Новости

Лучшие практики наставничества на производстве от ФИРО РАНХиГС

Слово «наставник» не определено ни в одном законодательном акте Российской Федерации. По-разному в разных регионах и на разных предприятиях определяется круг обязанностей и прав наставника, требования к его образованию, по-разному решается вопрос о подготовке таких специалистов и оплате их труда. Однако опыт передовых российских предприятий не оставляет сомнений, что наставничество – основа качественной продукции, конкурентоспособности компании, а вслед за этим и страны.

В настоящее время в приоритетном национальном проекте «Образование» тема наставничества проходит красной нитью в каждом из составляющих национальный проект федеральном проекте. Это и «Успех каждого ребенка», и «Учитель будущего», и «Социальные лифты для каждого», и «Молодые профессионалы». Первоочередной задачей становится формирование единых методологических подходов, разработка целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования.

Федеральный институт развития образования РАНХиГС представляет дайджест наиболее значимых публикаций по теме наставничества на производстве, сделанных сотрудниками Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС за период  2013 – 2019 гг. Самостоятельные издания и статьи в журналах «Образование и наука», «Профессиональное образование и рынок труда», «Бизнес России» и других стали возможны благодаря плодотворному сотрудничеству с коллегами из Екатеринбурга и Казани, Иркутска и Иваново, Национального агентства развития квалификаций, Агентства стратегических инициатив, Федерального института профессионального образования ФРГ, Российско-Германской внешнеторговой палаты в Москве, Посольства ФРГ в Москве и многих других. Это опыт исследовательской, проектной и экспериментальной деятельности, который созвучен и государственной политике России.

Одна из важнейших задач нашей страны – изменение ментальности, самого способа мышления, формирования у работников так называемых «soft skills», обеспечивающих мотивацию к деятельности, ее постоянному улучшению и мультиквалификацию. Наставник в этом отношении должен стать «на голову» выше. Система производственного обучения должна и может стать основой для создания новейшей методики и дидактики профессионального образования и обучения, позволяющей решить задачу «soft skills».

Мы уверены, что созданный за последние шесть лет задел по теме наставничества на производстве окажется полезным в этой работе.

Читать...