Новости

Наталья Тарасова в прямом эфире на РБК: о проблемах учителей в использовании новых технологий в образовании

21 августа на телеканале РБК обсуждали применение педагогами инновационных технологий в образовательном процессе. Оказывается, традиционные методы преподавания уходить из школы даже не думают. Инновационные методы обучения: презентации, проекты интерактивные занятия занимают всего 38 % учебного времени.

Основными проблемами оказалось отсутствие у педагогов потребности осваивать новые технологии. Главная причина - нехватка времени! Педагоги уже сегодня перегружены, если на подготовку к традиционному уроку педагог тратит в среднем 40% рабочего дня, то инновационный урок потребует на 20% больше времени. Многие жалуются на отсутствие соответствующих курсов повышения квалификации, методистов, консультантов и вообще какой-либо помощи в освоении новых технологий. И что теперь со всем этим делать? Экспертом прямого эфира выступила Наталья Тарасова, директор Центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования РАНХиГС.

Текст интервью

РБК: В школах по-прежнему преобладают старые классические методы преподавания. Традиционный обычный урок. Разве это плохо?

Н.Т. Нет, мы такой вывод не делали и не заявляли о том, что это наносит урон качеству образования. Первоначальная задача в исследовании стояла не в том, чтобы выявить, что плохо делают учителя, а понять на сколько они успешны и в данном случае выяснить точки роста куда нам двигаться. Образовательные стандарты, в рамках которых учителя осуществляет свою образовательную деятельность, предъявляют высокие требования к компетенциям педагога. Мы изначально ставили перед собой задачу разобраться - какое количество педагогических технологий используется в образовательном процессе с 1 по 11 класс, насколько они грамотно используются с точки зрения преемственности, насколько педагоги осознают и понимают сущность этих технологий.

Первая часть исследования показала, что инновационные технологии используют все педагоги. И в большом количестве используют! Но вот когда попробовали исследовать понимание самой сущности той технологии, которую заявлял сам преподаватель, насколько грамотно она встраивается в образовательный процесс, как он ее проектирует на конкретном уроке или в серии уроков, какую цель формулирует, какой результат собирается получать и для чего он использует эту педагогическую технологию - вот здесь возникали пробелы.

РБК:А изучен ли вопрос эффективности этих инновационных методик? Все эти видео презентации, интерактивные доски. Как дети воспринимают эту информацию? Изучалось это?

Н.Т.Мы исследовали не использование IT-технологий и количество интерактивных досок и прочих гаджетов, включаемых в образовательный процесс. Мы изучали простраивание проектной деятельность на уровне педагогических технологий - проектирования , исследования , критического мышления, группового обучения.

РБК: И результат Вас расстроил?

Н.Т.Получается, что когда мы получили данные по сущности и глубокому осмыслению сути самих технологий, мы пришли к выводу: учителя, применяя педагогические технологии скорее используют саму терминологию инновационных методов, а весь алгоритм проектной деятельности не удерживают. А мы понимаем, что педагогические технологии – это некий алгоритм. Если какой-то кирпичик из этого алгоритма выпадает, то трудно уже говорить о конечном результате. Сама технология может перестать быть технологией.

РБК: Тяжелее перестраиваться на эти инновационные методы учителям старшего поколения, молодым попроще или это не имеет значения?

Н.Т. Мы пытались выявить эту связь, но нельзя сказать, что явно мы увидели, что молодые чуть более успешны в инновационных технологиях, чем зрелое поколение педагогов. Но данные почти 50/50.

РБК: Современные стандарты образования обязывают переходить учителей на инновационные методики. Значит ли это, что те, кто этого не дают детям необходимых навыков?

Н.Т. Дело в том , что все учителя переходят, все это используют, в учебных планах все это есть и в проектируемых уроках все зафиксировано, но у педагогов не хватает методического сопровождения , что бы грамотно все это реализовывать. Если вы зададите вопрос той огромной аудитории педагогического сообщества: используете ли вы педагогические технологии? Естественно все скажут ДА! Перечислят какие? В большинстве все учителя назовут не менее 12 и более технологий, которые они используют. Речь идет о том, как качественно это использовать, насколько эффективно и результативно идет процесс использования этих технологий.

РБК: Почему его вы не исследовали и будет ли в дальнейшем он исследован?

Н.Т. Мы сейчас продолжаем эту работу, мы не останавливаемся на ней. Получен первоначальный срез, а далее мы должны понимать, что мы можем дать в помощь педагогу. Сейчас и в 2020 году наша исследовательская задача -  разработка персонифицированной модели сопровождения учителя. Наши разработки нужны как раз для  того, чтобы выстроить модель этой самой помощи, необходимой учителю, которую он сможет получить во взаимодействии со своими коллегами, внутри коллектива или извне.

РБК: Вы выявили загруженность учителей. В чем она проявляется и чем мешает творческому полету?

Н.Т. Часто педагоги жалуются на то, что не всегда получают поддержку и понимание со стороны школьной администрации, когда им необходима помощь, если что-то не получается.

И, конечно, по-прежнему все учителя отмечают, что они перегружены всякого рода документацией, которая не входит в их профессиональную деятельность. А подготовка к урокам, тем более инновационным, разработка дидактического материала к ним, требует больших временных затрат, потому-что все  новое, действительно, требует времени на осмысление.

У педагога сегодня времени на это не оказывается.

Видео

 

 

Опубликовано в СМИ

РИА Новости: Исследование: учителям неинтересно использовать в работе новые технологии

(Опубликовано также на сайтах Deita.ru, City-n.ru, Apral.ru)

Интерфакс Образование: "Горячую десятку" проблем российских учителей выявили ученые РАНХиГС

ТАСС. Будущее России Национальные проекты: РАНХиГС: у педагогов в РФ отсутствует интерес к использованию новых технологий обучения

Лента.ру:  Российские учителя признались в нежелании учиться

Учительская газета: Исследование выяснило отношение российских учителей к новым технологиям

Мел: Главными своими проблемами учителя назвали незнание новых технологий и нехватку времени

Комсомольская правда: Ученые выявили главные проблемы учителей 

РИА Федералпресс: Ученые: учителей не интересуют новые форматы образования   

Журнал «Профиль»: Учёные ФИРО РАНХиГС выявили 10 методических затруднений и проблем учителей      

Радио "Голос России": Могут ли современные технологии в школах сделать учебу лучше?

Москва FM: Учителям неинтересно использовать в работе новые педагогические технологии

Росвуз: Ученые ФИРО РАНХиГС выявили 10 методических затруднений и проблем учителей

Давыдов.Индекс: Учителя пожаловались на проблемы с новыми технологиями в образовании

Инвест-Форсайт: Ученые ФИРО РАНХиГС выявили 10 методических затруднений и проблем учителей

Стратегия: Ученые ФИРО РАНХиГС выявили 10 методических затруднений и проблем учителей

Новый день: Российские учителя не хотят постигать новые технологии преподавания

Районная газета Тропарево-Никулино: В ФИРО РАНХиГС выявили 10 методических затруднений и проблем учителей        

 
Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: