ориентировать на работу с самыми передовыми технологиями, не факт, что эти технологии молодой специалист увидит на рабочем месте. Так, в московских колледжах для студентов-поваров в прошлом году было установлено более 50 промышленных пароконвектоматов. При этом даже не во всех лучших столичных ресторанах есть такие суперсовременные духовые шкафы. Без прямой связки "колледж-работодатель" кто-то всегда будет отставать.

Изменить предстоит и представления о так называемых самых востребованных профессиях. Например, с иллюзией о том, что на рынке "с руками отрывают" менеджеров и экономистов, эксперты советуют распрощаться. Они утверждают: это все в прошлом, реально сейчас в стране не хватает представителей технических профессий. И в ближайшие 20 лет спрос на выпускников технических колледжей будет только расти.

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте:

 

Источник: radiovesti.ru