Новости

Галина Резапкина для ФедералПресс: Два поколения выросло без скромной, но гарантированной государственной помощи в выборе профессии

Сорок лет назад профориентация была объявлена «одной из важнейших функций государства, одним из факторов повышения эффективности производства, а в социальной сфере – одним из средств формирования мировоззрения, гражданственности, общественной и творческой активности, сохранения здоровья, роста удовлетворенности трудом на основе согласования возможностей и желаний личности с требованием профессии и общественными интересами».  Когда еще верилось, что ситуацию могут изменить управленческие решения, на всех конференциях и совещаниях говорилось об устаревшем научно-методическом обеспечении, дефиците квалифицированных кадров, отсутствии нормативно-правовой базы и недостаточном финансировании.  О том, что же изменилось за эти 40 лет, рассказала Галина Резапкина, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС:

 ГАЛИНА РЕЗАПКИНА

 «Нельзя сказать, что за сорок лет ничего не изменилось. На профориентацию выделены значительные финансы. Правда, на профессиональную переподготовку специалистов и полноценную работу федеральных центров профориентации в каждом регионе ушло бы денег на порядок меньше, чем на финансирование экспериментов спешно созданных частных компаний, сотрудники которых не знакомы даже с азами профориентационной работы.

Что у нас с кадрами? На федеральном уровне по-прежнему нет структуры, которая бы занималась разработкой, экспертизой и апробацией научно-методического обеспечения профориентационной работы. Это плохо. Но будет еще хуже, если этим займутся дилетанты, шарлатаны и «эффективные менеджеры». 

Дилетанты – высокомотивированные невежды, со щенячьим азартом берущиеся за любое дело, особенно если оно подкреплено административным ресурсом. Шарлатаны – те, кто предлагает сомнительные услуги, способные дезориентировать детей и доверчивых родителей. «Эффективным менеджерам» все равно, чем заниматься, лишь бы платили. Границы между этими тремя категориями размыты, они охотно кооперируются и прекрасно себя чувствуют в условиях дефицита качественных и доступных профориентационных услуг. 

За качественной профориентацией – к профессионалам, любящим свое дело, обладающим знаниями и успешным опытом работы. Но это исчезающий вид. Впрочем, как и в любой сфере деятельности.

А что наука? Практики ждут от гуру новых идей, профессиональных оценок своей работы, советов и предложений, а слышат прописные истины и брюзжание. Околонаучная возня и преподавательская поденщина не оставляют времени на профессиональное и личностное развитие, но позволяют сводить концы с концами. Интеллектуальный труд требует полной отдачи, но не приносит дивидендов. Замкнутый круг. 

А что с нормативной базой? Вместо профессионального стандарта профконсультанта – невнятные планы мероприятий и комплексы мер, отражающие низкий уровень понимания проблемы их авторов, редкие упоминания во ФГОС, которые только увеличивают нагрузку педагогов и психологов, но никак не регламентируют их работу.

Время ушло. Два поколения выросло без скромной, но гарантированной государственной помощи в выборе профессии, которую еще сорок лет назад честно называли паллиативной. Такой она и осталась, несмотря на массовый охват и новые технологии. Болезнь перешла в хроническую форму, и сегодня ситуацию нельзя изменить без радикального пересмотра стратегии и тактики профориентационной работы. Звезда профориентации давно погасла, но ее свет только сейчас дошел до людей, принимающих решения. 

Что делать тем, кто еще не опустил рук? Для начала как «анонимным алкоголикам» надо честно признать, что прежние методы неэффективны, потому что ориентированы на «симптоматическое лечение», что здание профориентации мы пытаемся строить с крыши, а не с фундамента, что глупо заимствовать элементы моделей, разработанных в ином культурно-историческом контексте, что необходимо опираться на новейшие научные исследования в психологии, что вопрос «кем быть?» вторичен по отношению к вопросам «каким быть?» и «зачем быть?»…

Затем определить стратегию, которая предполагает понимание долгосрочных целей: воспитание граждан, заинтересованных в профессиональном и личностном росте, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в видах деятельности, направленных на благо общества. Потом разработать тактику, то есть методологию и технологию достижения поставленных целей. Через пару поколений упорной слаженной работы всех общественных институтов, возможно, будут результаты. Это – самый реалистичный сценарий. 

Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация соотносятся как общее и частное, как внутренние и внешние регуляторы профессионального поведения человека, динамическое равновесие которых делает возможным баланс интересов государства и личности. Профориентация может быть эффективна только как элемент сопровождения профессионального самоопределения, которое, в свою очередь, является всего лишь гранью жизненного самоопределения. Но это уже Профориентация 3.0».

 

Источник: http://fedpress.ru

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: