Новости

Российское образование в контексте международных индикаторов

«В России полное среднее образование получает 90% молодых людей, в развитых странах 88-89%. Основное отличие от мировых тенденций: только 13% выпускников среднего образования в России имеет профессиональную продготовку против 40% в странах ОЭСР». (Из презентации М. Аграновича)

О проекте

Российское образование в мире

Образование в наше стране всегда было приоритетом социальной политики государства, привлекало повышенное внимания общества. Формирование экономики знаний предполагает, что образование становится ключевым двигателем и ресурсом экономического развития. В этих условиях все большую важность для выработки образовательной политики приобретает анализ международного опыта, мировых тенденций трансформации образовательных систем в развитых странах.

В 2019 году под руководством Марка Аграновича, директора центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования РАНХиГС, был подготовлен Аналитический доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов». Центр Марка Аграновича является официальным участником от Российской Федерации в крупнейшем международной программе по статистике образования Индикаторы образовательных систем (INES), которую реализует Организация экономического сотрудничества и развития. Это обеспечивает возможность проводить анализ по широкому кругу показателей на основе сопоставимых данных.

Подготовленный аналитический доклад - шестой по счету. В докладе, по показателям, применяемым в международной статистике, проводится сравнение российской системы образования с национальными образовательными системами более, чем 40 стран мира. Он содержит результаты анализа участия населения в образовании, финансирования образования, организации образовательного процесса, положения педагогов на основе международных индикаторов. Статистические показатели образовательных систем развитых странах рассматриваются в увязке с социально-экономическими характеристиками и результатами образования. В докладе нет рейтингов, задача доклада выяснить не кто лучший или худший, а чем система образования в России отличается от образовательных систем других странах и как это может отразиться на результатах обучения и социально-экономических эффектах образования.

Доклад адресован широкому кругу читателей: и тем, кто разрабатывает образовательную политику, и тем, кто принимает решения в области образования, и исследователям, которым нужны данные для анализа, и широкой общественности.

Федеральный институт развития образования РАНХиГС объявляет о запуске серии мероприятий, связанных с проведением анализа в области международного опыта по развитию образовательных систем и общественным обсуждением полученных данных.

В течение 2020 года планируется проведение ежеквартальных экспертных семинаров, посвященных обсуждению складывающихся в мире моделей и тенденций развития образования, представленных в Аналитическом докладе, таких как:

- уровень образования населения;

- участие населения в образовании

- организация учебного процесса;

- нагрузка и оплата труда учителей;

- финансирование образования и пр.

Также В 2020 году планируется на основе данных статистики по странам ОЭСР провести международный сопоставительный анализ и подготовить доклад о том, что дает образование экономике, обществу и отдельному человеку.

Видеозапись пресс-конференции

11 декабря 2019 года в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция Федерального института развития образования РАНХиГС на тему: "Российское образование в контексте международных индикаторов".

На пресс-конференции директором Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марком Аграновичем был представлен аналитический доклад, содержащий результаты анализа участия населения в образовании, финансирования образования, организации образовательного процесса, положения педагогов на основе международных индикаторов.

Участники:
— заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская;
— заместитель Министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк;
— директор Центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович;
— заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке Алексей Майоров;
— директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов.

Центр мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС представляет Россию в крупнейшей международной программе по статистике образования "Индикаторы образовательных систем" (INES), которую реализует Организация экономического сотрудничества и развития.

Статистические показатели образовательных систем развитых стран рассматриваются в увязке с социально-экономическими характеристиками и результатами образования. В докладе нет рейтингов. Задача исследователей – выяснить, чем российская система образования отличается от образовательных систем других стран, в какой степени соответствует мировым тенденциям и моделям и как это может отразиться на результатах обучения и социально-экономических эффектах.

Отзывы о проекте

Мне бы хотелось поблагодарить Марка Львовича за проделанную содержательную работу. Сбор данных, их верификация – кропотливый, трудоёмкий и очень сложный процесс, но еще большая сложность после сбора данных - это их анализ и дальнейшая интерпретация. И это только часть серьезной работы, которую сегодня РАНХиГС проводит и в участии международных процессов, в которые наша страна активно включена. Мы понимаем, что зачастую преждевременное заявление о выявленных каких-то фактах, которые не подтверждаются или не подкреплены конкретным профессиональным анализом, вводит в заблуждение очень многих жителей нашей страны и очень часто не помогает, а мешает успешной реализации государственной политики, и в том числе в сфере образования.

Тем ценнее для нас представленные выводы, так как доклад носит комплексный характер и охватывает все уровни образования. В нем приведены сравнительные данные по участию населения в образовании, финансовой обеспеченности, организации учебного процесса, в частности сравнение структуры выпуска по укрупненным группам специальностей в России и развитых странах. Важно и то, что в исследовании представлено не просто сравнение показателей образования с другими странами, а то, что на основании данных международной статистики сделан анализ связи этих показателей с экономическими характеристиками страны, с трудоустройством и другими социально-экономическими факторами.

Виктор Басюк, заместитель Министра просвещения Российской Федерации

 

У нас в руках Аналитический доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов». Хочется сказать о том, что перед нами именно аналитический доклад. Он отличается глубиной анализа, использованием не только данных статистики, но и массы других данных, таких как результаты участия Российской Федерации в международных обследованиях качества школьного образования, баланс количественных и качественных оценок.

Доклад поражает своей актуальностью, в нем можно найти опыт решения целого ряда проблем и задач, которые в настоящее время являются предметом широкой общественной и профессиональной дискуссии в российской системе образования. К таким вопросам можно отнести необходимость получения школьниками профессиональной подготовки и трудового обучения; участия взрослых в неформальном (дополнительном) образовании; степень централизации управления школой на национальном уровне; объемы учебной нагрузки школьников и целый ряд других. Вопрос недофинансирования образования, который поднимается при формировании ежегодного бюджета, в данной работе приобретает необходимую доказательность и основания.

В представленном докладе убедительно доказано, что характеристики образовательных систем связаны с экономическими показателями стран и социально-экономическими эффектами образования для людей, общества и экономики и что с позиции мировой тенденции ВВП нашей страны, соответствующий уровню образования населения, должен был бы быть существенно выше. Россия имеет одни из лучших в мире показателей по объему и охвату, высокий уровень полученного образования и существенно проигрывает в реализации этого потенциала. В таком случае возникает необходимость использования доклада не только в контексте развития образования, а более широко для обеспечения развития экономики и социальной сферы, а категории пользователей результатов должны быть существенно расширены.

Очень хочется пожелать, чтобы выпуск таких докладов стал систематическим, включающим в себя как комплексные доклады, так и систему запланированных целевых, посвященных отдельным, наиболее актуальным вопросам развития образования.

Алексей Николаевич Майоров, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по образованию и науке

 

Российские исследователи давно обсуждают вопрос: «Если мы такие образованные, то почему мы такие бедные?» В книге Марка Аграновича сделан ещё один подход, на мой взгляд, очень аргументированный, к поиску ответа на эту загадку. Используя российскую и международную статистику, автор сравнивает российское образование с образованием в странах ОЭСР на сопоставимых данных и получает достаточно нетривиальную картину. Отмечу лишь два момента - М. Агранович показал, что размер класса не влияет на средний балл страны в PISA, но наблюдается статистически значимая связь между средним размером класса и долей школьников, показавших в этом обследовании низкие результаты. Любопытно также, что его анализ распределения полномочий по управлению школой по уровнями власти показывает негативную связь между степенью централизации управления школой на национальном уровне и учебными результатами.

Уверен, что книга будет востребована не только исследователями, но и управленцами, которые проектируют программы развития российского образования."

Виктор Александрович Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ

 

Аналитический доклад очень важное событие, особенно сейчас, когда серьезно меняются стратегии развития региональных систем образования в рамках национальных проектов «Образование» и «Демография», потому что позволяет на основе международных данных оценивать предполагаемые изменения с учетом текущего состояния системы, социально-экономических контекстов, а также уже сложившихся в мире моделей и тенденций развития. Грамотное использование данного документа в рамках проектного подхода к управлению позволит расставить акценты, распределить ресурсы, оценить и нивелировать имеющиеся риски. Очень надеюсь на системное продолжение данной работы.

Снежана Александровна Возняк, первый заместитель директора Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, кандидат педагогических наук

 

Представленный читателю аналитический доклад уже шестой по счету. Он содержит результаты анализа участия населения в образовании, финансирования образования, организации образовательного процесса, положения педагогов на основе международных индикаторов. Статистические показатели образовательных систем развитых стран рассматриваются в связке с социально-экономическими характеристиками и результатами образования. Здесь важно подчеркнуть, что в докладе нет рейтингов. Задача данного исследования — не выяснить, кто лучший или худший, а понять, чем система образования в России отличается от образовательных систем других стран и как это может отразиться на результатах обучения и социально-экономических эффектах образования.

Владимир Александрович Мау, д. э. н. профессор, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)

 

Российская Федерация является приверженным участником системы международной статистики, включая образование. Россия не только участвует в сборе и анализе международных статистических данных, но и поддерживает развитие статистических систем в других развивающихся странах мира. При этом Россия входит в десятку стран по качеству образования в индексе гармонизированных образовательных результатов (harmonized learning outcomes) Всемирного банка. За годы сбора информации и участия в международных сопоставительных исследованиях был накоплен огромный массив данных, которые представляют ценность как для образовательной политики России, так и для других стран, стремящихся улучшить результаты своих образовательных систем. Именно поэтому представленная публикация позволяет всем заинтересованным исследователям России и мира заглянуть глубже в сопоставительные данные и расширить знания относительно положения России относительно других стран, а также разобраться в эффективности разных образовательных политик. Данное издание вносит значительный вклад в знания о российской системе образования, а также может быть рекомендована исследователям других стран.

Тигран Шмис, руководитель образовательных проектов, старший специалист в области образования Всемирного банка

 

Обилие информации о состоянии российского образования, представленной в докладе «Российское образование в контексте международных индикаторов» в широком формате – от аналитических данных, касающихся отдельных территорий и семей, до фиксирования уровня социально-экономической активности соответствующих субъектов Российской Федерации, предоставляет возможность и диктует необходимость широкого и заинтересованного обсуждения материалов проведенного исследования.

Если обратиться к проблемам высшего образования, обозначенным в докладе, в частности, к проблемам трудоустройства молодежи, то, как следует из приведенных данных, высшее образование в России, как и в других развитых странах, обеспечивает гораздо более высокие показатели трудоустройства выпускников в сравнении с образованием других уровней и способствует повышению экономической активности молодых людей.

Актуальной и важной темой для развития российского образования и усиления его роли в мировом масштабе является также тема экспорта отечественного образования. Аналитика доклада по данному вопросу отражает, с одной стороны, высокую активность России на мировом рынке образовательных услуг, с другой – со всей очевидностью указывает на специфические особенности российского экспорта образования. В связи с этим, представляется важной аналитическая характеристика ниши, которую занимает Россия на мировом рынке образовательных услуг, анализ структуры контингента иностранных студентов и их распределение, как по уровню образовательных программ, так и по странам, откуда они приехали. Результаты анализа, приведенные в докладе, несомненно, помогут точнее наметить цели и разработать меры, планируемые для расширения привлечения иностранных студентов.

Еще одна важная тема современного российского образования – тема дополнительного образования для взрослых людей. В докладе показано, что в России, в отличие от сложившихся в мире тенденций, чем старше люди, тем в меньшей степени они участвуют в программах дополнительного образования. Это является следствием комплекса факторов – от национальных до социально-экономических. Видеть и понимать природу проблемы в этой сфере очень важно, так как как вовлечение лиц старшего поколения в социально-экономическую деятельность общества является важным ресурсом для развития национальной экономики в целом.

Нами затронуты лишь немногие темы и проблемы российского высшего образования, аналитика по которым широко развернута в докладе, позволяющая расширить и уточнить представление о формате проблемного поля затронутых вопросов, что, в свою очередь, является очень важным для формулирования и принятия управленческих решений.

Убеждена, что доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов» вызовет активный интерес со стороны профессионального сообщества, необходимость обсудить и обменяться мнениями. Заинтересованное обсуждение профессиональным кругом широкой палитры аналитических данных, приведенных в докладе, а также сделанные выводы, несомненно, способных стать фактором дальнейшего развития и совершенствования российского высшего образования.

Марина Боровская, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации

Публикации в СМИ

Коммерсантъ:
Интерфакс:
Более 40% россиян старше 24 лет имеют среднее профессиональное образование – исследование
РИА Новости| Россия сегодня
Исследование показало, какие специальности выбрали выпускники вузов РФ
Российское образование в контексте международных индикаторов
Доклад: иностранных студентов в РФ больше, чем российских за рубежом
Эксперты сравнили количество людей с третичным образованием РФ и ОЭСР
REGNUM
Названо число имеющих среднее и высшее образование граждан России
МЕЛ
Сколько зарабатывают учителя в разных странах и как число учеников влияет на успеваемость
ТАСС
Более половины россиян имеют среднее и высшее образование
NEWS.RU
В Госдуме задумались о сокращении летних каникул для школьников
Русский мир
Больше половины россиян имеют среднее и высшее образование
Российское образование (edu.ru)
Россия является страной – экспортером образования – Агранович
PROFI-NEWS
Эксперты сравнили количество людей с третичным образованием РФ и ОЭСР
Доклад: иностранных студентов в РФ больше, чем российских за рубежом
Исследование показало, какие специальности выбрали выпускники вузов РФ
3news.ru
Эксперты сравнили количество людей с третичным образованием РФ и ОЭСР
Спутник/Новости
Исследование показало, какие специальности выбрали выпускники вузов РФ
Россия сегодня (pressmia.ru)
Российское образование в контексте международных индикаторов
Еженедельный журнал ПРОФИЛЬ
Перечислены отличия школьного образования в России от зарубежного
Российская газета
Ставка на вуз. Больше всего в России готовят инженеров
Еженедельный журнал ПРОФИЛЬ
Перечислены отличия школьного образования в России от зарубежного

Мероприятия в рамках проекта

Доклад Марка Аграновича на ГФ-2020: Российское образование в контексте международных индикаторов

Реализация поставленной федеральным проектом «Экспорт образования» задачи по двукратному увеличению числа иностранных студентов до 2024 года требует поднять престиж российского образования на мировой арене.

Экспертный аналитический доклад, освещающий место российского образования в контексте международных индикаторов, был представлен на площадке XI Гайдаровского форума директором научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования РАНХиГС Марком Аграновичем. Президентская Академия представляет Россию в крупнейшей международной программе по статистике образования INES. Это позволило проводить анализ по широкому кругу показателей.

Целью исследования международных образовательных показателей, отметил Марк Агранович, было не рейтинговое сравнение России с другими странами, а выявление стратегических различий между российской и зарубежными системами образования.

Анализ показал, что в России доля людей, получивших в той или иной форме третичное образование, выше среднемировой.

 «Образование тесно связано с экономическим развитием. Чем выше доля населения с третичным образованием в стране, тем выше ВВП. Это характеристика уровня экономического развития. С этой позиции мировой тенденции, ВВП нашей страны, соответствующий уровню образования населения, должен был бы быть в два раза выше. Понятно, что на уровень благосостояния страны влияет не только образование населения, но и другие факторы. Тем не менее статистически значимая связь образования и подушевого ВВП указывает на то, что анализ особенностей системы образования нашей страны может позволить хотя бы частично объяснить, почему Россия не в полной мере использует преимущество, которое должен был бы обеспечить ей высочайший уровень образования населения», – отметил в своём выступлении Марк Агранович.

В докладе отмечено, что Россия гораздо больше, чем мир в среднем, выпускает специалистов инженерных и строительных специальностей. Доля математиков, медиков и некоторых других специальностей существенно меньше.

В сфере общего образования в исследовании отмечено, что мы существенно уступаем по количеству учебных часов средним данным по ОЭСР. Это связанно не с тем, что у нас мало уроков, а с тем, что у нас короткий учебный год. На 3-4 недели меньше, чем в других странах ОЭСР.

Презентация доклада сопровождалась дискуссией о способах повышения уровня российского школьного и университетского образования, в которой принимали участие заместитель министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская, директор Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Максим Дулинов, первый заместитель директора Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Снежана Возняк и другие эксперты. Модератором дискуссии вступила Наталья Тюрина, начальник Управления проектов в области образования и социальной сфере МИА «Россия сегодня».

Марина Боровская призвала обратить внимание на вопросы методической подготовки преподавателей: «За последние годы мы увлеклись научными публикациями, ослабив при этом методический ресурс. Нужно обязательно включать в индивидуальные планы преподавателей усиление методической базы».

Участниками экспертной дискуссии отмечена значимость работы, проведенной Марком Аграновичем, а также необходимость её продолжения.

Дальнейшие исследования позволят сформулировать рекомендации по корректировке образовательной политики, направленные на повышение отдачи от образования для человека, общества и экономики и эффективности использования ресурсов, вовлеченных в образование.

Презентация доклада...