Новости

Доклады Марка Аграновича и Ирины Селиверстовой на Апрельской конференции ВШЭ

С 9 по 12 апреля в НИУ ВШЭ прошла XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Обсуждения проходили в рамках 26 сессий. 11 апреля состоялись две экспертных сессии «Экономические модели в образовании: смена трендов или их имитация?», в рамках которых директором Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марком Аграновичем и заместителем директора Центра Ириной Селиверстовой были сделаны доклады.

О событии

Есть ли связь вложений в образования с его качеством? Какими должны быть индикаторы оценки образовательных систем и показатели ведомственных программ?
Как соотносятся цели программ и соответствующие целевые индикаторы? В докладе Марка Аграновича «Ресурсы в образовании: насыщение или пресыщение?» на конкретных примерах, основанных на международной статистике по странам ОЭСР, показано, что связь между ресурсами и результатами не может быть описана кривой насыщения и рост вложений в образование или потенциала  далеко не всегда ведет к повышению образовательных результатов.
Ирина Селивёрстова подвела итоги исследования, посвященного положению на рынке труда выпускников организаций среднего профессионального образования в докладе «Трудоустройство выпускников СПО – проблемы и факторы успеха». Кто и что влияет на процесс трудоустройства выпускников СПО и определяет его успешность? Какие внешние факторы, и какие личные характеристики и установки самого выпускника оказывают влияние на этот процесс? Есть ли различия в успешности трудоустройства для выпускников программ подготовки специалистов среднего звена и программ подготовки квалифицированных рабочих? Эти и другие вопросы были рассмотрены в докладе эксперта.
Итоги сессии освещены в Учительской газете. Директор Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович - о том, что мы вкладываем в понятие "качество образования" (цитата):
"Мы сами придумываем стандарты, образовательные программы, учим по ним, сами разрабатываем КИМы, проверяем и на этой основе делаем выводы о том, что год от года становимся лучше. Тем не менее, твердой уверенности в том, что, если у человека будет сто баллов по трем предметам на ЕГЭ, у него в дальнейшем все успешно сложится, нет. Качество образования не исчерпывается учебными достижениями".
Источник: "Учительская газета"

Доклад Ирины Селиверстовой

Трудоустройство выпускников СПО – проблемы и факторы успеха.

Возможность трудоустройства при наличии такого желания можно назвать одним из ключевых показателей успешности жизни современного человека. Наличие работы, причем работы удовлетворяющей запросам самого человека, является важным фактором не только личного благополучия граждан, но и социальной и экономической стабильности общества. Выпускники системы СПО не являются исключением. Несмотря на то, что после окончания профессионального образовательного учреждения среднего профессионального образования у выпускников имеется нескольких возможных траекторий дальнейшего развития, в том числе и продолжение обучения, большинство молодых людей все же предпочитает начать поиск работы.

Кто и что влияет на процесс трудоустройства выпускников СПО и определяет его успешность? Какие внешние факторы, и какие личные характеристики и установки самого выпускника оказывают влияние на этот процесс? От чего зависит трудоустроится выпускник СПО по полученной профессии (специальности) или выберет другую профессиональную сферу, и насколько подобный выбор можно считать благополучным? Может ли система образования повысить успешность трудоустройства, и что ей для этого нужно сделать? С какими проблемами при трудоустройстве выпускников СПО сталкиваются работодатели, и какие из этих проблем они относят к серьезным, носящим устойчивы характер?  Какие критерии являются ключевыми при отборе работодателем претендентов на рабочие места, требующие среднее профессиональное образование? Совпадает ли мнение представителей сферы образования, служб занятости, работодателей и выпускников, относительно процесса трудоустройства выпускников СПО и связанного с ним трудностей? Есть ли различия в успешности трудоустройства для выпускников программ подготовки специалистов среднего звена и программ подготовки квалифицированных рабочих? Эти и другие вопросы были поставлены исследователями «Межрегиональной Ассоциации Мониторинга и Статистики Образования» в ходе проекта «Проблемы трудоустройства выпускников СПО», инициированного «Национальным агентством развития квалификаций».

Информационной базой исследования послужили:

  • результаты проведенных в рамках проекта опросов работодателей, представителей служб занятости и системы образования различных уровней;
  • данные ведомственной статистики и федерального статистического наблюдения;
  • данные мониторинга трудоустройства выпускников по программам среднего профессионального образования и мониторинга качества подготовки кадров,
  • результаты федерального статистического выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование
  • результаты Комплексного наблюдения условий жизни населения и Обследования рабочей силы, реализованных Росстатом
  • данные информационно-аналитической системы «Общероссийская база вакансий «Работа в России» и информационной системы «Мониторинг профессионально-квалификационной сферы

Основной целью исследования было определение набора основных факторов, влияющих на процесс трудоустройства выпускников СПО и оценка степени их значимости.

В ходе исследования проверялись гипотезы как относительно единой социальной группы выпускников СПО, так и относительно различных ее подгрупп: представителей различных видов программ, секторов экономики и 100 отдельных профессий.

Основными гипотезами исследования были следующие:

  1. Выпускники СПО как единая группа имеют ряд общих проблем с трудоустройством, по набору или степени интенсивности выделяющих эту группу среди выпускников других уровней профессионального образования.
  2. Набор и интенсивность проблем с трудоустройством выпускников СПО имеет связь с социо-демографическими характеристиками данной группы.
  3. Характер проблем с трудоустройством зависит от индивидуальных характеристик выпускников СПО, например, таких как их опыт работы во время учебы и социальная активность.
  4. Полученная профессия (специальность) выпускника СПО является главным фактором, определяющим специфику проблем с трудоустройством.
  5. Существует набор внешних факторов, к которым предварительно были отнесены уровень безработицы и уровень экономического благосостояния территории, имеющих определенное влияние на характер трудоустройства выпускников СПО.

Для проверки гипотез были использованы различные методы анализа, в том числе факторный анализ данных как уже проведенных социологических обследований и государственной статистики, так и результатов реализованного в рамках данного проекта социологического исследования. В ходе проекта был проведен масштабный анкетный опрос и ряд индивидуальные интервью, участниками опроса стали 426 компании из 17 секторов экономики, 744 профессиональных образовательных организации, реализующих программы СПО из 61 региона РФ, 51 территориальная служба занятости и 20 органов управления образованием регионального уровня.

В ходе обследования основная часть гипотез была подтверждена.

         Как показали результаты анализа успешность трудоустройства выпускников СПО в большей степени зависит от внешних факторов, таких как ситуация на региональном рынке труда и в секторе экономики будущего трудоустройства выпускника.

Одновременно с этим нельзя сбрасывать со счетов влияние личностных характеристик и последствия индивидуального выбора самого выпускника. Так наиболее серьезной трудностью для успешного трудоустройства выпускников СПО, как по мнению работодателей, так и по мнению выпускников, является отсутствие опыта работы. Наиболее значимым и желаемым с точки зрения работодателей является наличие у выпускника СПО опыта профессиональной деятельности по специальности (профессии), но и любой другой опыт работы является положительным моментом при найме на работу.

      Результаты опросов подтвердили, что студенты СПО, имеющие опыт временной, и, особенно, постоянной работы значительно реже сталкиваются с различными трудностями трудоустройства и более адекватно их оценивают. Они используют более эффективные средства поиска работы и быстрее трудоустраиваются.

      Второй по значимости проблемой при трудоустройстве выпускников является вопрос оплаты. Размер заработной платы воспринимается как определенная трудность при трудоустройстве выпускников СПО всеми участниками этого процесса.

Работодатели часто сталкиваются с завышенными ожиданиями выпускников СПО относительно своей будущей зарплаты, но гораздо реже считают это серьезной/ частой проблемой.

      Выпускники часто указывают низкий уровень заработной платы в качестве проблемы при поиске работы, но при этом связь восприятия данной трудности выпускниками и реального размера их зарплаты не всегда четко просматривается, а для некоторых доходных групп отсутствует.

      Низкий уровень или полное отсутствие soft skills является третьей по значимости серьезной проблемой для работодателей при трудоустройстве выпускников СПО. Частично отсутствие таких компетенций объясняется социо-демографическими особенностями присущими выпускникам СПО как социальной группе, такими как более слабая, по сравнению с выпускниками других уровней социальная и познавательная активность, незначительный опыт внешних социальных коммуникаций, более частое нахождение в ситуации низкого старта.

     Еще один важный вывод, который был подтвержден результатами анализа нескольких обследований, это вывод о предпочтительном масштабе исследования и анализа проблем трудоустройства выпускников СПО - несмотря на наличие проблем трудоустройства выпускников СПО характерных для всей страны, наиболее эффективный и детальный анализ может быть произведен на региональном уровне

Ирина Селиверстова

Доклад Марка Аграновича

Ресурсы в образовании: насыщение или пресыщение?

Resources in education: saturation or satiety?

Вложение ресурсов в образование традиционно рассматривается как средство повышения его качества и доступности. Чем лучше будет подготовлен учитель, тем лучше будут результаты у его учеников. Соотношение ресурсов и затрат представлялось в виде кривой насыщения и поиск разумного предела наращивания вложений в образование стал актуальным предметом обсуждения в развитых странах и большинстве стран со средним уровнем развития. В развитых странах даже наметилась тенденция к некоторому снижению расходов на образование, в той или иной форме, в частности, к увеличению среднего размера класса и другим сокращениям затрат ресурсов.  В предлагаемом докладе на данных международной статистки показывается, что связь вложений и результатов в образовании далеко не всегда описывается кривой насыщения и имеет негладкий характер. Проведенный анализ послужил основой для выработки предложения по изменению подхода к разработке индикаторов оценки образовательных систем и мониторинга программ.

Оценка прогресса в развитии образования и образовательных систем и в рамках международных программ, включая Цели устойчивого развития в сфере образования (ЦУР-4), и на национальном уровне – национальная программа развития образования, ведомственные программы основывается на системе показателей. Как правило, эти показатели ограничиваются показателями промежуточных результатов и характеризуют наращивание объема или повышение качества ресурсов, вовлеченных в образование. Типичным примером может служить показатель 4.c.7 ЦУР-4 «Доля учителей, прошедших повышение квалификации в течение последних 12 месяцев» или такой показатель как «2.1. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %» национального проекта «Образование».

Понятно, что повышение охвата дополнительным образованием, заработной платы учителей или даже доли педагогов, повысивших квалификацию, не может быть целью программы развития образования. Это внутрисистемные, результаты. Цель программы и соответствующие целевые индикаторы должны описываться в терминах эффектов для внешнего потребителя. Например, для дошкольного образования это может быть учебная и социальная успешность в начальной школе, для программ профессионального образования - повышение экономической активности молодежи и снижение молодежной безработицы. Однако, использование подобных показателей наталкивается на значительные трудности.  

Сложности, связанные с использованием показателей конечных результатов хорошо известны. В первую очередь, это отложенный эффект от воздействия на систему образования Результат нововведений, управленческих и экономических мер часто проявляется за пределами горизонта планирования программы, причем в искаженном под влиянием внешних факторов виде. 

Нельзя не учитывать и специфику программ в части отчетности. Программа не имеет права не быть выполненной. Поэтому и разработчики, и исполнители не готовы использовать показатели, на которые они не могут влиять непосредственно, а именно такими и являются показатели конечных результатов.  А показатели, связанные с изменением ресурсов, в отличии от показателей конечных результатов, эффектов для конечного потребителя, гораздо легче достичь, они целиком зависят от исполнителей программ и наличных ресурсов.

Поэтому выбор в качестве целевых индикаторов программ показателей связанных с количественным или качественным изменением ресурсов, подобных приведенным выше, вполне объясним. Он основывается на представлении, что увеличение объема или повышение качества ресурсов, вовлеченных в образование, ведет к росту качества образования и/или его доступности. Но использование показателей ресурсов в качестве целевых показателей программ развития как национальных, так и международных, возможно только при наличии доказанной причинно-следственной связи между ресурсами и конечными результатами.  А такая связь, несмотря на кажущуюся очевидность, далеко не всегда подтверждается. Анализ связи показателей достижения целей устойчивого развития в области образования и результатов международных исследований качества образования[1] однозначно показали, что в отношении всех показателей достижения ЦУР-4, ориентированных на увеличение или повышение качества ресурсов, вовлеченных в образование, достоверная связь с результатами не подтверждается. В отдельных случаях связь затрат, в самом широком смысле, и результатов учащихся прослеживается до определенной границы, после преодоления которой корреляция между объемом вкладываемых страной ресурсов и результатами, показываемыми учащимися этой страны в международных обследованиях качества образования, близка к нулю.

В докладе на конкретных примерах, основанных на международной статистике по странам ОЭСР, показано, что связь между ресурсами и результатами далеко не всегда ведет к повышению образовательных результатов и часто не может быть описана кривой насыщения.  

В этих условиях использование показателей, отражающих наращивание или повышение качества ресурсов, вовлеченных в образование, а также показателей, отражающих количественные характеристики образования (охват образованием по отдельным уровням и программам, уровень образования населения и т.п.) в качестве целевых показателей программ порождает реальный риск недостижения конечных целей программы, поскольку исполнители будут стремиться к обеспечению установленных значений индикаторов, или даже их превышению, тем более, что к этому их будет стимулировать система мониторинга. При этом соответствующие изменения объема или качества ресурсов могут не оказывать никакого влияния на достижение конечной цели, и приводит только к неэффективному использованию ресурсов. 

[1] М. Агранович Индикаторы достижения целей устойчивого развития в сфере образования и национальная ЦУР-4образовательная политика. Вопросы образования №4, 2017

Марк Агранович

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: