Новости

Наталья Тарасова в эфире ВГТРК: Как учителям справиться со стрессом?

Учителям приходится не легко, 84 % педагогов не справляются со стрессом. Новые стандарты, повышенные требования родителей увеличивают психологическую нагрузку. Как учителям справиться со стрессом?

11 ноября на ВГТРК в передаче «Утро России» обсуждали проблему профессионального стресса педагогических работников. Экспертом студии стала директор центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова.

Утро России: У педагогов все больше и больше причин для стресса, в классах огромное количество учеников, администрация давит, родительские чаты вообще могут свести с ума. Где брать силы, чтобы и детей учить, и оставаться в стабильном эмоциональном состоянии при этом?

Н.Тарасова: Да, это становиться особенно актуальной проблемой в последнее время. Сегодня у нас сложилась такая ситуация, что с одной стороны наши педагоги утратили возможность получать помощь. Ту помощь, которую мы раньше традиционно называли методической, которая помогала им, снимала с них частично времени для разработки каких-то планов, подготовки инструкций, шаблонов. Сейчас работа ведется в  разных направлениях. Например,  в профессиональном стандарте учителя предлагается развести вертикальный и горизонтальный рост учителя, чтобы ввести должности старшего учителя, ведущего учителя, чтобы показать ему возможности роста, возможности самореализации.

Утро России: А как это коррелирует со стрессовыми ситуациями?

Н.Тарасова: Мы до конца не знаем, что будет вписано в должностную инструкцию. И насколько это будет действительно снимать стресс. За что будет отвечать педагог, чем будет отличаться между собой учитель, старший учитель, ведущий учитель. Не получится ли это так, как у нас за последнее время складывается - что приходит больше контроля, больше проверки…

Утро России: Вы сказали, что возможно появятся новые стандарты. В тоже время эксперты говорят, что те стандарты, которые были введены 4 года назад могут являться одной из причиной стресса.

Н.Тарасова: Я знаю исследование, где 84 % педагогов высказали свое мнение, что испытывают стресс от того, что ввели стандарты. Здесь можно развести этот результат – насколько педагоги ощущают стресс от самого стандарта или от совокупности тех ситуаций, в которых они оказались. У нас получается, что когда вводился стандарт в систему дошкольного образования, в него закладывали ключевое - развитие ребенка, но параллельно, когда вводился стандарт, пришла еще  дополнительная нагрузка в виде новой системы оплаты труда. Также начал  разрабатываться профессиональный стандарт учителя и воспитателя – и  работники общего образования оказались в ситуации постоянных нововведений - что им ожидать, что на них сейчас свалится , что они делают не так?

Утро России: Учителя имеют право раз в 10 лет уйти на годовой отпуск, чтобы не было того самого выгорания, правда не все об этом знают и не все этим пользуются, потому что он не оплачиваемый. Не ведется ли такой разговор, чтобы сделать такой отпуск оплачиваемым?

Н.Тарасова: Я проработала в школе больше 23 лет и никогда мы не знали о том, что нам полагается этот отпуск. Я не думаю, что учителя массово бы на этот отпуск согласились. Им нужна помощь внутри, в освобождении от этой бюрократии, чиновничьей проверяемости. Нужна методическая поддержка – чтобы педагогов не ругали, а оказывали им помощь.

 

Поделиться в социальных сетях или отправить ссылку по почте: