Новости

Доверие становится значимым показателем образования: ведущие СМИ об исследовании ФИРО

ФИРО РАНХиГС был проведен масштабный on-line опрос, посвященный изучению доверия и доверительных отношений в образовательной практике «глазами учителя». Общее количество респондентов составило 18594 учителя школ из всех федеральных округов страны.

Исследование

В ходе анализа данных опроса было выделено три группы, в зависимости от стажа педагогической деятельности:

1-5 лет - 2917 респондентов (15,7 %)

5-20 лет  -  5930 респондентов (31,9%)

от 20 лет и выше - 9747 респондентов (52,4%)

Всего  - 18594 респондентов (100%)

В первой части исследования учителя отмечали меру доверия к себе по предложенной шкале: полностью доверяю, скорее доверяю, доверяю частично, не доверяю. Анализ данных показал, что в авангарде доверия находится группа педагогов, с опытом работы от 20 лет (см. рис 1). Данная группа учителей имеет самые высокие показатели доверия к себе по всем параметрам, кроме «умения строить взаимоотношения с вышестоящими». Стаж и опыт работы позволяет данной группе учителей не всегда соглашаться с представителями администрации и даже вступать с ними в противоречия и конфликты. Именно эта группа учителей будет формировать доверительное пространство как в среднесрочной, на ближайшие 3 года, а с учетом повышения пенсионного возраста, в долгосрочной перспективе.

 Рисунок 1 – Уровень доверия педагогов (в %)

Вторая часть опроса предполагала развернутые ответы и была посвящена выявлению препятствий на пути установления доверия с субъектами образовательной деятельности. Отметим, что развернутые ответы были даны далеко не всеми учителями, часть предпочла короткие ответы.

Анализ ответов учителей показал множество сходных суждений на выделенные посредством контент-анализа смысловые единицы. Препятствия, которые наиболее часто назывались учителями, трактовались в качестве рисков утраты доверия (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Вопросы

Частотность сходных ответов (в сырых данных.)

Доверию ничего не мешает (риска нет)

В целом нет, но есть вопросы (риск конфликтогенности)

Существуют препятствия доверию (есть риск)

Что мне мешает доверять ученикам? (Риск доверию ученикам)

9052

7176

2366

Что мне мешает доверять родителям? (Риск доверию родителям)

6922

8374

3294

Что мне мешает доверять администрации образовательной организации? (Риск доверию администрации)

12587

3242

2765

Общее число ответов (Отсутствие или наличие совокупных рисков)

28561

18792

8425

 

Все ответы сгруппированы в три категории: препятствий доверию нет - 51% ответов, в целом препятствий нет, но есть конфликтные вопросы - 34%; существуют препятствия доверию -15%. Это позволяет определить существующий уровень риска утраты доверия в образовательной среде (см. рис. 2).

Таким образом, существует риск возможного возрастания уровня конфликтности 2-й категории ответов, что может привести их в разряд риска утраты доверия. И, если мы будем оценивать наличие потенциальных рисков в совокупности с существующими конфликтогенными факторами, то надо отметить, что уровень риска резко повышается (49%). В таком случае надо признать, что современная школа - территория потенциального риска для существования доверительной и безопасной среды.

Рисунок 2- Существующие риски доверию

Кратко остановимся на анализе ответов, содержащих потенциальные риски установления доверия по каждому из предложенных вопросов.

Вопрос: «Что мне мешает доверять учащимся?»

Практически половина учителей отметила, что препятствием доверию выступают: негативные качества учащихся, установки родителей, безответственное отношение к учебе, установки учителей на статусную дистанцию. Поэтому опыт учителя убеждает придерживаются правила «доверяй, но проверяй».

Вопрос: «Что мешает доверять родителям?»

Здесь были выделены следующие факторы, мешающие налаживанию доверительных отношений с родителями: неискренность, лживость, желание выгородить своего ребенка, оправдать его, неверные, с точки зрения учителей, воспитательные установки родителей, отсутствие или недостаток общения с родителями, разница в ценностях и возрастные различия. Особое место в ответах учителей занимает ответ «агрессия, неуважение, потребительское отношение к учителям», порожденный установкой, что образование рассматривают как сферу услуг (11% опрошенных).

Вопрос: «Что мешает доверять администрации?»

Большинство опрошенных позитивно ответили на данный вопрос «ничего» – это 80,6% учителей.

Ответы части учителей, свидетельствующие о недоверии администрации школы, наводят на мысль о том, что столь большое количество положительных ответов являются социально желательными. На самом деле, учителя (хотя и не все) боятся давать честные и искренние ответы на этот вопрос, так как, исходя из ответов возникает ощущение, что в ряде случаев произвол администрации порождает не только недоверие, но и страх искренне отвечать на данный вопрос. Учителя боятся санкций. Для подтверждения данного предположения нами были подробно проанализированы ответы оставшейся части учителей – а это 3032 человека или 19,4%. Было выделено 15 паттернов негативных взаимоотношений с администрацией, в том числе паттерн конфликта. Назовем в качестве примера некоторые из них: необъективность, нехватка или сокрытие информации, ложь и обман, отсутствие стабильности (чувство незащищенности и бесправия).

Некоторые учителя указывали на то, что их могут уволить, наказать, снизить оплату стимулирующей надбавки или вообще ее лишить. В общей выборке на это указало небольшое число учителей, процент вроде не большой, относительно всей выборки, но это почти 1000 человек. Насторожило также большое количество учителей, отказавшихся отвечать на данный вопрос, что можно трактовать как избегание риска санкций.

В целом, анализ позволил выделить проблемы, которые чаще указывают учителя, в качестве основных рисков препятствия доверию различных субъектам образования. Обозначим первые шесть лидирующих ответов, составивших 60% от всего числа указанных в ответах препятствий доверию (табл.2).

Таблица 2

Препятствия доверию (паттерны недоверия)

Частота

(из 8425 ответов)

%

Обман и неискренность детей (в том числе, поощряемые или игнорируемые родителями)

1726

20,5

Родительские агрессия, неуважение, потребительское отношение к школе

980

11,6

Непрозрачность отношений с администрацией

703

8,3

Обман и неискренность родителей

611

7,3

Безответственность, безразличие родителей к школьным делам ребенка

535

6,4

Воспитание в семье

523

6,2

Всего

5081 

60,3

Остальные паттерны недоверия (9 паттернов недоверия ученикам, 5 – родителям, 13- администрации)

3344

39,7

 

Как показал опрос, большинство учителей считает, что доверяет себе во всех сферах профессиональной деятельности. Большинство учителей доверяет себе в профессиональной деятельности и своим ученикам (высокий уровень доверия - по 74%), половина учителей доверяет и чуть меньше не доверяет родителям учащихся (средний уровень доверия - 61 % против 39%). Лидер доверия, по ответам учителей – администрация школы, ей доверяют, даже больше, чем себе (80% против 78 %). В данном случае, надо понимать — этот показатель во многом обусловлен социально желательными мотивами, а не наличием доверия. Это подтверждается также ответами учителей на вопрос о доверии к себе в умении строить отношения с вышестоящими. Здесь результаты были намного скоромнее: доверяют себе лишь половина из отпрошенных (51%).

 

Итак, обобщенные данные свидетельствуют, что все учителя, независимо от стажа работы, могут обеспечивать доверительное пространство образовательной среды. Однако, как показал более детальный анализ, в этом «море» доверия существуют подводные «камни», или проблемы, выявленные в ходе опроса.

Первая - некоторая часть учителей считает, что доверие вообще не нужно в профессиональной деятельности, ибо оно не является компетенцией учителя, главная его задача – это обучение учащихся.

Вторая – агрессия, неуважение, потребительское отношение к учителю и школе, отношение некоторой части родителей к педагогам как к обслуживающему персоналу.

Третья – есть случаи, когда администрация ориентируется только на собственные интересы, часто в ущерб учителям и даже детям. Администраторы образовательной деятельности не всегда понимают, что все участники образовательного процесса: учителя, дети, родители нуждаются и заслуживают равной организационной и управленческой поддержки.

Четвертая – ориентированность руководства на отчеты, так называемые «бумажные дела». Надо признать, что такой метод руководства может давать неплохие результаты. Но на короткой дистанции. Когда можно отрапортовать вышестоящему начальству об успешных результатах - сейчас. Стратегически это путь к разрушению доверия.

Пятая – размер заработной платы. Приведем один ответ: «Слишком низкая заработная плата, хотя во всех СМИ говорят и пишут, что учителя хорошо зарабатывают, стимулирующие выплаты выделяются на школу 1 раз в квартал, а не ежемесячно и их размер смехотворный». Нужны механизмы, которые позволят компенсировать низкие доходы и эмоциональные потери (эмоциональное выгорание у педагогов, связанное с профессиональной деятельностью).

Шестая – исследование показало, что существует потребность в расширении информационного взаимодействия между родителями и учителями.

 

В целом все полученные результаты означают - доверие становится все более значимым показателем образования, в том числе доверие между всеми субъектами образовательной деятельности (учителями и детьми, учителями и родителями, учителями и администрацией школы).

 

Авторы:

Татьяна Скрипкина, доктор психологических наук, ФИРО РАНХиГС

Эльвира Ванданова, кандидат психологических наук, ФИРО РАНХиГС

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: