Новости

Комментарий Евгения Малеванова для журнала ПолитЭксперт: ЕГЭ - действующий механизм "общества равных стартовых возможностей"

Директор Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС Евгений Малеванов и владелец курсов подготовки к ЕГЭ Анастасия Панкина оценили систему сдачи ЕГЭ и предложили варианты ее модернизации.

Ученики российских школ написали самый массовый ЕГЭ по русскому языку. На сдачу экзамена было заявлено 674 тысячи участников, из них – 660 тысяч выпускников текущего года. Как выяснил корреспондент издания «ПолитЭксперт», к остальным 14 тысячам причислены выпускники прошлых лет, срок действия результатов экзамена которых истек. Также, выпускники колледжей, техникумов и лицеев, которым нужно сдавать ЕГЭ для поступления в вуз.

Существуют случаи, когда школьники не могут поступить в университет из-за недостаточного количества баллов по обязательным предметам. Например, учащийся хорошо разбирается в математике и сдает ее на высший балл, но не проходит минимальный порог по русскому языку. Владелец курсов подготовки к ЕГЭ «101 БАЛЛ» Анастасия Панкина поддержала систему обязательной сдачи экзамена, сказав, что пройти минимальный порог несложно.

 «Если школьник собирается поступать в технический вуз, это не значит, что можно быть безграмотным. То же самое касается математики. Уже несколько лет существует два уровня сдачи: базовый и профильный. Если школьник планирует связать свое будущее с медициной, юриспруденцией, гуманитарными специальности, то достаточно сдать базовый уровень на минимальные баллы для получения аттестата», – рассказал эксперт.

За последние несколько лет ЕГЭ усложнился по всей предметам: почти не осталось заданий с готовыми вариантами ответов. Сейчас недостаточно зазубрить теорию и пойти на экзамен – нужно понимание предмета, во многих заданиях требуется кругозор и умение применить теоретические знания на практике.

ЕГЭ постоянно модернизируется.

Директор Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС Евгений Малеванов считает, что это единственный эффективно действующий механизм «общества равных стартовых возможностей». По словам эксперта, система ЕГЭ работает не на 100%, но в целом способствует исполнению принципа справедливости. Результаты экзамена позволяют оценивать эффективность работы в целом всей системы образования и ее отдельных элементов вплоть до отдельной образовательной организации.

 «Возможным направлением совершенствования оценочных процедур является развитие творческой составляющей – введение дополнительно к традиционному ЕГЭ дистанционных творческих экзаменов по метапредметным компетенциям, когда обучающийся показывает знания и навыки из нескольких учебных предметов/предметных областей, попутно демонстрирует свои коммуникативные и когнитивные компетенции, навыки общения, так называемые «мягкие навыки», вплоть до уровня развития эмоционального интеллекта», – полагает Малеванов.

 

Эксперты предложили еще один вариант видоизменения системы – смягчение процедуры сдачи. Для этого должна сложиться определенная система доверия между государством и обучающимися.

 «Со временем может сформироваться система этических норм, которая и будет контролировать честность сдачи экзамена. На таком экзамене будут оцениваться не только легко формализованные навыки и умения, но и творческие креативные возможности обучающихся», – заключил эксперт.

Источник: ПолитЭксперт