Новости

Евгений Малеванов для Мел: Можно констатировать намечающийся кризис в создании заданий ЕГЭ

19 июня, когда прошёл основной этап сдачи ЕГЭ 2019, стало известно о правительственном предложении сделать варианты заданий для ЕГЭ и ОГЭ индивидуальными. Систему формирования вариантов в будущем планируют создавать при помощи искусственного интеллекта и технологии контрольных измерительных материалов (КИМ). Новая мера должна помочь в борьбе со списыванием и сливом заданий.

Комментирует Евгений Малеванов, директор Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС:

Методика сдачи ЕГЭ будет постоянно трансформироваться, совершенствоваться, модернизироваться, что связано не только с постоянными поисками «легких» путей сдачи экзамена обучающимися, но и изменениями в системе образования и появлении технологических новинок цифрового мира. Привлечение искусственного интеллекта к созданию и агрегации заданий для итоговой аттестации — шаг логичный и отвечающий требованиям современного мира.

Активно происходящее на наших глазах развитие, как качественное, так и количественное, цифровых образовательных систем, где соединяется образовательный процесс с автоматизированной поэтапной диагностикой индивидуальных результатов каждого пользователя безусловно является одной из предпосылок для внедрения через 7-10 лет процедур «цифрового ЕГЭ».

Уже сейчас, например, оценивая ответы на предыдущие вопросы, искусственный интеллект может не только определять уровень обучающегося, но и подбирать (генерировать из общего конструктора заданий) соответствующие вопросы — сильнее или слабее, так же он способен выявлять и диагностировать пробелы в определенных областях знаний и давать рекомендацию по их преодолению, чем больше испытуемых — тем точнее будут ответы и рекомендации.

Автоматическая генерация индивидуальных вариантов контрольных измерительных материалов» в рамках ЕГЭ и ОГЭ вполне возможна на существующем уровне развития компьютерной техники и программного обеспечения. Вопрос в другом.

На сегодняшний день можно констатировать намечающийся кризис в создании заданий экспертами, которые исписываются за несколько лет создания материала. Главное, чтобы создаваемые задания и генерируемые варианты были равнозначны по всей стране, только тогда это имеет смысл и будет служить заявленным целям единого экзамена. Например, в сети активно обсуждается текст в ЕГЭ по русскому языку этого года „про лопаты“, который не выглядит „равносложным“ по сравнению с текстами в других экзаменационных вариантах.

Уже сейчас подать апелляцию возможно только по тем зданиям, которые проверялись «вживую» экспертами. Если все задания будут проверяться автоматически (без участия эксперта), то, возможно, вообще не останется и оснований для апелляции.

Для того чтобы увидеть хороший результат в работе полностью автоматизированной системы потребуется достаточно много ресурсов и времени, при этом нельзя гарантировать безошибочной работы, до того момента пока не будут отлажены все модели и алгоритмы учитывающие множество факторов влияющих на результаты работы системы. В ближайшие несколько лет невозможно исключить человеческий ресурс и полностью положиться на цифровые инструменты, так как любые ошибки системы, вызывающие спорные вопросы, должны фиксироваться операторами, проверяться и устраняться до публикации результатов ЕГЭ. В противном случае будут возникать острые общественные обсуждения, компрометирующие российскую систему оценки качества в сфере образования.

Вместе с тем, хочется верить, что эти изменения в дальнейшем смогут привести к ослаблению надзора за проходящими испытаниями, что снизит накал страстей вокруг экзаменов и позволит меньше нервничать детям и их родителям. Итоговые испытания будут отражать действительный образовательный уровень выпускников.

Источник: mel.fm