Новости

Максим Дулинов для Учительской газеты: о мотивации педагога

Мотивация для учителя: что на первом месте?

«Учительская газета», №42 от 15 октября 2019 года

Событие недели

Минпросвещения России планирует в октябре завершить разработку проекта новой системы мотивации педагогов, после чего представит ее вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой, курирующей нацпроект «Образование». Об этом, как передает ТАСС, во время встречи с учителями в Томске сообщила заместитель министра Марина Ракова. Она отметила, что профессионализм педагогов возможно повысить в первую очередь через мотивацию к саморазвитию, но ее сейчас практически нет по разным причинам - из-за зарплат, нагрузки и профессионального выгорания. Новая система мотивации, по словам замминистра, приведет в том числе к определенным изменениям в системе оплаты труда работников образования. Чем еще можно мотивировать педагогов?

На вопрос «Учительской газеты» отвечают управленцы сферы образования, ведущие эксперты отрасли, учителя

Максим ДУЛИНОВ, директор Федерального института развития образования РАНХиГС:

- Недавно ФИРО РАНХиГС провел исследование затруднений учителей, и на первое место в опросе, в котором приняли участие более 400 человек, с большим отрывом от других проблем вышло отсутствие у педагогов мотивации к использованию инновационных технологий и недостаточное знание ими теории технологизации образования.

Пути преодоления этих барьеров связаны с совершенствованием системы дополнительного профессионального образования учителей. Это в том числе и разработка новых эффективных программ повышения их квалификации и профессиональной переподготовки, обновление методики проведения занятий в системе ДПО.

В этом смысле цифровая трансформация основ образовательного процесса позволит ускорить решение этих и ряда других проблем школьной повестки дня. С внедрением цифровых технологий в школу индивидуализация обучения не только для учеников, но и для учителей становится реальностью.

 

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности - детям»:

- Важный фактор мотивации - атмосфера в школе, которая во многом зависит от профессионализма администрации. Для педагога важно, что его слышат, права соблюдают, а труд оценивают по достоинству. По данным опроса 3500 российских учителей, проведенного в этом году фондом «Национальные ресурсы образования», больше 60% из них вынуждены работать более чем на одну ставку, а каждый десятый - на две и более. Но есть школы, из которых учителя уходят в первую очередь из-за давления, а не из-за низкой зарплаты. Они не ощущают себя равноправными участниками образовательного процесса. Для нормализации обстановки в школе необходимо найти способ вернуть педагогам чувство защищенности. Также необходимо снижать лишнюю отчетность, предоставить возможность работать на качество, используя при этом оборудованные классы, современные цифровые ресурсы и учебники.

 

Наталья ТИМОШИНА, начальник Управления образования г. о. Красногорск, Московская область:

- Если зарплаты у педагогов останутся низкими, а нагрузка не уменьшится, ни о какой мотивации говорить нельзя. Самое главное - это уважение педагогического труда и признание, доверие вместо контроля и поддержка вместо указаний. Все это наверняка сможет повысить мотивацию педагогов к саморазвитию. К сожалению, сейчас во многом не так. Кто только не указывает педагогам, как работать, но почему-то все забывают, что педагогов учили быть педагогами.

Очень важно, чтобы система оценки педагогического труда была адекватной и индивидуальной. Ведь на словах все понимают, что первые хорошие оценки ребенка, восстанавливающегося после долгой болезни, могут быть не меньшей заслугой учителя, чем победы в предметных олимпиадах. Вариантов профессионального роста педагогов большое количество, важно, чтобы педагоги чувствовали потребность в росте профессионального мастерства.

 

Елена ЛУКЬЯНЧИКОВА, учитель истории и обществознания нижнемамонской школы №2, Воронежская область:
- На мой взгляд, зарплата для учителя - это не главная мотивация. На первом месте социальные потребности и интересное общение с детьми. Ведь каждый новый класс дает учителю что-то новое, обогащает его. Поэтому мотивацией для учителя может стать, например, интересная экскурсия вместе с классом, она может быть наградой за участие в каком-нибудь конкурсе.
Немаловажный момент мотивации - это отношение государства к учительскому труду. Достойное и уважительное отношение должно проявляться не только через высокую зарплату, но и через другие льготы для учителей, например ипотека под минимальный процент, какие-то специальные программы и бонусы. Я знаю много молодых коллег, которые хотели бы улучшить свои жилищные условия, но как только они пытаются стать участниками тех или иных программ, начинаются настоящие трудности.

 

Источник: "Учительская газета"

Фото: ru.freepic.com
Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: