Новости

Комментарий Натальи Тарасовой для интернет-издания «Мел»: Завучей хотят поменять на новую модель под видом привлечения молодых специалистов

Министерство просвещения опубликовало проект постановления, в котором предлагается ввести для учителей российских школ позиции «старшего» и «ведущего». По замыслу ведомства, старший преподаватель должен будет проектировать и координировать других учителей при разработке разных сегментов образовательных программ и выполнять функцию методиста. Ведущему учителю отводится роль наставника в педагогическом коллективе школы, он займётся координацией и интеграцией в учебный процесс всех специалистов, работающих в учреждении — от учителей до психологов.


Обсуждение проекта продлится до седьмого мая, а пока «Мел» попросил директора центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталью Тарасову прокомментировать, что будет означать для школы и учебного процесса появление двух новых категорий учителей.

«Изначально эти нововведения обсуждались, ещё когда менялся образовательный стандарт. Он вызывал много сомнений, поэтому его не вводили, в какой-то момент на него был даже наложен мораторий, который потом был продлён. Группа разработчиков во главе с Евгением Ямбургом говорила о том, что в новом профстандарте не учитывается карьерный рост педагога. Не так давно эти подходы начали озвучиваться на разных уровнях министерства и на различных дискуссионных площадках. Стали говорить о том, что средний возраст учителя очень большой и что привлечь в учителя молодого специалиста очень сложно, ведь сейчас он просто не доходит из педвуза до школы. Мол, наверняка в других компаниях ему предлагают карьерный рост, хотя я в этом глубоко сомневаюсь.

Но с введением этих новых позиций в профстандарт возникает очень много вопросов. Как будут аттестовывать старших и ведущих учителей? Учитывая, что в системе профессионального педагогического образования у нас педагог по-прежнему должен квалифицироваться на соответствие занимаемой должности или же на высшую или первую категорию. И это происходит с определенной периодичностью. Наверняка для этих новых категорий будет разработан ещё какой-то аттестационный инструмент, чтобы подтвердить, что педагог ведущий или старший. Не приведёт ли это еще к большей бюрократии? Не к росту, а к, наоборот, ещё большему отторжению системы? Придётся готовить очень много документации на подтверждение, придётся наполнять новые портфолио под старшего и под ведущего учителей. Как это будет оцениваться? И потом, по всей стране ситуация с зарплатами не очень благополучная.

Получается, что мы вводим стандарт, но мы ещё не договорились о деньгах: эти люди будут получать какое-то дополнительное финансирование? Если да, то как будут распределяться эти деньги? Или «старшие» и «ведущие» учителя — это только названия? Будет ли учитываться награда за выслугу учителя в 25 лет, или с получением новой должности он это потеряет? При этом у педагога будет огромное количество отчетностей и документации. Он же будет не просто помощником или наставником — ему по должностной инструкции вменяют много новых обязанностей.

В свое время Евгений Ямбург сказал, что российским школам нужен педагог, который сможет работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и делал акцент именно на это. Ведь школу приходит достаточно большой процент людей, которым требуется дополнительная помощь. Но теперь на это мы как-то не очень обращаем внимание, а вводим ведущих и старших учителей, считая, что это придаст статусности нашей общей системе образования, а, главное, мотивацию молодым специалистам. Я бы с этим поспорила.

Традиционно были завучи по воспитательной, социальной и учебной работе. Развитие системы наставничества, разработка программ и оказание методической помощи — всеми этими вопросами занимался завуч. Он объединял вокруг себя талантливых толковых педагогов и учил их тому, что они знали в меньшей степени. Это работало. Сегодня нам предлагают новую модель под видом привлечения и заинтересованности молодых специалистов. Я не верю, что это сработает».

Источник: https://mel.fm/novosti/1306279-mneniye

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: