Новости

ФИРО РАНХиГС на форуме "Год языков коренных народов в России" в ХМАО

С 20 по 22 марта 2019 года в городе Ханты-Мансийске проходил Международный форум «Год языков коренных народов в России». Форум проводился с целью привлечения внимания к проведению в Российской Федерации в 2019 году Международного года языков народов, провозглашенного Организацией Объединенных Наций, сохранению родных языков народов России, их изучению и развитию, а также выработке механизмов для формирования и укрепления общероссийской гражданской идентичности и единству российской нации. В мероприятии принимало около 400 участников, в основном представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Спикерами пленарного заседания Форума выступили:

заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации - Магомедодсалам Магомедов, руководитель Федерального агентства по делам национальностей - Игорь Баринов, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры – Наталья Комарова От Министерства просвещения Российской Федерации принял участие советник Министра Андрей Петров. Спикером от ООН выступил заместитель председателя Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов - Сяоань Чжан.

В Форуме от Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ приняла участие директор Научно-исследовательского центра национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС, председатель Правления Ассоциации учителей родного, в том числе русского, языка Ольга Артеменко.

Выступая на секции «Языки коренных малочисленных народов в системе образования», она обратила внимание слушателей на необходимость использования понятийного аппарата, заложенного в новую версию «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и федерального закона «Об образовании в РФ», в статьи 11 и 14 в части изучения языков из числа языков народов России. Многие выступающие отмечали, что ни родители, ни дети не хотят изучать родной язык, однако наши исследования свидетельствуют о другом. При опросах, проводимых в 10 и 11 классах в республиках РФ от 15 до 20% обучающихся хотели бы выстраивать свою профессиональную карьеру с использованием родного языка. Среди детей коренных малочисленных народов Севера такой тенденции не наблюдается, так как родители данного контингента совершенно не мотивированы на то, чтобы их дети изучали родной язык. Следовательно, для сохранения и развития родного языка, в зависимости от социально-культурной среды, с учетом мотива обучающихся и их родителей необходимо создавать различные условия. Важным аспектом в части сохранения языков коренных малочисленных народов Севера, является сохранение семьи. Не допустимо изымать семилетнего ребенка из семьи, помещая его в интернаты. Такой подход приводит к тому, что дети не только не знают свой родной язык, но и не приобретают с раннего детства навыков оленеводства. Для того, чтобы решить данную проблему необходимо в федеральный закон «Об образовании в РФ» ввести такие понятия как «стационарная общеобразовательная организация» и «передвижная общеобразовательная организация». Необходимо создать условия получения образования в период кочевья, которое длиться большую часть года. Конечно, есть дети, которые проявляют особую одаренность и любовь к изучению языков, поэтому считает необходимым на базе образовательного центра «Сириус» предлагать оригинальные программы, конкурсы по языкам из числа языков народов России.