Новости

Наталья Тарасова на Радио России: Какие изменения приготовило Минпросвещения к новому учебному году

Изменения, подготовленные Минпросвещения России касаются как учебного процесса, так и нюансов школьной жизни. Например, рекомендовано ограничить использование гаджетов. Личные мобильники могут запретить на уроке и выделить места для их хранения. Однако эта мера остается на усмотрение школы.

Завтраки и обеды должны стать вкуснее и полезнее – Минпросвещения создаст единую модель организации питания. Пока она прорабатывается, известно, что в школах будет меньше буфетной продукции. Разработают новые стандарты школьной формы. Учебники будут одобряться всего на пять лет. Появится второй иностранный – там, где его не было, а один из уроков физкультуры могут заменить на шахматы...

Эти и другие изменения в новом учебном году обсуждали 3 сентября в прямом эфире Радио России. Экспертом в студии выступила Наталья Тарасова, директор Центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования РАНХиГС

Радио России: Почему все время приходится обновлять систему образования? Страна вырастает, как из детской школьной формы,  или время диктует, или она несовершенна, и нужно стремиться к чему-то лучшему?

Н.В. С одной стороны время диктует, и мы смотрим не только на то, что у нас происходит, мы смотрим на то, что происходит в мире и в других системах.   Мы привыкли равняться на лучшее, когда-то были сами лучшими. Теперь мы стремимся попасть в разряд лучших. Изменения, которые происходят в мире, волей-неволей постепенно приходят в нашу систему и наша система под эти изменения подстраивается.

Радио России: Вот 100% -  это та работа, которую производит учитель предоставляя, как это у нас называется, образовательные услуги. Вот из этих 100 % , сколько у него времени уходит на эти ненужные бумаги, отчеты и  сколько чистого времени на обуче6ние?

Н.В. За последний год мы такие подсчеты не проводили. Если грубо посчитать, я думаю, что даже не 50/50.  Иногда получатся, что на подготовку к занятию у учителя остается меньше времени, чем хотелось бы. Недавно мы провели исследование и выявили, что учителю хочется заниматься инновационной практикой, проводить инновационные уроки, использовать какие-то другие приемы в своей педагогической деятельности, но  ресурса у него ни временного, ни методического, который бы ему помогал, не остается, потому что на самом деле учитель очень загружен . Педагог понимает, что его самообразование будет помогать расти, ему это самому интересно. Ведь у нас по прежнему остается в системе много харизматичных ярких личностей и они  больше всего бунтуют против того, что им приходится делать не профильную работу.

Радио России: Персона директора центральная и главная в школе? Вот как директор решит, такая и будет форма образования?

Н.В. Да! По закону об образовании  так сложилось сейчас. Директору передан полностью весь функционал -  начиная с того, что он должен управлять качественно и грамотно, как мы говорим сейчас «быть менеджером», с другой стороны держать в голове и в понимании, что собой представляет среда, как устроена сейчас вся система взаимодействия между учителями родителями и учениками непосредственно и понимать, что в содержании происходит и самое главное, что он ответственный за подготовку преподавателей. И за ремонт крыши он ответственный, и за качество результатов образования, и он перераспределяет все ресурсы, которые поступают ему.

Радио России: Получается, что за все эти новшества, о которых сейчас сообщил Минпросвещения, зависят от директора?

Н.В. У директора сейчас очень большая степень полномочий и ровна такая же степень ответственности.

Радио России: Еще совсем недавно директор в школе был такой диктатор, у него не было никаких заместителей, был завуч и он был хозяин полновластный, а сейчас  у каждого директора по несколько заместителей?

Н.В. Теперь появилась команда! Особенно если мы говорим о таких мегаполисах как Москва, когда у нас в комплексах 10-12 школ и более.

Радио России: Учитель - это штучная творческая профессия?

Н.В. В любой профессии нужны талантливые люди. У нас в период 60х-70х годов была плеяда новаторов-учителей. И мы гордились, и мы тянулись за ними, и при этом сохранялась очень сильная, стабильная массовая школа. Сейчас, к сожалению, мы утратили подготовку педагогов и  у нас ощущается реальная нехватка учителей.  

Радио России: Главная задача наших школ какая? Социализация, обучение, дать знания, заинтересовать в учебе? Установка какая?

Н.В. Мы так много задач ставим школе… Мы не отрицаем социализацию, в первую очередь, чтоб ребенку было хорошо, чтоб ребенку было комфортно дальше мы не отказываемся от знаний. В какие - то предшествующие годы мы говорили –это не главное, главное компетенции. Мы не говорили долгое время о воспитании, сейчас мы говорим. Без воспитания никуда - иначе мы потеряем человека.

Радио России: А новые стандарты, там вводятся все эти аспекты, которые вы перечислили?

Н.В. Тот стандарт, который был запущен и сейчас редактируется, он просто в большей степени напомнил то, что на учительском языке называется- наполнен дидактическими единицами. Там результаты в большей степени конкретизирующие, чем это было в предшествующей версии. А структура, то, как он задумывался в предыдущей версии, она сохранена.

Радио России: Вы сказали результаты. Это что - ЕГЭ? объективный контроль он где?

Н.В. У нас сейчас так выстроена система, что у нас в основном внешний контроль.

Радио России: А как результат измерить на выходе?

Н.В.  Измеряют контрольными, всероссийскими проверочными работами (ВПР). Мы, как страна, участвуем в международных исследованиях и для нас это является некоторым градусником - нас сравнивают с другими странами, входящими в ОЭСР, какие позиции мы там занимаем. Надо сказать, что по начальной школе мы успешны. Мы заняли первое место в позициях, где включены начальные классы. Проблемы у нас в следующем: ребята не умеют коммуницировать друг с другом, и западает у нас естественнонаучный блок.

Радио России: А почему у нас нет командного духа?

Н.В. Мне кажется, в предшествующий период мы большей степени  настроились на работу отдельно взятого ученика, на его продвижение. И посчитали, что  тот старый формат советской школы, когда мы  говорили о коллективе, а не развитии личности, устарел и не нуждается в развитии. Мы не сделали плавный переход от работы в коллективе -  к работе в команде .

Радио России: О какой команде идет речь, если сейчас все зависит от одного ученика? Он персонально отвечает за свое тестирование?

Н.В. Мы вводим термин  «коллаборация» –это значит умение работать совместно над одним общим делом (в проекте) мы его вводим как иностранный термин. Иногда мы говорим – сотрудничество.

Радио России: Кстати, ЕГЭ по некоторым предметам усложнится . Критерии к оценкам по русскому языку, истории изменятся. Зачем усложнять? Российские школьники и так самые тревожные по результатам исследования.

Н.В. Тут трудно делать окончательный вывод. Система ЕГЭ заставляет натаскивать, не учит мыслить, и все время меняется формат самого экзамена, меняются задания и в связи с этим задания усложняются. Но мы постепенно уходим от тестового выбора как от такового - сейчас в большей степени даются такие задания, которые заставляют подумать. Это естественно усложняет сдачу экзамена. Другое дело - как это все будут проверять. Проверять такие усложненные задания не просто.

Радио России: А ЕГЭ это навсегда?

Н.В. В той жизни, в которой мы сейчас находимся - навсегда. Разработчики ЕГЭ всегда говорят « Предложите что-нибудь иное, мы готовы обсуждать».

 Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте:


Источник: www.radiorus.ru

Business фото создано jcomp - ru.freepik.com