Новости

Городской завтрак РСМД "Интернационализация вузов — благо или вред для российского образования?": выступление М.Аграновича

22 мая 2019 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся «городской завтрак» Российского совета по международным делам на тему «Интернационализация вузов — благо или вред для российского образования?».

Своим мнением по поводу плюсов и минусов интернационализации российских вузов поделились Марк Агранович, директор научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования РАНХиГС при Президенте РФ;  Вячеслав Шупер, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. Ломоносова; Ирина Дежина, руководитель Аналитического департамента научно-технологического развития Сколковского института науки и технологий, профессор кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ.

Дискуссия началась с выступления Марка Аграновича, который обратил внимание в первую очередь на то, что единого определения интернационализации нет. По его мнению, в России под этим понятием преимущественно понимают два процесса: применение зарубежных практик и привлечение иностранных студентов. Что касается последнего, Марк Львович отметил, что, несмотря на то, что, например, в странах ОЭСР привлечение студентов из других стран ведет к повышению качества образования, в нашей стране в силу определенных причин этого не происходит. Также в своем выступлении Марк Львович обратил внимание на достаточно низкую мобильность российских студентов в другие страны (на 4-х иностранных граждан, учащихся в РФ, приходится всего 1 российский студент, обучающийся за границей). После этого спикер обратился к теме международных рейтингов университетов и их восприятию в нашей стране. В связи с этим Марк Львович выразил обеспокоенность «погоней» российских вузов за публикациями и ростом последних в так называемых «хищных» журналах (т.е. в тех, которые за деньги публикуют любой материал). Закончил же Марк Агранович свое выступление заявлением о том, что в процессе интернационализации необходимо не заимствовать, а включаться в научный процесс, в исследования, проводимые коллегами из других стран.

Следующий выступающий, Вячеслав Шупер, выразил обеспокоенность процессом интернационализации, связав его с проблемой качества российского образования в целом, которое, по его мнению, не выиграло от перенимания некоторых зарубежных практик. Выразив сомнения по поводу эффективности образования на Западе, профессор призвал не судить об уровне образования в западных странах по их экономическим успехам и поэтому не пытаться слепо перенимать их систему образования. Признавая неправильным все, что делалось в годы реформ (обращение к зарубежным практикам), Вячеслав Шупер считает необходимым выбрать другие ориентиры в образовательной политике.

В более оптимистичном ключе высказалась Ирина Дежина, рассказавшая про интернационализацию в науке. Обращая внимание слушателей на то, что этот процесс ведет к повышению качества научных исследований и видимости российской науки, она отметила недостаточную развитость российских университетов в данной области. Выделив несколько основных направлений интернационализации (создание совместных проектов, привлечение иностранных ученых и аспирантов), Ирина Геннадьевна отметила, что в России существует ряд препятствий для их развития. Во-первых, недостаточное финансирование таких проектов за счет как внутренних, так и внешних ресурсов. Во-вторых, негативное влияние напряженной международной политической обстановки, выражающееся, например, в отказе от совместных проектов со стороны зарубежных партнеров. В-третьих, ограниченное количество программ на английском языке, что создает трудности для привлечения иностранных аспирантов. В заключении своего выступления Ирина Дежина отметила, что интернационализация нужна и важна, однако наши ресурсы не позволяют ее реализовывать в полной мере.

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: