Новости

Наталья Тарасова для онлайн-издания «Мел»: "Я не нахожу глубоких противоречий в проектах ФГОС"

18 сентября завершилось общественное обсуждение новых ФГОС — федеральных государственных образовательных стандартов для начальной и основной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт — это перечень обязательных требований ко всем учебным заведениям России. Школы, детские сады и вузы обязаны его соблюдать. Цель стандарта — структурировать и привести образование по всей стране к единообразной системе. Министр просвещения РФ Ольга Васильева в 2018 году подчёркивала, что задача стандарта — чтобы во всех школах России ученикам был доступен один и тот же минимум материала.

В документе описываются подробные требования к программам, по которым должны учиться дети, к педагогам и условиям образования. Но самое главное — требования к результатам обучения. Педагогические комиссии так и проверяют школы, по ФГОС.

Цель обновлённого стандарта — конкретизировать обязательства школ, педагогов, а также установить более чёткие требования к результатам обучения. Министерство утверждало, что стандарт никак не будет ограничивать «творчество» педагогов.

Однако и с новой версией согласны далеко не все. Комитет гражданских инициатив вместе с ведущими педагогами страны составили открытое письмо, где объясняют, почему новый ФГОС не приведёт ни к чему хорошему и не решает проблем образования, а лишь имитирует такое решение. Невозможность персонализации обучения, зазубривание вместо обучения навыку учиться, чрезмерная жёсткая предметная фиксация — это далеко не полный перечень критических замечаний. «Дети проигрывают, общество проигрывает, государство проигрывает. В выигрыше могут оказаться только контролирующие чиновники, для которых расширяется поле деятельности, и издатели „единственных учебников“, которым будет гарантирован госзаказ», — резюмируют критики.

Онлайн-издание «Мел» опубликовало мнение с некоторых экспертов из числа подписантов заявления Комитета гражданских инициатив, а также мнение Натальи Тарасовой, директора центра Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, которая не совсем согласна с содержанием критики проекта.

Комментарий Натальи Тарасовой:

Я не единожды участвовала в проведении экспертизы стандартов общего образования. Проводила сравнительный анализ ФГОС-2009, ФГОС-2010, ФГОС- 2018, ФГОС-2019.

Проекты ФГОС НОО и ООО 2019 года опираются на методологические положения предыдущих версий стандартов. Анализ опыта их внедрения в школы позволил авторам новых проектов скорректировать логику изложения, уточнить и отредактировать текст.

Я не нахожу глубоких противоречий в проектах ФГОС. Анализ «первой части» стандартов, а не содержания предметов, свидетельствует, что в них конкретизировали требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Теперь они создают основу для организации системной работы по их достижению каждым учеником, а также формированию системы формирующего оценивания уровня их достижения.

Каждое из выделенных УУД содержит критерии (дескрипторы) их сформированности, что может стать основой объективной критериальной и формирующей оценки соответствия метапредметных результатов установленным требованиям. Кроме того, это позволит учителю обоснованно и конкретно формулировать цели учебных занятий, определять методы диагностики, контроля и мониторинга их достижения в классе в целом и каждым учащимся персонально. Раньше эти результаты были описаны обобщённо, вызывали много вопросов у практиков. Для педагогов все положения стандарта должны быть понятными и реализуемыми.

Некоторые скажут: чем больше мы конкретизируем, тем больше жёсткости, контроля и бюрократизации в школе.

Я не за жёсткость и бесконечный контроль. Но когда учитель не понимает, что он должен делать, когда ему не до конца ясно, в чём, например, сущность метапредметных образовательных результатов, как он может обеспечить их реализацию? В новой версии стандарта пытаются внести эту ясность.

Кстати, о том, что идёт разработка нового стандарта, было объявлено ещё в феврале 2019 года. Первый вариант на экспертизу я получила в марте, следующую версию — в июне. Наверное, авторов письма очень беспокоит, что слишком быстро вносятся изменения во ФГОС. Слишком рано делать выводы об их коррекции или несоответствии. Но я не вижу никаких глубинных противоречий.

Да, есть ощущение, что так мы консервируем систему образования, меньше свободы давая учителю и больше — контролирующим органам. Но мне кажется, что в наших школах проблема в другом — в плохой подготовке педагогических кадров, в потере статуса преподавателя, в нехватке учителей и в бюрократизации школы.

Источник: интернет-издание МЕЛ

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: