Новости

ФИРО РАНХиГС на БМСО-2019

С 3 по 5 октября текущего года в Иркутске прошел II Байкальский международный салон образования. Федеральный институт развития образования РАНХиГС принял активное участие в деловой программе Салона и в этом году на площадке БМСО-2019 Институтом были организованы круглые столы, панельные дискуссии, проектные сессии.

previous arrow
next arrow
Slider

Так, в день открытия Салона ФИРО РАНХиГС прошла панельная дискуссия «Региональная инфраструктура нацпроекта «Образование» - возможен ли баланс формы и содержания?» с участием представителей органов власти Иркутской области.

Ведущим дискуссии выступил директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов. Участники обсудили какие стратегические решения и изменения управленческих процессов потребуются в регионе для успешной реализации нацпроекта «Образование».

            Нацпроект «Образование» - это ключевой элемент государственной политики в сфере образования на ближайшие годы и разворачивающаяся инфраструктура, действительно, будет очень большой, а разветвленная сеть национальных проектов по всему социальному блоку требует масштабного межведомственного взаимодействия. Нужен «мета-управленческий» взгляд на архитектуру нацпроекта «Образование» и другие нацпроекты для определения точек взаимного усиления, концентрации усилий.

Необходимо осознать, что проектное управление - инструмент управления, который требует изменений в сознании людей - работников системы образования. Развитие инфраструктуры бесполезно и опасно без связи с содержанием образовательных программ, без механизмов поддержки и развития созданной инфраструктуры за рамками национального проекта

«Везде – где красной линией, где-то вкраплениями – звучит мысль: что-то должно поменяться в мышлении, чтобы мы начали думать, а потом действовать. И при проектной работе это очень важно. У нас четыре года впереди, давайте думать, как инструментально собрать в группу инициативных людей, чтобы для всех стало видно, что это Национальный проект, а не просто выполнение череды мероприятий», - отметила заместитель министра образования Иркутской области Елена Апанович  

О перестройке работы надзорных органов рассказала руководитель службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Натальи Краснова: «Сейчас сделан огромный рывок в образовательной сфере, и контрольно-надзорная деятельность находится иногда даже "тормозом".  Почему? Потому что нормативная база не должна с таким опозданием формироваться или меняться. Сам проект очень подвижный, и пользоваться старыми нормативными документами очень трудно.

К сожалению, идет много контрольно-надзорных органов на учреждения образования. Приходя в школу, мы часто встречаемся с коллегами из других надзорных органов. Очень много проверок. И это не касается тех учреждений, где вопросы жизни и здоровья людей, стоит очень остро. Но сейчас у нас есть список учреждений, где проверки можно проводить раз в пять-семь лет, можно работать с сайтами учреждений, не приходя в них. Время ушло далеко вперед, методы и приемы деятельности тоже. Пока не везде так бывает, и нам есть над чем работать»

Также участниками дискуссии было отмечено, что национальному проекту "Образование" не хватает внятной информационной политики. А ведь о проекте необходимо рассказывать не только педагогам, но и родителям, ученикам. Государство выделяет огромные деньги, нацпроект предполагает интересные формы работы, не только отчеты, но об этом нужно написать на обычном для людей языке.

«Региональным органам управления в области образования необходимо осознать, какие изменения управленческих процессов потребуются и вовремя принять стратегические решения, для того чтобы не оставаться на задворках нацпроекта «Образования», а, может быть, наоборот, его возглавить, ведь нацпроект затрагивает не только образовательную отрасль, а его результаты важны не только для школы, но и для всей жизни», - подвел итоги дискуссии Максим Дулинов.

От Иркутской области в разговоре приняли участие представители Министерства образования, Министерства экономического развития, Министерства по молодежной политике, Министерства труда и занятости, Службы по контролю и надзору в сфере образования, Общественной палаты, ИРО и РИКПНПО.

 

4 октября в рамках БМСО прошла проектная сессия «Проектирование архитектуры региональной системы профессионального образования Иркутской области», где обсуждался вопрос о будущем системы профессионального образования региона. В ходе работы были представлены три сценария развития событий. 

Директор ФИРО  РАНХиГС Максим Дулинов, выступивший модератором сессии, предложил следующие варианты: первый – среднего-профессионального образования (СПО) в России не будет; второй – оно уходит в корпоративный сектор, третий – продолжает работать. 

В ходе сессии участники пришли к выводу, что каждый вариант сценария теоретически возможен. Развитие первого сценария подтверждают цифры. В текущем году на программы подготовки квалифицированных рабочих было принято 11 % учащихся от существующий нормы набора. 

По мнению заместителя министра образования Иркутской области Евгения Торунова, состояние учреждений СПО очень противоречивое. Одновременно оно активно развивается. Есть учреждения, развивающие направления подготовки, о которых большинство еще не слышали. С другой стороны, в арсенале техникумов - станки, которые устарели, но на них продолжают обучать профессиям. Возникает резонный вопрос: кому будут нужны такие специалисты и как исправить ситуацию? Кроме того, бизнес-корпорации, которые нуждаются в специалистах рабочих профессий, пытаются организовывать собственные обучающие центры, однако их содержание очень затратно. 

Второй вариант сценария – уход СПО в корпоративный сектор. Необходимо взаимодействие между бизнесом и СПО, чтобы техникумы занимались подготовкой кадров для крупных корпораций. 

Третий вариант сценария – среднее-профессиональное образование продолжает жить. По мнению участников, это «самый затратный вариант» и разумный. По мнению Олега Яценко, директора центра профориентации «PROF.Navigator», «сценария на отстрел СПО» в принципе быть не может. Хотя и наблюдается недобор учащихся по некоторым направлениям, приток в техникумы в последнее время значительно увеличился. Есть дети, для которых учеба в образовательных учреждениях среднего звена – единственно возможный вариант развития событий. Количество учащихся увеличивается и по мере возрастания требований к единому государственному экзамену. 

Участники пришли к выводу, что СПО будет развиваться в будущем, но необходимо развивать на законодательном и содержательном уровне разнообразие образовательных программ. Существенно уже отличаются необходимые условия для реализации программ, ориентированных на региональный рынок труда, на компетенции будущего и чемпионатное движение, на потребности людей с ОВЗ. Эти отличия сохранятся в будущем. Разнообразие программ должно стать основой конкурентоспособности СПО по сравнению с корпоративным обучением и другими уровнями и видами образования в будущем.

«Наиглавнейшее условие развития профессионального образования - государственно-частное партнёрство между профобразованием и бизнесом. Это основной механизм, обеспечивающий финансирование, материально-техническую и кадровую оснащенность, качество профессионального образования, ведущее к востребованным квалификациям», - заключил директор Центра профессионального образования и систем квалификаций Владимир Блинов.

 

В тот же день состоялась панельная дискуссия «Профориентация: ориентируем на профессии или учим ориентироваться в профессиях?». 

Модератором дискуссии выступил ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Игорь Сергеев. В ходе обсуждения были рассмотрены различные стратегии профориентационной работы и ее организации в разных регионах. Спикерами дискуссии стали руководили служб трудоустройства вузов и колледжей, представители министерства труда и занятости Иркутской области, эксперты, изучающие тенденции в сфере профессиональной ориентации. 

Сегодня реализуется федеральный проект «Билет в будущее», который включает онлайн-тестирование, фестиваль профессий, интерактивные игры-навигаторы профессий и другие мероприятия. Как сообщил Игорь Сергеев, одна из главных проблем профориентации заключается в переизбытке информации, мероприятий, услуг различных центров профориентации, а также в отсутствии системного подхода. 

«Анализ ряда регионов по результатам профессиональной ориентации, проведенный в 2018 году, показал, что в этой работе нет системности, комплексности и опережающего характера. Как известно, состояние рынка труда постоянно меняется, поэтому все программы и стратегии необходимо разрабатывать с учетом этих изменений», - сказал эксперт.

В ходе дискуссии участники подчеркнули необходимость создания в каждом регионе общей стратегии, которая бы объединила и согласовала существующие программы и подходы. Кроме того участники предложили ввести должность «педагог-навигатор». Такой специалист должен помогать школьникам и студентам ориентироваться в большом потоке информации и услуг по профориентации. 

 

Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, выступила ведущей еще одного круглого стола «Наставничество в образовании: статус, функции, результат».

В ходе круглого стола были рассмотрены задачи наставнической деятельности; функции и компетенции наставника в образовании, личностные качества; возможные подходы к определению результатов и критериев оценки деятельности наставников. В фокусе внимания участников оказались практики наставничества и методологические основы наставнической деятельности в образовании.

Является ли наставничество отдельным видом деятельности? Каковы основные задачи деятельности, функции? Что является результатом деятельности наставника? Как результат оценить?

На эти вопросы постарались ответить эксперты, участвующие в круглом столе.

Спикерами круглого стола выступили Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки рабочих кадров НАРК, Екатерина Морозова, директор Открытого университета Сколково, Алексей Федосеев, президент, Ассоциация участников технологических кружков, Сергей Кукушкин, заместитель генерального директора ИСС Роскосмос, Владимир Блинов, директор Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

Форсайт-сессия «Компетенции будущего»,  ориентированная на студентов отрасли ЖКХ, так же состоялась 4 октября. Модератором мероприятия стал Игорь Сергеев, ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС. В рамках сессии разговор шел о структуре труда в постиндустриальной экономике, о том как происходит переход от стандартизованных профессий к гибким компетенциям. Как выглядит профессиональный стандарт сегодня и каким он будет завтра. Что такое hard skills, soft skills и digital skills? Как будет устроен Региональный атлас перспективных компетенций Иркутской области и как он будет использоваться?

Участниками были рассмотрены способы получения информации о перспективных компетенциях, определяется пакет новых компетенций (новые актуальные компетенции, компетенции ближайшего будущего) по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство». В процесс обсуждения и интерактивной работы активно вовлечены не только ребята, но и спикеры: Участие в мероприятии приняли Екатерина Есенина, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, Игорь Просвирнин, заместитель директора по развитию ООО «Иркутские буровые работы», эксперт ЦОК СПК ЖКХ Ассоциации «Союз коммунальных предприятий Иркутской области», Андрей Ильин, генеральный директор ООО «Восточно-Сибирский центр энергоресурсосбережения», Анна Арциховская, начальник отдела реализации образовательных программ Центра опережающей профессиональной подготовки г. Тулун.

В рамках БМСО эксперты Института встретились с экспериментальными площадками ФИРО РАНХиГС. В профессиональных образовательных организациях Иркутской области реализуется рад проектов под руководством Владимира Блинова, Екатерины Есениной и Игоря Сергеева. На площадках проходят проекты, связанные по с применением профессиональных стандартов, организацией обучения на рабочем месте, профессиональной ориентацией и цифровизацией профессионального образования. В ходе встречи руководители провели  консультации с иркутскими коллегами.

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: