Новости

Комментарий Натальи Тарасовой для газеты Гудок: о запрете мобильных телефонов в школе

Ученик не позвонит.

Запрет на использование мобильных телефонов в школе не решит проблем с успеваемостью.

Российским школьникам могут запретить использовать личные мобильные телефоны и планшеты во время уроков. За введение подобных ограничений высказалась министр просвещения РФ Ольга Васильева, выступая на VI Общероссийском родительском собрании 30 августа в Санкт-Петербурге. Ранее Минпросвещения совместно с Роспотребнадзором и Российской академией образования выпустило рекомендации об использовании устройств мобильной связи в школах.

По мнению Ольги Васильевой, личные гаджеты в школе не нужны, а для обучения школьникам достаточно тех, которые есть в образовательном учреждении. «Мы рекомендуем чётко и жёстко исключить использование мобильного телефона», — подчеркнула министр.

Как это можно сделать, сказано в методических рекомендациях для органов управления образованием, муниципалитетов и школ, которые были разработаны ведомством вместе с Роспотребнадзором, Рособрнадзором и Российской академией образования и в преддверии учебного года разосланы в регионы.

В рекомендациях, в частности, предлагается рассмотреть и для педагогов, и для учащихся «целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию», а также предусмотреть места хранения мобильных телефонов учеников и согласовать способы коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости или внештатной ситуации.

Документ подготовлен на основе анализа международного опыта использования устройств мобильной связи школьниками и исследований учёных. Основной аргумент его разработчиков – негативное влияние мобильников на здоровье школьников. «Длительное время использования мобильных телефонов может привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания», – заявляют в Роспотребнадзоре.

По словам директора Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Натальи Тарасовой, сегодня в России нет глубоких исследований о том, какое влияние на здоровье ребёнка оказывает постоянный контакт с мобильным устройством. Между тем Роспотребнадзор обещает в наступившем учебном году провести в пилотных регионах мониторинг функционального состояния здоровья школьников при ограничении использования мобильных устройств связи, а Рособрнадзор совместно с Российской академией образования – выборочный мониторинг повышения эффективности образовательного процесса. Пока же авторы методички, говоря об отрицательном влиянии смартфонов на результаты учёбы, ссылаются на некое британское исследование, которое якобы показало, что запрет на использование телефонов в школе повысил успешность сдачи тестов на 6,4%.

Рекомендации – это не прямой запрет. «Школам даны большие полномочия в вопросах порядка использования мобильных телефонов на их территории. Получив рекомендации, руководство может созвать, к примеру, попечительский совет или общешкольное родительское собрание, чтобы принять решение, которое устроит всех. Но однозначный полный запрет может только навредить», – добавляет Наталья Тарасова.

С ней солидарна и глава Национального родительского комитета Ирина Волынец: «Полный запрет не нужен. Ведь телефон – это ещё и вопрос безопасности ребёнка. Да, во время уроков ему место в рюкзаке. Но у родителей должна быть возможность при необходимости связаться с ребёнком».

В сочинском лицее № 95 уже четвёртый год действуют ограничения на использование мобильных телефонов. «Лицеисты даже готовили специальное исследование об их влиянии на учёбу и здоровье. Ребята представили его на общешкольном родительском собрании, после чего и было принято решение об ограничении», – говорит директор лицея Фатима Тлиф.

При входе в класс ученики складывают свои гаджеты на специальную тумбочку и забирают после окончания урока. Если родителю нужно срочно связаться с ребёнком, он может позвонить дежурному администратору школы. «Мы не устанавливали прямую связь между успеваемостью и запретом. Но занятия стали проходить комфортнее, учителя и детей ничего не отвлекает», – добавляет Фатима Тлиф.

Вопрос использования мобильников в школе – это вопрос не образования, а воспитания и культуры, уверена директор школы № 41 ОАО «РЖД» в Лисках Воронежской области Инга Смолякова. «Большая роль здесь отводится родителям. В их силах объяснить ребёнку, когда уместно пользоваться телефоном, а когда – нет», – говорит она.

В Департаменте образования Москвы тоже негативно отреагировали на перспективу запрета гаджетов в школах. «Как можно запретить то, что становится неотъемлемой частью жизни? Просто ребёнка надо научить им правильно пользоваться, чтобы это приносило ему пользу», – сказал замглавы департамента Александр Молотков.

 

Источник: https://www.gudok.ru   Выпуск № 160 (26769) 04.09.2019

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: