Новости

Максим Дулинов выступил на заседании Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования

28 октября в РСПП состоялось первое заседание Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования.

Совет был создан 25 сентября 2019 г. решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

К деятельности Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования отнесены следующие профессиональные квалификации:

- педагог (воспитатель, учитель);

- педагог-психолог (в сфере образования);

- педагог дополнительного образования детей и взрослых;

- специалист в области воспитания;

- специалист в области организации деятельности детского коллектива;

- руководитель общеобразовательной организации;

- помощник воспитателя;

- педагог дошкольного образования;

- руководитель дошкольной образовательной организации;

-педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

В состав Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования (СПК) вошел директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов, который принял участие в указанном заседании. На первом установочном мероприятии Любовью Духаниной, председателем Совета, были предложены к рассмотрению и утверждению основополагающие для деятельности СПК проекты документов – проект Положения Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, проект Требований к центрам оценки квалификаций и порядка отбора и прекращения полномочий центров оценки квалификаций Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, проект Типового положения о региональном экспертном Совете СПК в сфере образования, проект Положения об Апелляционной комиссии СПК в сфере образования и другие.

С докладом «О рассмотрении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» выступил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин. Спикером были обозначены основные проблемные точки, возникающие в практике применения профессионального стандарта, и те риски, которые несут организации высшего образования, следуя или не следуя букве нормативного акта. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов в своём выступлении отметил имманентное свойство профессионального стандарта как документа – отсутствие в документе описания «мягких» компетенций, роль которых возрастает в современном обществе. В качестве альтернативы для профессиональных стандартов в высшей школе были предложены иные инструменты описания деятельности и личностных требований к работникам — отраслевые рамки квалификаций, нормативные правовые акты органов исполнительной власти и т.п.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» был разработан в Федеральном институте развития образования в 2015 году и был утверждён приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608.

С предложениями по актуализации профессионального стандарта выступил Максим Дулинов. Директор ФИРО рассказал членам СПК о работе по выявлению трудностей организаций при применении профстандарта, проведенную Институтом в 2018-2019 годах.

Федеральным институтом развития образования было проведено обследование организаций, включающее в том числе и анкетирование на предмет определения основных сложностей, которые испытывают организации, реализуя на практике положения профессионального стандарта. Было собрано и проанализировано более 500 предложений и замечаний по внесению изменений в текст профессионального стандарта.

«Изучение характера этих замечаний, говорит о том, что профессиональный стандарт нуждается в актуализации и изменении формулировок. Для адекватного внедрения профстандарта необходимы методические рекомендации и база данных, содержащая сведения по наиболее часто задаваемым вопросам. Большое количество вопросов, поступившее экспертам ФИРО, показывает отсутствие ясности среди пользователей и указывает на необходимость проведения разъяснительной работы», - отметил в своем выступлении директор ФИРО РАНХиГС.

«Но внесение указанных изменений – это лишь небольшая часть работы. Доработанный проект профессионального стандарта необходимо будет обсудить и согласовать с самым широким кругом пользователей – Минпросвещения России, Минобрнауки России, Профсоюзом работников образования, организациями ВО, профессиональными образовательными организациями, организациями ДПО и пр., что подразумевает большой объём содержательной и организационной работы», - заключил Максим Дулинов.

В заключении Советом было единогласно принято решение о необходимости актуализации профессионального стандарта. Также было решено обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой отложить на два года (до 2022 г.) применение профессионального стандарта в соответствии с действующим Постановлением Правительства № 584 от 27.06.2016 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

 

Справочно:

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» Федеральным институтом развития образования в 2015 году и был утверждён приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608.

Профессиональный стандарт описывает квалификационные требования и виды деятельности, необходимые умения и знания для педагогов, работающих в образовательных организациях, реализующих программы СПО, ВО, ДПО и профессионального обучения и применяется образовательными организациями с 1 января 2017 года при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

В мае 2018 г. ФИРО РАНХиГС в соответствии в государственным заданием провёл обследование образовательных организаций (154 организации, 89% из которых – организации ВО), в ходе которого было выявлено, что 67% опрошенных организаций применяли профессиональный стандарт в своих организациях.

Также в соответствии с государственным заданием было запущено анкетирование образовательных организаций, реализующих программы ВО, СПО и ДПО на предмет выявления основных трудностей, которые испытывали организации при применении положений профстандарта. В опросе приняли участие 242 профессиональные образовательные организации и 72 организации ВО и ДПО. Было собрано и проанализировано более 500 оригинальных предложений и замечаний по внесению изменений в текст профессионального стандарта

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: