Новости

«Мы не делим детей на здоровых и с инвалидностью» — Максим Дулинов в Общественной палате РФ

24 октября в Общественной палате РФ обсудили проект «Успех для каждого ребенка» в рамках нацпроекта «Образование».

В обсуждении приняли участие представители научных организаций, общественники и независимые эксперты профильных организаций обсудили национальный проект «Образование» проект «Успех для каждого ребенка».

По словам организаторов общественных слушаний, Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки, в настоящее время Минпросвещения России развивает систему дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». К 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80 процентов детей в возрасте от пяти до 18 лет. По статистике, общее число таких детей в 2018 году составило более 16,4 миллиона человек.

Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, а также модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.

«Наша задача — провести анализ, обобщить мнения, которые поступили в рамках опроса, проводимого Общественной Палатой РФ и постараться выработать предложения, которые впоследствии будем передавать нашим коллегам в органы власти, — сказал заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Александр Русаков— Мы пытались оценить, как реагирует общество, респонденты на те или иные решения нацпроектов. Многие мероприятия запланированы начиная с 2020 года. Многие направления уже запускаются, в частности мобильные кванториумы. На мой взгляд, эта работа эффективна».

Представитель Министерства просвещения РФ Максим Инкин подчеркнул, что нацпроект направлен в целом на всех участников системы образования: на педагогических работников, школьников и их родителей: «Есть несколько ключевых механизмов, которые нацпроект наполняет. Первое — это сетевая форма реализации образовательных программ, второе — создание онлайн-контента, третье — формирование сообщества, четвертое — внутригоризонтальное обучение».

Он также отметил, что благодаря нацпроекту развивается механизм наставничества в системе дополнительного образования: «Приходят люди не из педагогического сообщества, а те, кто давно работал в отрасли и готов делиться своими знаниями. Нормативные препоны были сняты, поэтому профстандарт сейчас позволяет работать с детьми в рамках системы допобразования».

Проректор Новосибирского государственного педагогического университета по стратегическому развитию Наталья Алтыникова посетовала, что нацпроект образования охватывает разные уровни образования, кроме педагогического.

«Педагогическое образование выключено из этого проекта практически полностью. Если у нас не готовы кадры к этой работе, то ничего с места не сдвинется и качественных изменений не будет. Нам бы хотелось быть более включенными в эти проекты. Новая образовательная среда требует педагога нового направления, раз уж так получилось, что отдельного проекта по развитию педагогического образования нет, то хотелось бы все-таки, чтобы педагогические вузы были активно включены в реализацию тех проектов, которые есть в рамках нацпроекта “Образование”. В каждом проекте там есть место, но, к сожалению, мы выключены из информационной повестки, нас не приглашают на эти мероприятия», — поделилась она.

Директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов отметил, что указанная выше проблема состоит не просто в том, что педагогические вузы не включены в реализацию как акторы нацпроекта «Образование», а проблема стоит гораздо острее: «Потому что вся система образования сейчас получает мощный толчок движения вперед, кроме педагогических вузов, которые вынуждены работать в старых форматах».

В своем выступлении он также отметил, что «Успех для каждого ребенка» — особый проект.

«Мы не делим детей на здоровых и с инвалидностью. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют определенного отношения и подготовки тех программ и людей, которые с ними работают. Вовлекая детей с ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и мигрантов — в этом смысле федеральный проект может быть больше ориентирован на ребенка», — пояснил Дулинов.

 «Говоря об успехе каждого ребенка, важно обращаться к проблеме социальной инклюзии.

Наиболее ресурсной в этом отношении является система дополнительного образования, которая традиционно формировалась как система, открытая каждому ребенку, независимо от его стартовых возможностей.

В 2019 году в ФИРО РАНХиГС было проведено исследование ресурсов социальной инклюзии в сфере образования и были разработаны пять моделей социальной инклюзии в сфере дополнительного и неформального образования. Основная задача, стоявшая перед экспертами при разработке моделей  – помочь организациям дополнительного образования аккумулировать имеющиеся ресурсы для позитивной социальной реабилитации, адаптации и самореализации детей.

Таким образом, нам видится возможность обеспечить условия для охвата максимально возможного количества детей, нуждающихся в поддержке, и, тем самым, выйти на реализацию федерального проекта, - заявил директор ФИРО РАНХиГС.

Член Общественной палаты Воронежской области Ольга Картавцева при разработке нацпроекта попросила обратить внимание на организацию рабочего времени и оплату учителей.

«Как бы мы ни готовили учителей, на первом месте кадры, сам учитель. И сегодня, и вчера мы говорили о загруженности учителей. Да, приостановился процесс ухода из профессии 35 плюс, наблюдается увеличения числа педагогов 50 плюс, но происходит отток из профессии молодых учителей. Это происходит из-за низкого финансирования. Заработная плата педагогов имеет тенденцию к снижению, и параллельно идет увеличение нагрузки из-за увеличения количества детей в классах. Предлагаю проанализировать, сколько же школ работает в соответствии со штатным расписанием», — предложила она.

Подводя итоги, Александр Русаков отметил, что все предложения участников круглого стола будут учтены и войдут в пакет рекомендаций для органов власти.

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: