Новости

Евгений Малеванов в прямом эфире телеканала Царьград: о последствиях введения четырехдевной недели в школе

26 августа в прямом эфире программы «Дежурный по редакции» телеканала Царьград обсуждали идею введения четырёхдневной рабочей недели в России. Уже через месяц Минтруд должен представить в Правительство свою позицию. Как возможные изменения скажутся на обычной жизни? Как отразятся эти нововведения на школе? Экспертом прямого эфира выступил Евгений Малеванов, директор центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС.

Редакция: Если данная инициатива увидит свет, то придется пересматривать всю образовательную программу. Нужно будет издавать нужные учебники, нужно будет вводить новое расписание и т.д.?

Е.Ю: Однозначно ответить на этот вопрос сложно, с учетом того, что у нас есть определённая самостоятельность региональных систем образования, есть также самостоятельность отдельных школ, которые вправе устанавливать в расписание, самостоятельно формировать неделю либо шестидневную, либо пятидневную. В зависимости от этого может быть разное количество уроков в день, а также используются разные учебники. Вот именно такое разнообразие создает ситуацию, при которой сложно взять и единообразно подстроиться под предложение, связанное с сокращением рабочей недели. Сложный вопрос заключается в том, как это будет состыковано с рабочей неделей родителей. Если дни не будут совпадать, то появится дополнительный день, в который, например родители работают, а ученик, возможно, не учится.

Редакция: А учителя? Мы привыкли, что школа работает шесть дней в неделю, а сейчас будет работать четыре дня. Получается, что и количество классов нужно будет увеличивать? Как это скажется на школьной программе?

Е.Ю. На школьной программе это скажется следующим образом. Сами учебные планы по образовательным программам рассчитаны на определенное количество часов в неделю и в общей сложности в течение учебного года, определенное количество часов должно пройти по каждому предмету. И, если говорить о том, что вместе с рабочей неделей сократится и учебная неделя, тогда возникнут противоречия с санпинами, которыми ограничивают предельное количество нагрузки в течение учебной недели. Если школы должны будут 34 часа положенной учебной нагрузки вместить не в пять дней, а в четыре, то получится уже минимум 8 уроков в день. Это будет совсем сложно с точки зрения образовательной деятельности.

Но если, с другой стороны, появится возможность, например четыре дня посвящать учебной программе и еще один день посвящать дополнительному образованию, то внутри школы это может быть перераспределено по-своему. Другое дело, что для учителей данное положение не должно привести к сокращению заработной платы. Сейчас нагрузка на учителя рассчитывается как недельная. И, если речь идет о сокращении до четырехдневной именно учебной недели, то тогда следует говорить и о сокращении недельной нагрузки для учителя по количеству уроков и часов.

Смотреть запись прямого эфира...

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: